17 АВГУСТА 1961 ГОДА БЫЛА СОЗДАНА ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА СССР
Обязанности Начальника Гражданской обороны СССР были возложены на Маршала Советского Союза Василия Ивановича Чуйкова (руководил ГО СССР 1961-1972 гг.). В основу новой системы легли опыт, традиции, все лучшее, что было создано за годы существования МПВО.
В основном были сохранены построение организационной структуры, подходы на обеспечение защиты населения, система обучения населения.
Однако все это было сделано на базе тщательного и глубокого осмысливания с учетом новых требований и новых взглядов.
В чем же в принципе состояло отличие системы гражданской обороны от МПВО?
Во-первых. Придание ее мероприятиям общегосударственного и общенародного характера. Все мероприятия гражданской обороны планировались и реализовывались на всей территории страны и касались каждого гражданина и каждого коллектива.
Во-вторых. Система защитных мер исходила из того, чтобы обеспечить защиту населения и территории страны от поражающих факторов оружия массового поражения. Это многократно усложняло задачу.
В третьих. Расширился круг задач, решаемых гражданской обороной. Речь шла уже о создании условий, обеспечивающих работу промышленности в военное время.
В четвертых. В новом качестве стала задача по ликвидации последствий нападения противника. Опыт Хиросимы и Нагасаки показал, что речь идет об оказании помощи одновременно сотням тысяч пострадавших и огромных массовых разрушениях.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 июля 1961 г. было принято «Положение о Гражданской обороне СССР», в котором было определено, что «Гражданская оборона является системой общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых заблаговременно в мирное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от ракетно-ядерного, химического, бактериологического оружия, проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ (СНАВР) в очагах поражения, которая строится по территориально-производственному принципу».
Также были определены содержание работы всех ее звеньев, основные права и обязанности должностных лиц в системе гражданской обороны, разработаны основы управления. В «Положении о Гражданской обороне СССР» определялись основные принципы защиты населения от оружия массового поражения. В качестве основного способа защиты населения предусматривались его рассредоточение и эвакуация.
За основу был принят принцип дифференцированного комплексного подхода к защите населения. В соответствии с ним в мирное время строились убежища для наибольшей работающей смены предприятий, которые должны продолжать работу в военное время в категорированных городах. Остальная часть городского населения подлежала эвакуации в загородную зону, в которой предусматривалось создание фонда противорадиационных укрытий для местного и эвакуированного населения.
Особое внимание уделялось вопросам защиты водоисточников, продовольствия, фуража, сельскохозяйственных животных. В случае применения оружия массового поражения предусматривалось проведение массовых спасательных работ в очагах поражения.
Теория и практика ведения гражданской обороны строились с учетом существующих взглядов на ведение войны с применением ядерного оружия.
В основу вероятной модели будущей войны была взята модель, при которой непосредственному ведению боевых действий (и соответственно применению оружия массового поражения) предшествует так называемый «особый период», в ходе которого конфликтующие стороны могут провести необходимые подготовительные мероприятия. Его продолжительность предполагалась от нескольких дней до нескольких месяцев.
В соответствии с этим все мероприятия гражданской обороны делились на три группы:
- первая - мероприятия, проводимые заблаговременно, в мирное время. К ним относились: разработка оперативных планов, подготовка органов управления и сил, создание фонда защитных сооружений и пунктов управления, производство средств защиты, создание системы оповещения, обучение населения и др.
- вторая - мероприятия, проводимые в «особый период». К ним относились: наращивание фонда защитных сооружений, перевод системы с мирного на военное положение, развертывание сил, проведение эвакомероприятий и др.
- третья - мероприятия, проводимые в военное время.
Руководство гражданской обороной в министерствах, ведомствах, промышленных и производственных объединений и на объектах народного хозяйства осуществлялось непосредственно через штабы и службы гражданской обороны, а также через существующие структуры органов управления. Штабы гражданской обороны стали основными органами управления.
Для осуществления всех мероприятий гражданской обороны в городах создавались соответствующие службы (с учетом опыта МПВО): связи, инженерная, противопожарная, медицинская, охраны общественного порядка, защиты животных и растений, коммунально-техническая, санитарной обработки людей и обеззараживания одежды, торговли и питания, убежищ и укрытий, материально-технического снабжения, аварийно-техническая, автотранспортная, энергетики и др.
