Новости

МЧС России

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Сибирский федеральный округ Республика Алтай

11 Сентябрь 2020 года Рекомендации судоводителям о плавании маломерных судов в штормоопасный период

В соответствии с правилами пользования водными объектами Республики Алтай для плавания на маломерных судах, с 15 сентября до начала ледостава на Телецком озере установлено осеннее ограничение для плавания маломерных судов (особые условия плавания). В период особых условий плавания выход маломерных судов в плавание допустим при выполнении судовладельцами (судоводителями) комплекса мероприятий, гарантирующих безопасность плавания на этот период.

Особенность судовождения маломерных судов проявляется в необходимости для судоводителя принимать сложные решения, и принимать их в ограниченное время при недостатке информации.

Основными причинами аварийности маломерных судов остаются: нарушение судоводителями правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах; неправильное размещение людей и груза; превышение установленных норм пассажировместимости и грузоподъёмности; плавание в сложных гидрометеоусловиях и в тёмное время суток.

Судоводителю следует обратить внимание на необходимость непрерывного наблюдения за окружающей обстановкой во время движения, так как множество аварий происходит из-за отсутствия такого наблюдения.

Для предотвращения аварийных ситуаций при плавании в сложных условиях осеннего периода советуем судоводителям маломерных судов следовать нашим рекомендациям.

Рекомендуемые действия судоводителя при плавании в условиях ограниченной видимости

Условия ограниченной видимости – условия, при которых визуальная видимость ограничена из-за тумана, мглы, снегопада, сильного ливня, песчаной бури или иным причинам и составляет менее 1 километра. В этих условиях разрешается плавание судам, имеющим радиолокационную станцию, компас, звукосигнальное устройство, радиостанцию, позволяющую осуществлять связь между судами и между судном и берегом, все это оборудование должно находиться в исправном состоянии. В светлое время суток судоводители должны применять предписанную Правилами визуальную сигнализацию для темного времени суток (ходовые и стояночные огни). При стоянке в условиях ограниченной видимости судно должно подавать соответствующие звуковые сигналы.

Маломерным судам, парусным судам, в условиях ограниченной видимости запрещается выходить на судовой ход. При пользовании маломерными судами запрещается двигаться в тумане или других неблагоприятных метеоусловиях, когда из-за отсутствия видимости невозможна ориентировка.

Выход, на судовой ход при ограниченной видимости опасен тем, что суда, использующие в таких условиях радиолокатор, могут не определить эхо-сигнал от маломерного судна на экране радиолокационной станции. Маломерное судно, не оборудованное приборами, при ограниченной видимости не может уверенно ориентироваться и может попасть под более крупное судно или натолкнуться на какое-нибудь препятствие. Даже самые опытные судоводители в сильный туман, не имея навигационных приборов, полностью теряют ориентировку и иногда, не замечая того, переходят на обратное направление движения.

Судоводителям на судах, не оборудованных должным образом, запрещается движение в условиях ограниченной видимости, им следует повременить выходом в рейс, а если они были в пути и оказались в таких условиях, то они должны заблаговременно подыскать место у берега для безопасного отстоя судна до времени окончания этих условий.

При наступлении условий ограниченной видимости во время движения судна, необходимо:

- включить ходовые огни;

- снизить скорость до безопасной, лучше застопорить ход;

- определить место нахождения судна наиболее точным способом;

- поставить задачи наблюдателям, установить режим тишины на судне, вести прослушивание сигналов, подаваемых другими судами;

- вести постоянное радиолокационное, визуальное и слуховое наблюдение за судами и обстановкой данном районе;

- следовать с безопасной скоростью к месту убежища;

- быть в постоянной готовности к немедленной остановке судна и даче заднего хода.

