Новости

МЧС России

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Центральный федеральный округ Воронежская область

17 августа 2020 года Очередной юбилей

17 АВГУСТА 1961 ГОДА БЫЛА СОЗДАНА ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА СССР

Обязанности Начальника Гражданской обороны СССР были возложены на Маршала Советского Союза Василия Ивановича Чуйкова (руководил ГО СССР 1961-1972 гг.). В основу новой системы легли опыт, традиции, все лучшее, что было создано за годы существования МПВО.

В основном были сохранены построение организационной структуры, подходы на обеспечение защиты населения, система обучения населения.

Однако все это было сделано на базе тщательного и глубокого осмысливания с учетом новых требований и новых взглядов.

В чем же в принципе состояло отличие системы гражданской обороны от МПВО?

Во-первых. Придание ее мероприятиям общегосударственного и общенародного характера. Все мероприятия гражданской обороны планировались и реализовывались на всей территории страны и касались каждого гражданина и каждого коллектива.

Во-вторых. Система защитных мер исходила из того, чтобы обеспечить защиту населения и территории страны от поражающих факторов оружия массового поражения. Это многократно усложняло задачу.

В третьих. Расширился круг задач, решаемых гражданской обороной. Речь шла уже о создании условий, обеспечивающих работу промышленности в военное время.

В четвертых. В новом качестве стала задача по ликвидации последствий нападения противника. Опыт Хиросимы и Нагасаки показал, что речь идет об оказании помощи одновременно сотням тысяч пострадавших и огромных массовых разрушениях.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 июля 1961 г. было принято «Положение о Гражданской обороне СССР», в котором было определено, что «Гражданская оборона является системой общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых заблаговременно в мирное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от ракетно-ядерного, химического, бактериологического оружия, проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ (СНАВР) в очагах поражения, которая строится по территориально-производственному принципу».

Также были определены содержание работы всех ее звеньев, основные права и обязанности должностных лиц в системе гражданской обороны, разработаны основы управления. В «Положении о Гражданской обороне СССР» определялись основные принципы защиты населения от оружия массового поражения. В качестве основного способа защиты населения предусматривались его рассредоточение и эвакуация.

За основу был принят принцип дифференцированного комплексного подхода к защите населения. В соответствии с ним в мирное время строились убежища для наибольшей работающей смены предприятий, которые должны продолжать работу в военное время в категорированных городах. Остальная часть городского населения подлежала эвакуации в загородную зону, в которой предусматривалось создание фонда противорадиационных укрытий для местного и эвакуированного населения.

Особое внимание уделялось вопросам защиты водоисточников, продовольствия, фуража, сельскохозяйственных животных. В случае применения оружия массового поражения предусматривалось проведение массовых спасательных работ в очагах поражения.

Теория и практика ведения гражданской обороны строились с учетом существующих взглядов на ведение войны с применением ядерного оружия.

В основу вероятной модели будущей войны была взята модель, при которой непосредственному ведению боевых действий (и соответственно применению оружия массового поражения) предшествует так называемый «особый период», в ходе которого конфликтующие стороны могут провести необходимые подготовительные мероприятия. Его продолжительность предполагалась от нескольких дней до нескольких месяцев.

В соответствии с этим все мероприятия гражданской обороны делились на три группы:

- первая - мероприятия, проводимые заблаговременно, в мирное время. К ним относились: разработка оперативных планов, подготовка органов управления и сил, создание фонда защитных сооружений и пунктов управления, производство средств защиты, создание системы оповещения, обучение населения и др.

- вторая - мероприятия, проводимые в «особый период». К ним относились: наращивание фонда защитных сооружений, перевод системы с мирного на военное положение, развертывание сил, проведение эвакомероприятий и др.

- третья - мероприятия, проводимые в военное время.

Руководство гражданской обороной в министерствах, ведомствах, промышленных и производственных объединений и на объектах народного хозяйства осуществлялось непосредственно через штабы и службы гражданской обороны, а также через существующие структуры органов управления. Штабы гражданской обороны стали основными органами управления.

Для осуществления всех мероприятий гражданской обороны в городах создавались соответствующие службы (с учетом опыта МПВО): связи, инженерная, противопожарная, медицинская, охраны общественного порядка, защиты животных и растений, коммунально-техническая, санитарной обработки людей и обеззараживания одежды, торговли и питания, убежищ и укрытий, материально-технического снабжения, аварийно-техническая, автотранспортная, энергетики и др.

