Главная » Центральный федеральный округ » Воронежская область
20 сентября 2016 года
Антон Филиппович Туренко резко отличался от других сотрудников УПО своей невозмутимостью, исключительной выдержкой, непоказной естественной деловитостью, я ни разу не видел его раздраженным или возбужденным, хотя для этого у него были все основания. Никто никогда не замечал его праздносидящим за столом, или рассказывающим анекдоты, байки, он либо готовил документы, либо с кем-нибудь разговаривал о служебных делах. Даже подписать документ у начальника он шел вперед, не соблюдая очереди, несмотря на возражения сослуживцев, упрекавших его в неуважении к коллегам. И особенно искренне всегда возмущался деликатный Леонид Яковлевич Евченко.
Туренко не боялся критиковать руководство, и не только на собраниях. Зная, что начальник управления иногда проявлял медлительность в решении того или иного вопроса, он в присутствии его заместителя мог спокойно без эмоций заметить: «Пал Палыч, Вы долго не даете ответа на этот документ-запрос, страдает дело. А вот Борис Сидорович отвечает быстро». И обескураженному начальнику ничего не оставалось, как сказать: «Ты что, хочешь нас поссорить?».
Он не любил компании, никогда не злоупотреблял спиртным — был к нему равнодушен, а если выпивал, то только для того, чтобы к нему не приставали, чтобы отмахнуться от назойливых. Внешне всегда опрятный, в выглаженной форме и с вечно черными волосами, он и сейчас, когда ему далеко за восемьдесят, выглядит довольно моложаво. Так что многие женщины на вид дают ему не больше 50-55 лет. И вот, как-то разговорившись с Антоном Филипповичем, я узнал много интересного из его жизни.
Родился он на Дальнем востоке в апреле 1916 года в селе Уссурке Кировского района Приморского края. В начале века его отец — Филипп Феофанович Туренко, ища лучшую долю, покинул родную Полтавщину, переселившись на свободные земли Дальнего Востока, где и женился на местной крестьянке. Мать же, после рождения Антона, вскоре умерла, оставив четырехлетнюю дочку и двухлетнего сына.
Окончив в 1931 году семилетку, Антон поступил в ФЗУ, и, получив специальность помощника машиниста паровоза, в течение месяца ремонтировал эти самые паровозы. Потом Туренко решил продолжить учебу в автодорожном техникуме, по окончанию которого стал работать начальником гаража в МТС Белогорского района. А в 1937 году молодого специалиста призвали в армию, где, используя его образование и большой опыт работы, определили в Хабаровский автомобильный полк по подготовке военных шоферов. И через месяц инициативного и грамотного (по тем временам) красноармейца Туренко назначили заместителем командира роты по техчасти.
Для ремонта автомашин и танков в 1939 году роту перевели на Сахалин. И вот, отслужив положенное, зимой 1940 года Антон Филиппович демобилизовался, но так как из-за отсутствия водного транспорта доехать на материк не было возможности, то он остался на острове, устроился на работу в Управление НКВД, которое располагалось в городе Александровске.
Назначили его тогда старшим инспектором ГАИ. Он являлся и старшим, и просто инспектором (другого там не было, единственный на всю область), и, получив звание лейтенант милиции, обязан был выезжать на все дорожно-транспортные происшествия, совершаемые на Сахалине как гражданскими, так и военными людьми. По просьбе руководства Управления, кроме основной службы, в нерабочее вечернее время он вынужден был заниматься военной подготовкой сотрудников милиции, ведь возможность вступления Японии в войну против СССР на стороне Германии казалась очевидной.
Однажды из города Охи, что на севере Сахалина, поступила просьба о проведении зачетов с шоферами, которые не имели водительских документов, но работали на автомобилях. В их число входили и милиционеры, и работники пожарной охраны. Добросовестно выполнив всю запланированную работу и вручив всем сдававшим зачеты удостоверения, Антон Филиппович добрался по узкоколейке до побережья Татарского пролива. А оттуда до Александровска, но уже морским транспортом, ему предстояло ехать еще 800 километров.
