Лето в разгаре, и все кто любит отдых на воде, стремятся выйти на водоемы на судах различных типов, разрядов и классов.
Хотелось бы напомнить о том, что существует определенный перечень маломерных судов, которые подлежат регистрации в ГИМС МЧС России в реестре маломерных судов.
Согласно определению кодекса ВВТ ст. 3 маломерное судно - судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать;
(абзац введен Федеральным законом от 23.04.2012 N 36-ФЗ).
К судам, подлежащим регистрации в реестре маломерных судов, относятся все маломерные суда за исключением судов определенных ст. 16. пункта 1.1. «Не подлежат государственной регистрации суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха.» (п. 1.1 введен Федеральным законом от 23.04.2012 N 36-ФЗ).
Масса маломерного судна определяется по ГОСТ Р ИСО 8666-2012. В массу судна входит масса укомплектованного судна, указанная в техническом паспорте завода изготовителя, масса наиболее тяжелого мотора, рекомендованного изготовителем и сопутствующее оборудование, масса стационарной топливной системы, масса систем управления двигателем и рулевой системы. Данный вопрос относится к маломерным судам, имеющим массу близкую к массе судна, подлежащего регистрации.
Хотелось бы напомнить, что согласно Правил аттестации судоводителей маломерных судов, удостоверение на право управления необходимо иметь на все моторные, парусные, парусно-моторные суда и суда особой конструкции, подлежащие регистрации в реестре маломерных судов.
Плавание на судах, не подлежащих регистрации, не освобождает судоводителя от ответственности за нарушение правил плавания по ВВП, и правил пользования маломерными судами. Если судно не подлежит регистрации в реестре маломерных судов, судоводитель должен пользоваться нормами и правилами безопасной эксплуатации судна, определенными в техническом паспорте или в руководстве по эксплуатации судна, которое выдается заводом- изготовителем.
Некоторые судовладельцы и судоводители, выходя на воду на маломерных судах, не подлежащих регистрации, позволяют себе становиться на якорь на судовом ходу и ловить рыбу, что категорически недопустимо и может привести к трагическим последствиям. Недавний пример тому авария маломерного судна катамарана «Елань-12» на реке Волга в р-не г. Волгограда, судоводитель которого нарушил правила и допустил столкновение с баржей. В результате катамаран затонул, 11 человек погибло, 5 удалось спасти благодаря оперативности спасательных служб и сотрудников ГИМС.
Приводя данный пример, мы еще раз призываем всех вас к осторожности и соблюдению норм безопасности. На акватории Псковского и Чудского озер нет интенсивного судоходства, однако в летнее время, особенно в жаркий период, на больших водоемах часто бывают грозы и шквалы, которые могут перевернуть лодку. Выходя на водоем на маломерном судне, обязательно одевайте на себя и всех, кто находится на судне, спасательные жилеты, не отходите от берега дальше предписанного в судовом билете или техническом паспорте завода - изготовителя судна расстояния. Берегите себя и своих близких!
Старший государственный инспектор по маломерным судам
группы регистрационно-экзаменационной работы
ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Псковской области»
И.А. Самылов