Новости

МЧС России

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Центральный федеральный округ Воронежская область

20 сентября 2016 года Год пожарной охраны. Вперёд с деловой хваткой

Антон Филиппович Туренко резко отли­чался от других со­трудников УПО своей не­возму­тимостью, исключительной вы­держкой, непоказной ес­тествен­ной деловитостью, я ни разу не видел его раздраженным или воз­буж­денным, хотя для этого у него были все осно­вания. Никто нико­гда не замечал его праздно­сидя­щим за столом, или рассказы­вающим анекдоты, байки, он либо готовил документы, либо с кем-нибудь разговари­вал о слу­жебных делах. Даже подписать документ у начальника он шел вперед, не соблюдая очереди, не­смотря на возражения сослужив­цев, упрекав­ших его в неуваже­нии к коллегам. И особенно ис­кренне всегда возмущался дели­катный Лео­нид Яковлевич Ев­ченко.

Туренко не боялся критико­вать руководство, и не только на собраниях. Зная, что начальник управления иногда проявлял мед­лительность в решении того или иного вопроса, он в присутствии его заместителя мог спокойно без эмоций заметить: «Пал Палыч, Вы долго не даете ответа на этот доку­мент-запрос, страдает дело. А вот Борис Сидорович отвечает быстро». И обескураженному на­чальнику ничего не оставалось, как сказать: «Ты что, хочешь нас поссорить?».

Он не любил компании, нико­гда не злоупотреблял спиртным — был к нему равнодушен, а если выпивал, то только для того, чтобы к нему не приставали, чтобы отмахнуться от назойли­вых. Внешне всегда опрятный, в выглажен­ной форме и с вечно черными волосами, он и сейчас, когда ему далеко за восемьдесят, выглядит довольно моложаво. Так что многие женщины на вид дают ему не больше 50-55 лет. И вот, как-то разговорившись с Ан­тоном Филипповичем, я узнал много интересного из его жизни.

Родился он на Дальнем вос­токе в апреле 1916 года в селе Уссурке Кировского района При­морского края. В начале века его отец — Филипп Феофанович Ту­ренко, ища лучшую долю, поки­нул родную Полтавщину, пере­селившись на свободные земли Дальнего Востока, где и женился на мест­ной крестьянке. Мать же, после рождения Антона, вскоре умерла, оставив четырехлетнюю дочку и двухлетнего сына.

Окончив в 1931 году семи­летку, Антон поступил в ФЗУ, и, получив специальность помощ­ника машиниста паровоза, в те­чение месяца ремонтировал эти самые паровозы. Потом Туренко решил продолжить учебу в авто­дорожном техникуме, по оконча­нию которого стал работать нача­льником гаража в МТС Белогор­ского района. А в 1937 году мо­лодого специалиста призвали в армию, где, используя его обра­зование и большой опыт работы, определили в Хабаровский авто­мобильный полк по подготовке военных шоферов. И через месяц инициативного и грамотного (по тем временам) красноармейца Туренко назначи­ли заместителем командира роты по техчасти.

Для ремонта автомашин и тан­ков в 1939 году роту перевели на Сахалин. И вот, отслужив поло­женное, зимой 1940 года Антон Филиппович де­мобилизовался, но так как из-за отсутствия водного транспорта доехать на материк не было возможности, то он остался на острове, устроился на работу в Управление НКВД, которое рас­полагалось в го­роде Александ­ровске.

Назначили его тогда старшим инспектором ГАИ. Он являлся и старшим, и просто инспектором (другого там не было, единствен­ный на всю область), и, получив звание лейтенант милиции, обя­зан был выезжать на все до­рожно-транспортные про­исшест­вия, совершаемые на Сахалине как гражданскими, так и воен­ными людьми. По просьбе руко­водства Управления, кроме ос­новной службы, в нерабочее ве­чернее время он вынужден был заниматься воен­ной подготовкой сотрудников милиции, ведь воз­можность вступления Японии в войну против СССР на стороне Германии казалась очевидной.

Однажды из города Охи, что на севере Са­халина, поступила просьба о проведении зачетов с шоферами, которые не имели во­ди­тельских документов, но рабо­тали на автомобилях. В их число входили и милиционеры, и ра­ботники пожарной охраны. Доб­росовестно выполнив всю запла­нированную работу и вручив всем сдававшим зачеты удосто­верения, Антон Филиппович доб­рался по узкоколейке до побере­жья Татарского проли­ва. А от­туда до Александровска, но уже морским транспортом, ему пред­стояло ехать еще 800 километров.