Этим путем ходил катер с баржой, не совсем приспособленный для перевозки людей и едва вмещавшей 45-50 человек. В этот раз в нее вместилось около семидесяти пассажиров, а поэтому там не только сесть, но и стоять было негде. Среди пассажиров находилось много женщин с детьми, и почти половину драгоценной площади заняли мешки, корзины и кошелки. Увы, но на барже для Антона Филипповича места не оказалось, и поэтому он решил идти на катер к матросам, подумав, что может они милиционера к себе возьмут. И не ошибся, потому как увидел знакомого механика, который и пристроил его.
Уже смеркалось, когда катер с баржей отчалил от пристани. Но не прошло и двух часов, как на море разыгрался страшный шторм, в результате которого уже первые большие волны сразу захлестнули баржу, смыв все, что находилось на ней, и самое жуткое — людей.
На грузовом судне погибли все, кроме одного моториста-механика, который в самом начале этой стихии, успел привязать себя к стойке, за какую крепился металлический трос, соединявший баржу с катером.
Измученные члены команды и пассажир Туренко, находившиеся на буксире, готовились к самому худшему, но судьба смилостивилась над ними и они остались живы.
В период Великой Отечественной войны Антона Филипповича на фронт не взяли — «броня». Но дыхание войны ощущалось и здесь на острове.
В 1942 году, во время ожесточенных боев в Сталинграде, японская военная эскадра подошла к побережью и, став на рейде напротив Александровска, направила стволы орудий на город, ожидая только команды «Огонь», которая должна была последовать после сдачи Сталинграда немцам. С берега хорошо были видны и корабельные пушки и матросы, занимавшиеся зарядкой под музыку. Да и с японских кораблей все время доносилась громкая музыка.
Видя приготовления неприятеля, сахалинцы решили принять ответные меры, и, в частности, с помощью тракторов подняли пушки в горы. Но сражения не произошло, ибо разгром немцев на Волге заставил японскую эскадру покинуть воды нашей страны.
И все же в августе 45-го Туренко пришлось непосредственно участвовать в военных действиях — операциях нашей военной разведки. А уже осенью 46-го его, как грамотного и опытного специалиста, назначили начальником отдела техники УМГБ.
Тяжелое наследство досталось ему - старый и весь разбитый автотранспорт. Требовалось вложить много труда для его восстановления, а без соответствующей ремонтной базы сделать это было невозможно. Пришлось подбирать кадры, учить ремонтников-автослесарей, токарей и просто рабочих. В прямом смысле с раннего утра и до поздней ночи, работал начальник службы, не зная ни отдыха, ни выходных, но автотехнику восстановил.
Шли годы, которые сказались на ухудшении здоровья Антона Филипповича, и, проработав на острове более 12 лет, он подал рапорт о своем переводе на материк. В нем, помимо Москвы, Туренко указал города Новосибирск и Куйбышев, где жили родственники его жены. Но жизнь распорядилась иначе, и он согласился на предложенные ему Воронеж и должность старшего инспектора УПО по технике.
Переехав в наш город с семьей, Антон Филиппович поселился сначала в двух маленьких комнатах полуподвального помещения нынешней первой пожарной части. А уже через полгода получил две большие комнаты в квартире со всеми удобствами, которая располагалась в престижном доме на улице Володарского.
Как человек деятельный и энергичный, он не имел привычки сидеть в кабинете. Его часто можно было видеть в пожарных частях, проверяющим качество работы спецагрегатов пожарных автомобилей, в отряде технической службы, выясняющим причины отдельных жалоб из районов, в строительных организациях, банковских учреждениях и других местах. Это благодаря стараниям Антона Филипповича, умно расходовавшего средства Госстраха, построены основные производственные и складские помещения для отряда технической службы на левом берегу - на территории нынешней пожарном части № 24. Много и настойчиво занимался Туренко расширением и укреплением материальной базы пожарной охраны. А к числу его преемников, продолживших эти традиции, можно отнести Петра Петровича Федянина, Евгения Владимировича Кравцова, Алексея Андреевича Теплякова, Владимира Алексеевича Бурмисова, под руководством которых в большинстве районов области вместо старых ветхих строений, больше напоминавших сараи, построены новые добротные пожарные депо.
Ссылка на текст новости: http://mchsrf.ru/news/361731-god-pojarnoy-ohranyi-vperd.html
Ссылка на первоисточник: http://36.mchs.gov.ru/pressroom/news/item/4196837/