Новые подходы к организации спасательных работ в очагах ядерного поражения потребовали многократного увеличения сил. В этих целях было увеличено количество воинских частей гражданской обороны (без увеличения общей численности личного состава).

Резко возросла численность и количество невоенизированных формирований. Их структура и система подготовки претерпели серьезные изменения. Основными среди них стали территориальные сводные спасательные объектовые отряды и отряды гражданской обороны.

Достаточно успешно разрабатывались вопросы медицинской защиты населения. Это стало возможным благодаря активному участию в этой работе Министерства здравоохранения СССР и созданной на базе его Медицинской службы гражданской обороны страны. В короткие сроки был создан запас медицинских средств защиты, большое количество специальных медицинских формирований на местах (отрядов первой медицинской помощи, санитарных дружин и др.).

В больших объемах создавались запасы средств индивидуальной защиты населения (противогазы, респираторы и т.д.).

На новый уровень по сравнению с МПВО были подняты вопросы оперативной подготовки. Большое внимание было уделено разработке оперативных планов гражданской обороны. Повседневной практикой стало проведение крупных командно-штабных учений по гражданской обороне. Как правило, такое учение проводилось каждый год в республике, крае, области.

Особое место занимала подготовка населения. В 1966 году вводится в действие новая 21-часовая программа подготовки граждан по гражданской обороне - всеобщий обязательный минимум знаний. Рабочие, служащие, колхозники обучение проходили непосредственно на предприятиях, в колхозах и совхозах. Занятия проводили не общественные инструктора, а начальники цехов, отделов, служб, бригадиры, т.е. руководители обучали подчиненных.

В 60-е годы Гражданская оборона СССР не осталась в стороне и от практических дел.

Страна продолжала залечивать раны войны. В «битве» с неразорвавшимися боеприпасами, заминированными территориями участвовали воины- пиротехники гражданской обороны. По статистическим данным самым активным послевоенным периодом в боевой деятельности воинов-пиротехников (МПВО - ГО) были годы с 1946 по 1971. За это время было обезврежено и уничтожено 656 тысяч вражеских авиабомб, 1622 тысячи артиллеристских снарядов и мин, 2162 тысячи фугасов и других взрывоопасных предметов.

Но не только с эхом войны имели дело воины частей и бойцы невоенизированных формирований. Очень часто им приходилось вести борьбу с последствиями землетрясений и наводнений, тушить пожары, спасать людей и материальные ценности при авариях и катастрофах.

Гражданская оборона стала рассматриваться в качестве одного из важнейших факторов, определяющих потенциальную силу и жизнеспособность государства в условиях войны.

В начале 70-х годов несколько изменилась военно-стратегическая обстановка. У вероятного противника была взята на вооружение «концепция первого обезоруживающего удара». Наряду со стратегическими наступательными силами на передний план в качестве средств первого удара выдвигались ракеты средней дальности (1000-5500 км), размещаемые в Западной Европе. Малое подлетное время (10-12 мин) делало их идеальным средством стремительного удара по выбранным целям. Реально возникла угроза внезапного ядерного нападения на территорию СССР. В этих условиях гражданская оборона превратилась в один из важнейших факторов стратегического равновесия.

Сложившаяся обстановка потребовала внести изменения и в деятельность Гражданской обороны СССР, прежде всего, повысить эффективность защиты населения. Для этого необходимо было увеличить фонд защитных сооружений и создать надежную систему оповещения всего населения страны, резко сократить время перевода гражданской обороны с мирного на военное положение, провести комплекс мероприятий в области повышения устойчивости работы народного хозяйства в военное время, повысить полезную значимость системы гражданской обороны в мирное время.

Предусматривался более разносторонний комплекс мероприятий в городах и на объектах, которые могут подвергнуться ударам противника. Их условно можно свести в три группы, составляющие содержание основных задач гражданской обороны:

- первая группа мероприятий, связанных с непосредственным обеспечением защиты населения от средств поражения противника;

- вторая группа мероприятий, направленных на повышение устойчивости функционирования экономики и уменьшение возможного ущерба в народном хозяйстве при применении противником ядерного оружия и других средств поражения;

- в третью группу входили мероприятия по подготовке сил и средств для ликвидации последствий нападения противника и проведения спасательных и других неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения.

