Новости

МЧС России

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Северо-Западный федеральный округ Санкт-Петербург

07 мая 2020 года МЧС России запустило в социальных сетях флешмоб #полк30

В этом году по понятным причинам движение «Бессмертный полк» пройдет в ином формате и в онлайн-режиме. Сотрудники МЧС ежегодно принимают участие в этом мероприятии, и этот год не станет исключением. В преддверии празднования Дня Победы МЧС России запустило в социальных сетях флешмоб #полк30, в рамках которого представители чрезвычайного ведомства рассказывают о своих родственниках, прошедших войну. Мы все гордимся нашими дедушками и бабушками, благодаря мужеству и силе духа которых мы живем в свободной стране и смотрим в голубое мирное небо над головой, но некоторые истории настолько масштабны, что не умещаются в пределы, установленные социальными сетями. Именно поэтому было принято решение опубликовать эту историю здесь, на сайте Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу.

Она рассказана Андреем Чернодедовым, заместителем начальника управления - начальником отдела надзорной деятельности профилактической работы по Московскому району: «Мой дед по маминой линии Середа Петр Сельверстович с 1938 года служил в Красной Армии. В 1939 году участвовал в походе Советских войск в Западную Украину и Западную Белоруссию. С конца июля 1941 года служил на фронтах Великой Отечественной войны. По воспоминаниям своих однополчан, он воевал с какой-то особой отвагой и дерзостью - в этом сказывался его широкий характер.

За мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, он был удостоен звания Героя Советского Союза, награждён орденами Ленина (четырежды), Красного Знамени (четырежды), Красной Звезды и другими медалями.

К маю 1945 года он совершил около 500 боевых вылетов и провел 70 воздушных боев, обо всех и не расскажешь, поэтому вот лишь пара эпизодов из воспоминаний начальника штаба 88-го ИАП Г. А. Пшеняника: «Петр Середа и его товарищ Василий Деменок, получили задание на воздушную разведку. Слетав в заданный район и собрав необходимые сведения, они возвращались на аэродром, но где-то на подходе к Жмеринке увидели группу "Юнкерсов". Не сговариваясь, решили атаковать их. Немцы, заметив наши самолёты, увеличили скорость. Имея преимущество в высоте, Середа и Деменок на пикировании нагнали врага и открыли по одному из "Юнкерсов" огонь. В этот момент Василий почувствовал, что его пулемёты заело, и тогда он пошёл на таран. Лётчику удалось срезать часть хвостового оперения "Юнкерса", но тот продолжал держаться в воздухе, хотя и отстал от своей группы. Повреждён был и самолёт Деменка - пришлось идти на вынужденную посадку. Внизу раскинулись волнистые хлебные поля, но выбора не было. Тем временем Середа, поняв, что "Юнкерс" всё-таки продолжает уходить к своим, догнал его и меткой пулемётной очередью поджёг. В этот момент в воздухе появились 4 Ме-109 и набросились на самолёт Деменка, подыскивающего место для посадки. Середа успел заметить это. "Надо спасать Василия! Отвлечь от него фашистов во что бы то ни стало!" - мелькнуло решение, и резким разворотом он пошёл на "Мессеров" в лобовую атаку. Немцы отвернули в сторону. Один против 4-х оказался Середа. И вот в этой критической ситуации лётчик сумел выжать из машины всё, на что она была способна. Искусно используя горизонтальный маневр, в котором И-16 явно превосходил "Мессера", Середа уходил из-под атак наседавших фашистов. А сознание сверлила тревога: "Долго это продолжаться не может. Кончится горючее! Надо как-то оторваться, да поскорее!" И здесь Пётр увидел под собой небольшое село, а в центре его - церковь с высокой колокольней. "Спаси, господи!" - с какой-то отчаянной лихостью бросил он машину вниз. И вот наш истребитель крутит вокруг колокольни виражи, а 4 Ме-109 как бы в растерянности наблюдают со стороны за этим дерзким "аттракционом". Именно дерзким! Это ведь только на бумаге легко написать: "крутит вокруг колокольни виражи". Выполнить такой маневр мог лишь большой мастер лётного дела. Пётр Середа был именно таким мастером. Немецких пилотов же этот "аттракцион" явно обескуражил – они предпочли убраться восвояси. Наверное, и у них горючее было на исходе, а наш лётчик сумел выиграть время. Едва немцы удалились, Середа перевёл дух и принялся искать Деменка.