Этим путем ходил катер с баржой, не совсем приспособлен­ный для перевозки людей и едва вмещавшей 45-50 человек. В этот раз в нее вместилось около семи­десяти пассажиров, а поэтому там не только сесть, но и стоять было негде. Среди пассажиров находи­лось много женщин с детьми, и почти половину драгоценной площади заняли мешки, корзины и кошелки. Увы, но на барже для Антона Филипповича места не оказалось, и поэтому он решил идти на катер к матросам, поду­мав, что может они милиционера к себе возьмут. И не ошибся, по­тому как увидел знакомого меха­ника, который и пристроил его.

Уже смеркалось, когда катер с баржей отчалил от пристани. Но не прошло и двух часов, как на море разыгрался страшный шторм, в результате которого уже первые большие волны сразу за­хлестнули баржу, смыв все, что находилось на ней, и самое жут­кое — людей.

На грузовом судне погибли все, кроме одного моториста-ме­ханика, который в самом начале этой стихии, успел привязать себя к стойке, за какую крепился металлический трос, соединяв­ший баржу с катером.

Измученные члены команды и пассажир Туренко, находившиеся на буксире, готовились к самому худшему, но судьба смилостиви­лась над ними и они остались живы.

В период Великой Отечест­венной войны Антона Филиппо­вича на фронт не взяли — «броня». Но дыхание войны ощущалось и здесь на острове.

В 1942 году, во время ожесто­ченных боев в Сталинграде, японская военная эс­кадра подо­шла к побережью и, став на рейде напротив Александровска, напра­вила стволы орудий на город, ожидая только команды «Огонь», которая должна была последовать пос­ле сдачи Сталинграда немцам. С берега хорошо были видны и ко­рабельные пушки и матросы, занимавшиеся зарядкой под му­зыку. Да и с японских кораблей все время доносилась громкая музыка.

Видя приготовления непри­ятеля, сахалинцы решили при­нять ответ­ные меры, и, в частно­сти, с помощью тракто­ров под­няли пушки в горы. Но сражения не произошло, ибо разгром нем­цев на Волге заста­вил японскую эскадру покинуть воды нашей страны.

И все же в августе 45-го Ту­ренко пришлось непосредственно участвовать в военных действиях — операциях нашей военной раз­ведки. А уже осенью 46-го его, как грамотного и опытного спе­циалиста, назначили начальником отдела техники УМГБ.

Тяжелое наследство досталось ему - старый и весь разбитый ав­тотранспорт. Требовалось вло­жить много труда для его восста­новления, а без соответствующей ремонт­ной базы сделать это было невозможно. Пришлось подби­рать кадры, учить ремонт­ников-автослесарей, токарей и просто рабочих. В прямом смысле с ран­него утра и до поздней ночи, ра­ботал начальник службы, не зная ни отдыха, ни выходных, но авто­технику восстановил.

Шли годы, которые сказались на ухудшении здоровья Антона Филипповича, и, проработав на острове более 12 лет, он подал рапорт о своем переводе на мате­рик. В нем, помимо Москвы, Ту­ренко указал города Новосибирск и Куйбышев, где жили родствен­ники его жены. Но жизнь распо­рядилась иначе, и он согласился на предложенные ему Воронеж и должность старшего инспектора УПО по технике.

Переехав в наш город с семьей, Антон Филиппович посе­лился сначала в двух маленьких комнатах полуподвального по­мещения нынешней первой по­жарной части. А уже через пол­года получил две большие ком­наты в квартире со всеми удобст­вами, которая располагалась в престижном доме на улице Воло­дарского.

Как человек деятельный и энергичный, он не имел при­вычки сидеть в кабинете. Его часто можно было видеть в по­жарных частях, проверяющим качество работы спецагрегатов пожарных автомобилей, в отряде технической службы, выясняю­щим причины отдельных жалоб из районов, в строительных орга­низациях, банковских учрежде­ниях и других местах. Это благо­даря стараниям Антона Филип­повича, умно расходовавшего средства Госстраха, построены основные производственные и складские помещения для отряда техниче­ской службы на левом берегу - на территории нынешней пожарном части № 24. Много и настойчиво занимался Туренко расширением и укреплением ма­териальной базы пожарной ох­раны. А к числу его преемников, продолживших эти традиции, можно отнести Петра Петровича Федянина, Евге­ния Владимиро­вича Кравцова, Алексея Андрее­вича Теплякова, Владимира Але­ксеевича Бурмисова, под руково­дством которых в большинстве районов области вместо старых ветхих строений, больше напоминавших сараи, построены но­вые добротные пожарные депо.

Новость на сайте МЧС Воронежской области

Версия для печати Новость была получена автоматически с источника в 2016:09:20 10:05 (МСК)

Регионы России: ЦФО, Воронежская область

Другие тэги

Все новости по тэгу ""

Календарь новостей

Интернет-приемная
Воронежская область

Последние новости

Все новости