Жизнь потребовала, вместе с тем, внесения существенных поправок в организацию и порядок планирования и осуществления мероприятий. В этот период был принят ряд важных постановлений правительства и других директивных документов по вопросам гражданской обороны.В основу новой общегосударственной системы легли опыт, традиции и все лучшее, что было создано за годы существования местной противовоздушной обороны (МПВО). Отличие системы Гражданской обороны заключалось в придании ее мероприятиям общегосударственного и общенародного характера. Они планировались и реализовывались на всей территории страны и касались каждого гражданина и каждого коллектива.

Система защитных мер исходила из того, чтобы обеспечить защиту населения и территории страны от поражающих факторов оружия массового поражения. Это многократно усложняло задачу.

Таким образом, круг задач, решаемых гражданской обороной, существенно расширился. Речь шла уже о создании условий, обеспечивающих работу промышленности в военное время.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 июля 1961 года было принято «Положение о Гражданской обороне СССР», в котором было определено, что «Гражданская оборона является системой общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых заблаговременно в мирное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от ракетно-ядерного, химического, бактериологического оружия, проведения спасательных и неотложных аварийно восстановительных работ (СНАВР) в очагах поражения, которая строится по территориально-производственному принципу».

Также были определены содержание работы всех ее звеньев, основные права и обязанности должностных лиц в системе гражданской обороны, разработаны основы управления. В «Положении о Гражданской обороне СССР» определялись основные принципы защиты населения от оружия массового поражения. В качестве основного способа защиты населения предусматривались его рассредоточение и эвакуация.

За основу был принят принцип дифференцированного комплексного подхода к защите населения. В соответствии с ним в мирное время строились убежища для наибольшей работающей смены предприятий, которые должны продолжать работу в военное время в категорированных городах. Остальная часть городского населения подлежала эвакуации в загородную зону, в которой предусматривалось создание фонда противорадиационных укрытий для местного и эвакуированного населения.

Особое внимание уделялось вопросам защиты водоисточников, продовольствия, фуража, сельскохозяйственных животных. В случае применения оружия массового поражения предусматривалось проведение массовых спасательных работ в очагах поражения.

Теория и практика ведения гражданской обороны строились с учетом существующих взглядов на ведение войны с применением ядерного оружия.

В основу вероятной модели будущей войны была взята модель, при которой непосредственному ведению боевых действий предшествует так называемый «особый период», в ходе которого конфликтующие стороны могут провести необходимые подготовительные мероприятия. Его продолжительность предполагалась от нескольких дней до нескольких месяцев.

Руководство гражданской обороной в министерствах, ведомствах, промышленных и производственных объединений и на объектах народного хозяйства осуществлялось непосредственно через штабы и службы гражданской обороны, а также через существующие структуры органов управления. Штабы гражданской обороны стали основными органами управления.

Для осуществления всех мероприятий гражданской обороны в городах создавались соответствующие службы (с учетом опыта МПВО): связи, инженерная, противопожарная, медицинская, охраны общественного порядка, защиты животных и растений, коммунально-техническая, санитарной обработки людей и обеззараживания одежды, торговли и питания, убежищ и укрытий, материально-технического снабжения, аварийно-техническая, автотранспортная, энергетики и др.

Достаточно успешно разрабатывались вопросы медицинской защиты населения. Это стало возможным благодаря активному участию в этой работе Министерства здравоохранения СССР и созданной на базе его Медицинской службы гражданской обороны страны. В короткие сроки был создан запас медицинских средств защиты, большое количество специальных медицинских формирований на местах (отрядов первой медицинской помощи, санитарных дружин и др.).

В больших объемах создавались запасы средств индивидуальной защиты населения – противогазы и респираторы.

Гражданская оборона стала рассматриваться в качестве одного из важнейших факторов, определяющих потенциальную силу и жизнеспособность государства в условиях войны.

Новость на сайте МЧС Воронежской области

Версия для печати Новость была получена автоматически с источника в 2020:08:17 17:28 (МСК)

Регионы России: ЦФО, Воронежская область

Другие тэги

Все новости по тэгу ""

Календарь новостей

Интернет-приемная
Воронежская область

Последние новости

Все новости