1. Оценка состояния явлений и параметров происшествий (ЧС): 1.1. Гидрометеорологическая обстановка:
(На основе данных Тамбовского ЦГМС – филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центрально-Черноземное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды»)
Метеорологическая дальность видимости составляет 9 километров.
20 октября переменная облачность. Без существенных осадков. Ветер западной четверти ночью 5-10, днем 7-12, местами порывы до 16 м/с. Температура воздуха ночью -2°, +3°, днем 6-11°. Атмосферное давление 751 мм рт. ст. Влажность воздуха 55 %. В течение дня атмосферное давление повысится, влажность воздуха не изменится.
Источник: (Гидрологический бюллетень № 196 от 19 октября 2020 года; сайт погоды ЦГМС -http://www.cgms.ru/68/).1.2. Экзогенная обстановка.
В норме, контролируется.
1.3. Сейсмическая обстановка.
Сейсмических явлений не зафиксировано.
1.4. Гелиогеофизическая обстановка.
00.00 - 24.00 – небольшие возмущения.
1.5. Радиационно-химическая и экологическая обстановка.
Радиационная обстановка на территории области в норме.
Естественный радиационный фон: 11-13 мкР/час.
1.6. Гидрологическая обстановка:
Гидрологическая обстановка на территории области контролируется 11 постами наблюдения.
1.7. Прогноз возникновения, развития и параметры природных ситуаций, обусловленных лесными пожарами.
На всей территории Тамбовской области 20 октября 2020 года прогнозируется сохранение IV, V класса пожарной опасности.
Метеостанция Города и районы ФактическийТамбов
г. Тамбов, г. Рассказово, г. Котовск, Тамбовский, Рассказовский, Бондарский районы IМоршанск г. Моршанск, Моршанский, Сосновский, Пичаевский, Староюрьевский районы I
Мичуринск г. Мичуринск, Мичуринский, Петровский, Первомайский, Никифоровский район I
Кирсанов г. Кирсанов, Уметский, Гавриловский, Инжавинский, Кирсановский районы I
Обловка г. Уварово, Уваровский, Ржаксинский, Мучкапский районы IVЖердевка Жердевский, Знаменский, Токаревский, Сампурский районы Vс/з Ленина Мордовского р-на Мордовский район I
I – отсутствие опасности;
II – малая пожарная опасность;
III – средняя пожарная опасность;
IV – высокая пожарная опасность;
V – чрезвычайная опасность.
Исходя из прогнозируемых погодных условий, на территории Тамбовской области прогнозируется возникновение единичных очагов ландшафтных пожаров и палов травы.
Вероятность возникновения – 0,1- 0,5.
2. Прогноз возникновения происшествий (ЧС):
2.1. Прогноз возникновения, развития и параметры природных ситуаций, обусловленных гидрометеорологическими источниками
.Прогнозируется опасное метеорологическое явление: местами чрезвычайно высокая пожароопасность (V класс).
Прогнозируется неблагоприятное метеорологическое явление: установление высокой пожароопасности (IV класс).
2.2 Прогноз возникновения, развития и параметры природных ситуаций, обусловленных экзогенными геологическими процессами
.Происшествия и ЧС, обусловленные экзогенными геологическими процессами, не прогнозируются. Вероятность их возникновения находится в пределах среднемноголетних значений.
Вероятность возникновения – 0,001 - 0,003.
2.3 Прогноз развития и параметры ЧС, обусловленных техногенной опасностью
.Исходя из прогнозируемых погодных условий, природные и природно-техногенные ЧС не прогнозируются.
На всех ХОО имеются элементы АСКАВ.
На территории области обстановка на потенциально-опасных объектах контролируется.
Аварии с выбросом (угрозой выброса) АХОВ не прогнозируются.
На территории области обстановка на объектах топливно-энергетического комплекса и ЖКХ контролируется. Существует вероятность возникновения аварийных отключений на объектах ЖКХ (водоснабжения и канализационных сетей). Причина – старение и износ труб (59,8%) и оборудования котельных (57,1%), (электроснабжение).
Вероятность возникновения – 0,1-0,4.