Рекомендуемые действия судоводителя при плавании в штормовых условиях

Плохие погодные условия – понятие относительное. Если для небольших судов («Прогресс», «Казанка» и т.п.) высота волны 0,75 метра является опасной, то для более крупных судов такая волна будет просто не очень комфортной, а опасной будет волнение 1,25 метра и более. Кроме того, конструкция судна может быть более или мене мореходной. Так, например, увеличение килеватости корпуса улучшает мореходные качества судна. Движение на маломерном судне в штормовую погоду (скорость ветра 18-21 м/с и волнение, когда пена широкими плотными полосами покрывает склоны волн, поверхность воды становится бедой, только во впадинах волн видны свободные от пены участки) относится к аварийной ситуации. Поскольку шторм всегда представляет очень серьезную угрозу для членов команды и пассажиров любого судна, первейшая обязанность судоводителя найти возможность его избежать: отложить выход до улучшения погоды или своевременно укрыться в ближайшей бухте, обеспечивающей безопасность стоянки (при резком усилении ветра в период плавания). Если по каким-либо причинам этого сделать не представилось возможным (удаление от мест укрытия, чрезвычайная необходимость выхода и т.п.), судоводитель должен подготовить маломерное судно для плавания в штормовых условиях:

- предупредить экипаж и пассажиров, провести с ними инструктаж по правилам поведения и правилам пользования спасательными средствами;

- проверить, чтобы на всех были одеты, индивидуальные спасательные средства;

- задраить водонепроницаемые двери, люки, горловины;

- привести в готовность средства борьбы за живучесть судна и водоотливные средства;

- разместить пассажиров и грузы как можно ниже и ближе к диаметральной плоскости судна, увеличив этим его остойчивость;

- проверить крепление грузов и предметов, а при наличии груза на палубе – закрепить его с наибольшей степенью надёжности;

- Подготовить необходимое оборудование для подачи сигналов

бедствия;

- при наличии радиостанции – установить и поддерживать уверенную связь с берегом.

При движении во время волнения судно испытывает удары волн и его может ими заливать. Удары волн тем опаснее, чем больше скорость судна и чем меньше его килеватость. Судно заливает, если оно при ходе против волн имеет дифферент на нос, а при ходе на попутном волнении – дифферент на корму. Наиболее интенсивно заливает судно в корму при набегании волны под углом в 45°.

Для сохранения остойчивости необходимо своевременно отливать воду, попавшую в корпус судна. С увеличением волнения надо сбавить обороты двигателя, нос судна держать под углом 15...20° к гребню волны и избегать постановки судна лагом (бортом) к волне.

Особенно опасно движение при сильном попутном волнении: намного больше вероятность крена и опрокидывания судна. У судна с подвесным мотором появляется дополнительная опасность заливания мотора, причем судно в результате остановки мотора становится неуправляемым. Большую опасность во время волнения представляет мелководье: судно может оказаться во впадине между волнами и удариться корпусом о грунт. На мели волна растет в высоту, а потом закручивается и рассыпается. Если в это время судно окажется на волне, оно может потерять управление, развернуться боком к волне и перевернуться.

При плавании в штормовых условиях судоводителю рекомендуется подбирать и использовать наиболее благоприятные скорость и курсы судна относительно «бега» волны. Поворот на новый куре во время шторма, как показывает опыт, является одним из самых сложных и опасных элементов плавания, поэтому при маневрировании следует перекладывать руль и менять скоростной режим в наиболее удобные моменты.

Поворачивая по волне (под ветер), следует увеличить скорость с тем, чтобы быстрее пройти положение «лагом к волне» и далее скорость подбирается с учётом попутного волнения, чтобы избежать оголения винтов, сильных ударов в транец и возможного заливания двигателя.

Поворот против волны (на ветер) следует начинать на умеренной скорости с последующим увеличением, чтобы увереннее пересечь противное обоюдное воздействие волны и ветра, причём, повороты на большие углы следует осуществлять поэтапно (по 25°-30°); перекладывая руль на небольшой угол.

Турочакский инспекторский участок Центра ГИМС ГУ МЧС России по Республике Алтай

Новость на сайте МЧС Республики Алтай

Версия для печати Сообщить о неточности или изменение в первоисточнике Уточнить актуальность
Новость была получена автоматически с источника в 2020:09:11 11:10 (МСК)

Регионы России: СФО, Республика Алтай

Вы очевидец?!

Вы стали очевидцем событий и происшествий о которых читаете?

Поделитесь фотографиями со всей страной!

Другие тэги

Все новости по тэгу ""

Календарь новостей

Интернет-приемная
Республика Алтай