17 июля 1942 года П. С. Середе было поручено произвести разведку, чтобы определить местонахождение частей 9-й армии. Неизвестны были даже приблизительные координаты. Но Середе не впервые приходилось выполнять подобные задания. Он решил выделить для этого 2 звена самолётов. Первое, под его командованием, предназначалось для разведки, второе, которое возглавил Москальчук, - для прикрытия разведчиков. Из Большого Должика истребители вылетели в направлении Миллерово, несколько западнее, туда, где шёл основной поток отступающих войск. Лётчики тщательно просмотрели всю сеть просёлочных дорог, прорезавшую перелески и степи, но ни танков, ни пехоты не обнаружили. Спустившись ещё ниже, на высоту 10 - 15 метров, они стали вглядываться в лощины и кустарники, умело маневрируя между балками, но опять безрезультатно. Уже кончалось горючее, полёт нужно заканчивать, а задание не выполнено. И в этот момент Середа заметил на дороге возле леса небольшую колонну красноармейцев. "Наконец-то!" – обрадованно подумал он, намереваясь посадить машину на ближайшей поляне, чтобы уточнить, из какой они части и куда следуют. Присмотрев небольшую, сравнительно ровную площадку, комэск мастерски посадил на нее боевую машину. Остальные самолёты стали в вираж над местом посадки. Не выключая мотора, Середа выскочил из кабины. Жестами лётчик стал подзывать к себе кого-нибудь, но никто не двинулся с места. Тут только капитан обратил внимание, что красноармейцы без оружия. "Здесь что-то не так", - заподозрив неладное, Середа на всякий случай решил ни на шаг не отходить от самолёта. В это время несколько человек отделились от колонны и нерешительно направились в его сторону. Однако, не доходя нескольких десятков метров, они неожиданно повернули к одиноко стоявшему стогу сена и скрылись за ним. Вскоре из-за стога вышел человек и медленно пошёл к лётчику. Был он без петлиц на гимнастёрке и без ремня. - В чём дело? - резко остановил его Середа. - Почему не по форме одет? - Товарищ капитан! - тихим, дрожащим голосом произнёс солдат. - Нас взяли в плен. Будьте осторожны - за стогом немцы... - Какого же чёрта сразу не дали знать?! - гневно бросил Середа. Оказалось, что красноармеец из 9-й армии. Он стоял, понуро переминаясь с ноги на ногу, знаками ещё пытался что-то показать лётчику. Но комэск и сам понял, что мешкать больше нельзя, и резко повернулся к самолёту. Рядом с ним, однако, уже стояли 4 немца с автоматами наперевес. Несколько секунд Середа смотрел в глаза старшему из гитлеровцев, словно гипнотизируя его. Потом, неожиданно для всех, бросился к самолёту, с разбега уцепился за его борт, чтобы подтянуться на руках и попасть в кабину. Немцы было опешили от этой внезапной дерзости, но тут же открыли беспорядочный огонь. Крепкое, пружинистое тело Петра отяжелело: в груди и в правой ноге он ощутил жгучую боль. Одна пуля прошла через правую лопатку навылет, задев подбородок, вторая впилась в ногу. Тут же кто-то из фашистов подбежал к Середе и, вцепившись в сапоги, попытался оторвать его от самолёта. Лётчик собрал остаток сил, выхватил пистолет и выстрелил в упор. Немец осел на землю. Воспользовавшись замешательством и превозмогая боль, Середа ещё раз подтянулся на руках, перекинул себя в кабину, схватился за ручку управления и дал полный газ. Правая нога в набухшем от крови сапоге онемела - лётчик не смог нажать на педаль. Но это дало совершенно неожиданный эффект: самолёт развернуло на левом колесе, он описал на земле вираж - ударом крыла и струей воздуха от винта гитлеровцев уложило как скошенных. Он вновь попытался нажать на педаль, но нога была совсем непослушна. Самолёт ещё дважды прокрутился на левом колесе. Наконец Середе удалось каким-то невероятным усилием выдержать направление самолёта на разбеге и взлететь. А в это время 5 других наших лётчиков, наблюдая с воздуха разыгрывающуюся внизу жестокую схватку, готовы были помочь товарищу, но не могли: открой они огонь по гитлеровцам - попали бы и в своего командира. Когда Середа взлетел, все облегчённо вздохнули: сейчас он пристроится к группе, пора скорее домой - горючее на исходе. На виду у товарищей Середа вдруг разворачивается на северо - восток и улетает совсем в другом направлении. Москальчук попытался следовать за ним, но машина комэска вскоре скрылась в дымке. Искать его в такой обстановке было бессмысленно, и Москальчук дал сигнал группе уходить на свой аэродром, теряясь в догадках и тревоге за командира...

А Середа тем временем летел в направлении к Новочеркасску. В меркнущем время от времени сознании чётко работала одна мысль: "Там штаб авиационной дивизии... Через него можно быстрее передать разведданные для наземного командования..." И лётчик упорно держал взятый курс. Аэродром был уже совсем рядом, когда мотор на самолёте Середы заглох - кончилось горючее. Лётчик ещё успел выпустить шасси и истребитель сел. Вернее, не сел, а плюхнулся, как говорят в авиации. В конце пробега мотор заглох, но из кабины никто не вылезал. Когда к самолёту Середы подъехали штабные офицеры, они увидели в кабине окровавленного капитана, уткнувшегося лицом в приборную доску. Его боевую машину тем временем обступили лётчики и техники. Было чему удивляться: вся она была изрешечена пулями. "Как только долетел?"- недоумевали и восхищённо покачивали головами люди, многое повидавшие за год войны.

25 августа 1942 года был сбит и попал в плен командир 84-го истребительного авиаполка майор Я. И. Антонов. Вскоре по решению командования командование этим полком принял первоклассный воздушный боец капитан Пётр Селиверстович Середа, незадолго до того вернувшийся из госпиталя.

К сожалению, полученные ранения дали знать о себе. Ещё до окончания войны Пётр Селиверстович был направлен в инспекцию Военно - Воздушных сил Красной Армии, где передавал опыт молодым лётчикам - истребителям. Но и там, вылетая вместе с ними на боевые задания, участвовал в воздушных боях».

После войны мой дед продолжил службу в военно-воздушных силах. В 1955 году окончил Высшие академические курсы при Военной академии Генштаба. В 1963 году в звании генерал - майора авиации был переведен в запас. Жил и работал в Ростове-на-Дону. Умер 7 декабря 1984 года.»

Новость на сайте МЧС города Санкт-Петербурга

Версия для печати Новость была получена автоматически с источника в 2020:05:07 16:53 (МСК)

Регионы России: СЗФО, Санкт-Петербург

Другие тэги

Все новости по тэгу ""

Календарь новостей

Интернет-приемная
Санкт-Петербург

Последние новости

Все новости