Прогнозируется возникновение аварий на линиях электропередач и линиях связи. На территории Тамбовского, Рассказовского районов существует вероятность нарушения электроснабжения, связанная с обрывом (повреждением) ЛЭП, линий связи, обрушением слабоукрепленных, широкоформатных, ветхих, рекламных конструкций (порывы ветра до 17 м/с). В зону отключения попадает: в Тамбовском районе (3 н п. Б.Криуша, К.Криуша, с.Космодемьяновка, 2 СЗО, домов 741 различной этажности с населением 1775 чел., 16 ТП, 2 ВНБ, 3 участка линий ЛЭП общей протяженностью 1300 м.); в Рассказовском районе (1 н. п. с. Платоновка , 124 дома различной этажности с населением 500 чел., 2 ТП, 1 участок линий ЛЭП протяженностью 100 м, 1 ВНБ); ГО Рассказово (1 СЗО, 300 домов различной этажности с населением 1400 чел., 4 ТП, 1 участок линий ЛЭП протяженностью 1050 м.).
Вероятность возникновения – 0,4– 0,45.
Существует вероятность возникновения происшествий, обусловленных бытовыми пожарами и гибелью людей на них в зданиях жилого, социально-культурного и бытового назначения. Из-за нарушения правил эксплуатации газового оборудования в жилом секторе существует вероятность взрывов бытового газа. Согласно многолетней статистике возможны происшествия на территории муниципальных образований: г. Тамбов, г. Мичуринск, Моршанский, Рассказовский, Сосновский и Тамбовский районы. (Основной источник – нарушение правил эксплуатации электроприборов, печного и газового оборудования, курение в нетрезвом состоянии, детская шалость с огнем).
Увеличение количества техногенных пожаров не прогнозируется.
ЧС, обусловленные техногенными пожарами, не прогнозируются.
Вероятность возникновения – 0,25- 0,35.
Высокая интенсивность движения и не соблюдение скоростного режима, низкая дисциплина на дорогах, как водительского состава, так и пешеходов, низкое качество дорожного покрытия, погодные условия могут способствовать возникновению дорожно-транспортных происшествий.
Всего на дорогах области 3 опасных участка:
На автодороге Р-22 «Каспий» в Первомайском районе (350-359 км) – 1 аварийный участок.
На автодороге Р-22 «Каспий» в Тамбовском районе (466-470 км) – 1 аварийный участок.
На автодороге Р-22 «Каспий» в Знаменском районе (480-490 км) – 1 аварийный участок.
На основе статистических данных о ДТП, получаемых от ГИБДД УВД Тамбовской области, увеличение количества ДТП прогнозируется на автодорогах г. Тамбова, г. Мичуринска и Тамбовского района.
Увеличение количества ДТП не прогнозируется.
ЧС, обусловленные ДТП, не прогнозируются.
Вероятность возникновения – 0,35 - 04.
2.4 Прогноз динамики вспышечной заболеваемости.
Существует вероятность развития смешанной эпидемии гриппа умеренной интенсивности с участием вирусов: гриппа A(H3N2), пандемического гриппа A(H1N1) и гриппа «B» на всей территории области.
Существует вероятность возникновения очагов заболевания АЧС на территории Тамбовской области.
При несоблюдении мероприятий по ликвидации эпизоотических очагов бруцеллёза у коров существует вероятность дальнейшего распространения опасного инфекционного заболевания.
Вероятность возникновения – 0,15- 0,35.
2.5 Прогноз распространения болезней и вредителей растений.
В период вегетации сельскохозяйственных культур (опасное агрометеорологическое явление – суховей: ветер 8-15 м/с с высокой температурой воздуха 29-31° и низкой влажностью воздуха 15-27%) приводят к иссушению растений, частичной или полной гибели урожая.
Вероятность возникновения –0,27-0,45.
2.6 Прогноз возникновения, развития и параметры природных ситуаций, обусловленных гелиогеофизической обстановкой.
00.00 - 24.00 – небольшие возмущения.
Вероятность возникновения превышения среднемноголетних значений количества техногенных ЧС, обусловленных ошибками операторов и авариями в сложных электронных и электронно-механических системах из-за усиления влияния геомагнитной активности не повышается и находится в пределах среднемноголетних значений
Вероятность возникновения – 0,03- 0,15.
2.7 Прогноз возникновения происшествий на водных объектах.
На водоемах области существует вероятность возникновения происшествий и гибели людей на водных объектах при отдыхе и рыбалке.