Новые подходы к организации спасательных работ в очагах ядерного поражения потребовали многократного увеличения сил. В этих целях было увеличено количество воинских частей гражданской обороны (без увеличения общей численности личного состава).
Резко возросла численность и количество невоенизированных формирований. Их структура и система подготовки претерпели серьезные изменения. Основными среди них стали территориальные сводные спасательные объектовые отряды и отряды гражданской обороны.
Достаточно успешно разрабатывались вопросы медицинской защиты населения. Это стало возможным благодаря активному участию в этой работе Министерства здравоохранения СССР и созданной на базе его Медицинской службы гражданской обороны страны. В короткие сроки был создан запас медицинских средств защиты, большое количество специальных медицинских формирований на местах (отрядов первой медицинской помощи, санитарных дружин и др.).
В больших объемах создавались запасы средств индивидуальной защиты населения (противогазы, респираторы и т.д.).
На новый уровень по сравнению с МПВО были подняты вопросы оперативной подготовки. Большое внимание было уделено разработке оперативных планов гражданской обороны. Повседневной практикой стало проведение крупных командно-штабных учений по гражданской обороне. Как правило, такое учение проводилось каждый год в республике, крае, области.
Особое место занимала подготовка населения. В 1966 году вводится в действие новая 21-часовая программа подготовки граждан по гражданской обороне - всеобщий обязательный минимум знаний. Рабочие, служащие, колхозники обучение проходили непосредственно на предприятиях, в колхозах и совхозах. Занятия проводили не общественные инструктора, а начальники цехов, отделов, служб, бригадиры, т.е. руководители обучали подчиненных.
В 60-е годы Гражданская оборона СССР не осталась в стороне и от практических дел.
Страна продолжала залечивать раны войны. В «битве» с неразорвавшимися боеприпасами, заминированными территориями участвовали воины- пиротехники гражданской обороны. По статистическим данным самым активным послевоенным периодом в боевой деятельности воинов-пиротехников (МПВО - ГО) были годы с 1946 по 1971. За это время было обезврежено и уничтожено 656 тысяч вражеских авиабомб, 1622 тысячи артиллеристских снарядов и мин, 2162 тысячи фугасов и других взрывоопасных предметов.
Но не только с эхом войны имели дело воины частей и бойцы невоенизированных формирований. Очень часто им приходилось вести борьбу с последствиями землетрясений и наводнений, тушить пожары, спасать людей и материальные ценности при авариях и катастрофах.
Гражданская оборона стала рассматриваться в качестве одного из важнейших факторов, определяющих потенциальную силу и жизнеспособность государства в условиях войны.
В начале 70-х годов несколько изменилась военно-стратегическая обстановка. У вероятного противника была взята на вооружение «концепция первого обезоруживающего удара». Наряду со стратегическими наступательными силами на передний план в качестве средств первого удара выдвигались ракеты средней дальности (1000-5500 км), размещаемые в Западной Европе. Малое подлетное время (10-12 мин) делало их идеальным средством стремительного удара по выбранным целям. Реально возникла угроза внезапного ядерного нападения на территорию СССР. В этих условиях гражданская оборона превратилась в один из важнейших факторов стратегического равновесия.
Сложившаяся обстановка потребовала внести изменения и в деятельность Гражданской обороны СССР, прежде всего, повысить эффективность защиты населения. Для этого необходимо было увеличить фонд защитных сооружений и создать надежную систему оповещения всего населения страны, резко сократить время перевода гражданской обороны с мирного на военное положение, провести комплекс мероприятий в области повышения устойчивости работы народного хозяйства в военное время, повысить полезную значимость системы гражданской обороны в мирное время.
Предусматривался более разносторонний комплекс мероприятий в городах и на объектах, которые могут подвергнуться ударам противника. Их условно можно свести в три группы, составляющие содержание основных задач гражданской обороны:
- первая группа мероприятий, связанных с непосредственным обеспечением защиты населения от средств поражения противника;
- вторая группа мероприятий, направленных на повышение устойчивости функционирования экономики и уменьшение возможного ущерба в народном хозяйстве при применении противником ядерного оружия и других средств поражения;
- в третью группу входили мероприятия по подготовке сил и средств для ликвидации последствий нападения противника и проведения спасательных и других неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения.