Вероятность возникновения – 0,2- 0,5.
3. Мероприятия по предупреждению, предотвращению, локализации ЧС и ликвидации ее последствий.
Рекомендованные превентивные мероприятия
В режиме повседневной деятельности:
1. Ежедневный прогноз возникновения и развития чрезвычайных ситуаций на территории Тамбовской области довести до глав администраций муниципальных образований, диспетчеров ЕДДС, руководителей предприятий, организаций и учреждений.
Силами государственного пожарного надзора, с участием сотрудников УМВД продолжать проверки противопожарного состояния административных зданий, учебных учреждений, а также складских помещений производственных объектов и мест с массовым скоплением людей. Проводить комплекс мероприятий по повышению пожарной безопасности на объектах культурно-зрелищных учреждений, обратить особое внимание на ВУЗы, общеобразовательные школы, дома культуры, дошкольные учреждения, интернаты ветеранов труда.
2. Информировать дежурные службы городов и районов области, руководителей объектов электро- и газоснабжения, руководителей потенциально опасных объектов, лечебных учреждений, а также население при резком ухудшении метеорологической обстановки.
3. При получении информации о неблагоприятных и опасных погодных явлениях немедленно информировать население по телевидению и радио.
В соответствии с требованием протокола внепланового заседания Комиссии при полномочном представителе Президента РФ в ЦФО по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности рекомендую:
Руководителям муниципальных образований обеспечить немедленное доведение прогнозной информации до руководителей (старших) туристических групп, находящихся непосредственно на маршруте следования, а также через организации, проводившие их официальную регистрацию.
4. Организовать взаимодействие с коммунальными и аварийными службами в целях недопущения возникновения чрезвычайных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, исправности коммуникаций и сохранности имущества.
5. Главам муниципальных образований г. Тамбов, г. Мичуринск, Моршанского, Рассказовского, Сосновского и Тамбовского района проводить разъяснительную работу среди населения (с привлечением СМИ) в области пожарной безопасности.
6. Продолжать комплекс мероприятий, повышающих готовность сил и средств всех звеньев территориальной подсистемы РСЧС:
• проверить наличие схем всей системы электропитания соответствующего муниципального образования;
• уточнить схемы ЛЭП и зоны ответственности эксплуатирующих организаций, а также их способность устранить возможные неисправности (обрывы, замыкания и пр.);
• провести полный учет и привести в готовность имеющуюся технику;
• провести полный учет, ревизию и восстановить работоспособность имеющихся основных и резервных источников электроэнергии;
• уточнить состав и место работы оперативного штаба, а также его обеспечение для выполнения задач по предназначению;
• уточнить и провести мероприятия по обеспечению бесперебойной связи между оперативным штабом муниципального образования и оперативным штабом ГУ МЧС по Тамбовской области;
• уточнить места и порядок проведения возможной эвакуации пострадавшего населения;
• проверить наличие, оснащённость, оборудование и готовность к работе аварийно-восстановительных бригад.
7. Организовать проверку резервных источников питания сотовых вышек.
8. Поддерживать на необходимом уровне запасы материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
9. Вести мониторинг состояния потенциально опасных объектов дежурно-диспетчерскими службами предприятий, ЕДДС муниципальных образований и ДДС области.
10. С целью предотвращения террористических актов ужесточить пропускной режим при входе и въезде на территории потенциально опасных, социально значимых объектов, учебных заведений. Осуществлять ежедневный обход территории, периодически проводить инспекции складских помещений, мест с массовым пребыванием людей. Организовать и проводить совместно с сотрудниками правоохранительных органов инструктажи и практические занятия по действиям при чрезвычайных ситуациях. В случае обнаружения подозрительного предмета незамедлительно сообщать о случившемся в правоохранительные органы.
11. Органам местного самоуправления совместно с ГИБДД реализовывать меры по предупреждению возникновения ЧС и аварийных ситуаций на автомобильных трассах, в том числе:
• учащенный режим информирования населения о состоянии дорожного покрытия;
• обеспечить своевременное информирование участников дорожного движения о погодных условиях;
• информирование населения по каналам СМИ о плотности потоков дорожного движения на участках автотрасс;
• информирование водителей по каналам СМИ о частотах и телефонах связи со спасателями и дорожными службами при возникновении ДТП и заторов;
• информирование населения по каналам СМИ о рисках возникновения ДТП из-за сложных метеорологических условий (если имеет место – туман, сильные осадки, сильный ветер с порывами от 18 м/с);
• организовать выполнение комплекса превентивных мероприятий по снижению риска возникновения ЧС и уменьшение их последствий;
• определить режим функционирования органов управления своим решением с учетом складывающейся обстановки;
• при необходимости организовать приведение в готовность дополнительных сил и средств для оперативного реагирования на происшествия, связанные с обрывами линий электропередач и складывающейся дорожной транспортной обстановкой;
• организовать работу по патрулированию оперативными группами опасных участков дорог федерального, регионального и местного значения;
• провести превентивное перераспределение (ограничение) потоков автомобильного движения и т.д.
12. Для снижения количества ДТП производить:
• установку современных дорожных знаков на автомагистралях, очистку дорожного покрытия.
• главам администраций Первомайского, Мичуринского, Тамбовского, Никифоровского, Знаменского, Сампурского, Ржаксинского, Жердевского муниципальных районов, в границах которых проходит федеральная автомобильная магистраль Москва-Волгоград предусмотреть развертывание формирований спасательных служб (подвижных пунктов питания, подвижных пунктов заправки ГСМ);
• В связи с возможными сильными осадками главам администраций муниципальных образований своевременно организовывать очистку коллекторно-дренажных систем.
13. Для предупреждения ДТП и аварий в условиях возникновения неблагоприятных погодных явлений необходимо проведение дополнительного (сезонного) инструктажа водителей, осуществлять контроль технического состояния транспорта, используемого для перевозки опасных грузов (АХОВ, нефтепродуктов). Обеспечить контроль готовности спасательных служб к реагированию на ДТП.
14. Организовать готовность коммунальных и дорожных служб к обеспечению нормального функционирования систем жизнеобеспечения и транспортного сообщения в период неблагоприятных погодных условий.
15. Силами ГИМС совместно с органами местного самоуправления обеспечить проведение комплекса мероприятий по повышению безопасности на водных объектах.
16. В целях недопущения гибели людей на водных объектах региона усилить профилактическую, агитационно-пропагандистскую и разъяснительную работу:
- в местах традиционной ловли рыбы провести установку предупреждающих аншлагов;
- обеспечить масштабное проведение разъяснительной работы в СМИ по предотвращению гибели людей на водоемах.
17. Организациям, обслуживающим жилой фонд, проводить разъяснительную работу с потребителями (абонентами) природного газа по пользованию газом в быту и содержанию ими газового оборудования в исправном состоянии.
18. В целях предотвращения случаев взрывов природного газа совместно с Роспотребнадзором инициировать проверки газовых носителей, газораспределительных станций и автомобильных заправочных станций.
19. Организовать информирование населения через СМИ (по местному телевидению, радио), на автобусных и железнодорожных вокзалах, в крупных торговых центрах и на рынках по вопросам соблюдения правил и мер пожарной безопасности при эксплуатации бытовых газовых приборов, о соблюдении ПДД на автодорогах, о правилах поведения на массовых мероприятиях.
20. Для предотвращения возникновения лесных пожаров на территории области необходимо:
• Усилить контроль за разведением костров в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев;
• Проводить агитационную работу с населением и организациями на тему: опасности оставления промасленных или пропитанных бензином, керосином или иными горючими веществами материалов (бумагу, ткань, паклю, вату и др.) в не предусмотренных специально для этого местах;
• У дорог при въезде в лес по согласованию с местными органами МВД устанавливаются щиты-сигналы, предупреждающие об опасности пожаров в лесах.
• Наземное патрулирование проводится с 8 до 20 часов в местах работ, нахождения складов и других объектов в лесу, а также в местах, посещаемых населением, независимо от класса пожарной опасности, к которому отнесены участки.
• Авиационное патрулирование проводится не менее двух раз в день по каждому маршруту.
• Дежурство на пожарных наблюдательных пунктах проводится в течение всего светлого времени, а на пунктах приема донесений от экипажей патрульных самолетов и вертолетов с 9 до 20 часов.
• Наземные команды, если они не заняты на тушении пожаров, в течение всего светлого времени дня должны находиться в местах дежурства в полной готовности к выезду на пожар.