Жизнь потребовала, вместе с тем, внесения существенных поправок в организацию и порядок планирования и осуществления мероприятий. В этот период был принят ряд важных постановлений правительства и других директивных документов по вопросам гражданской обороны.В основу новой общегосударственной системы легли опыт, традиции и все лучшее, что было создано за годы существования местной противовоздушной обороны (МПВО). Отличие системы Гражданской обороны заключалось в придании ее мероприятиям общегосударственного и общенародного характера. Они планировались и реализовывались на всей территории страны и касались каждого гражданина и каждого коллектива.
Система защитных мер исходила из того, чтобы обеспечить защиту населения и территории страны от поражающих факторов оружия массового поражения. Это многократно усложняло задачу.
Таким образом, круг задач, решаемых гражданской обороной, существенно расширился. Речь шла уже о создании условий, обеспечивающих работу промышленности в военное время.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 июля 1961 года было принято «Положение о Гражданской обороне СССР», в котором было определено, что «Гражданская оборона является системой общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых заблаговременно в мирное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от ракетно-ядерного, химического, бактериологического оружия, проведения спасательных и неотложных аварийно восстановительных работ (СНАВР) в очагах поражения, которая строится по территориально-производственному принципу».
Также были определены содержание работы всех ее звеньев, основные права и обязанности должностных лиц в системе гражданской обороны, разработаны основы управления. В «Положении о Гражданской обороне СССР» определялись основные принципы защиты населения от оружия массового поражения. В качестве основного способа защиты населения предусматривались его рассредоточение и эвакуация.
За основу был принят принцип дифференцированного комплексного подхода к защите населения. В соответствии с ним в мирное время строились убежища для наибольшей работающей смены предприятий, которые должны продолжать работу в военное время в категорированных городах. Остальная часть городского населения подлежала эвакуации в загородную зону, в которой предусматривалось создание фонда противорадиационных укрытий для местного и эвакуированного населения.
Особое внимание уделялось вопросам защиты водоисточников, продовольствия, фуража, сельскохозяйственных животных. В случае применения оружия массового поражения предусматривалось проведение массовых спасательных работ в очагах поражения.
Теория и практика ведения гражданской обороны строились с учетом существующих взглядов на ведение войны с применением ядерного оружия.
В основу вероятной модели будущей войны была взята модель, при которой непосредственному ведению боевых действий предшествует так называемый «особый период», в ходе которого конфликтующие стороны могут провести необходимые подготовительные мероприятия. Его продолжительность предполагалась от нескольких дней до нескольких месяцев.
Руководство гражданской обороной в министерствах, ведомствах, промышленных и производственных объединений и на объектах народного хозяйства осуществлялось непосредственно через штабы и службы гражданской обороны, а также через существующие структуры органов управления. Штабы гражданской обороны стали основными органами управления.
Для осуществления всех мероприятий гражданской обороны в городах создавались соответствующие службы (с учетом опыта МПВО): связи, инженерная, противопожарная, медицинская, охраны общественного порядка, защиты животных и растений, коммунально-техническая, санитарной обработки людей и обеззараживания одежды, торговли и питания, убежищ и укрытий, материально-технического снабжения, аварийно-техническая, автотранспортная, энергетики и др.
Достаточно успешно разрабатывались вопросы медицинской защиты населения. Это стало возможным благодаря активному участию в этой работе Министерства здравоохранения СССР и созданной на базе его Медицинской службы гражданской обороны страны. В короткие сроки был создан запас медицинских средств защиты, большое количество специальных медицинских формирований на местах (отрядов первой медицинской помощи, санитарных дружин и др.).
В больших объемах создавались запасы средств индивидуальной защиты населения – противогазы и респираторы.
Гражданская оборона стала рассматриваться в качестве одного из важнейших факторов, определяющих потенциальную силу и жизнеспособность государства в условиях войны.