• Пожарная техника и средства пожаротушения находятся в полной готовности к использованию.
• Авиационные команды, если они не находятся в полете или на тушении пожаров, должны дежурить при авиаотделениях в полной готовности к вылету.
• Резервные пожарные команды лесхозов должны быть предупреждены и приведены в полную готовность. Закрепленные за ними противопожарный инвентарь и средства транспорта должны быть проверены и находиться в местах работы команд или вблизи этих мест.
• По ретрансляционным сетям должна проводиться двух или трехразовая передача напоминаний об осторожном обращении с огнем в лесу. Организуется передача таких напоминаний также в пригородных поездах и в автобусах, на железнодорожных платформах и автобусных остановках в лесных районах, вблизи городов и крупных населенных пунктов.
• Систематически проводится передача указанных напоминаний с самолетов и вертолетов при патрульных и специальных полетах. В конторах лесхозов организуется дежурство ответственных лиц в рабочие дни после окончания работы до 24 часов, а в выходные и праздничные дни с 9 до 24 часов.
• При прогнозировании длительного (более 5 дней) периода с отсутствием осадков отдельные группы (бригады) из наземных пожарных команд с пожарной техникой и средствами транспорта должны быть сосредоточены по возможности ближе к участкам, наиболее опасным в пожарном отношении.
Ограничивается посещение отдельных наиболее опасных участков леса, запрещается разведение костров в лесу. В связи с установившимся IV, V классом пожарной опасности и возможным усилением ветра руководителям муниципальных образований, организаций, учреждений проводить работу с населением по недопущению бесконтрольного разведения костров. Особое внимание обратить на деятельность собственников садово-огородных товариществ. Рекомендуется соблюдать Постановление администрации области № 787 от 01.10.2020г. в связи с установлением особого противопожарного режима в лесах на территории области.
21. Руководителям Управления культуры и архивного дела, Управления образования и науки, организовать доведение прогнозной информации до руководителей туристических маршрутов и руководителей детских оздоровительных лагерей.
22. Для предотвращения возникновения ЧС биолого – социального характера:
Руководителям органов исполнительной власти области, главам администраций городов и районов области, руководителям органов управления функциональных подсистем на территории области, руководителям органов управления территориальной подсистемы, руководителю Управления образования и науки, руководителю Управления культуры и архивного дела:
Организовать взаимодействие с медицинскими службами муниципальных образований по вопросам эпидемиологической обстановки:
• Осуществлять выполнение комплекса мер, направленных на недопущение распространения высокопатогенных вирусов гриппа типа А (H3N2) и других.
• Осуществлять выполнение комплекса мер, направленных на недопущение распространения высокопатогенных вирусов COVID-19.
• Продолжить профилактические мероприятия, направленные на снижение заболеваемости бешенством и бруцеллёзом среди животных.
• Продолжать проведение ветеринарно-санитарных мероприятий по нераспространению заболевания свиней АЧС на территории области в соответствии с постановлением Администрации области №731 от 04.07.2016г. «Об утверждении плана первоочередных мероприятий по предупреждению завоза и распространения африканской чумы свиней на территории Тамбовской области».
• Координировать совместно с санитарной службой проведение собственниками водопроводных сетей и сооружений превентивных, профилактических и организационных мероприятий, направленных на улучшение качества питьевого водоснабжения:
по обеспечению производственного контроля качества подаваемой воды населению, особенно в сельской местности;
по обустройству зон санитарной охраны коммунальных и ведомственных водопроводов;
по строительству водопроводов и созданию служб эксплуатации водопроводных сетей и сооружений в сельской местности, замене изношенных водопроводных сетей.
23. В связи с продолжающейся активностью клещей соблюдать меры безопасности при посещении лесов (носить головной убор (куртку с капюшоном), светлую одежду).
Усилить разъяснительную работу с населением через СМИ:
• о необходимости своевременного обращения в медицинские учреждения в случае укуса человека клещами, змеями, дикими и домашними животными;
• по предотвращению отравления населения ядовитыми, условно-съедобными грибами и лекарственными травами.
24. При возникновении предпосылок возникновения ЧС, немедленно принимать меры к их ликвидации и информировать СОД ЦУКС МЧС России по Тамбовской области.