Новости

МЧС России

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Северо-Западный федеральный округ Санкт-Петербург

22 января 2019 года Непокоренный Ленинград. "Ради жизни на земле"

Продолжение…

К началу 1942 года из-за недостатка энергии были отключены большинство городских телефонов, вышла из строя почти вся электрическая пожарная сигнализация. Сообщения о пожарах стали поступать с большим опозданием.

Из-за отсутствия горючего в боевых расчетах оставалось все меньше автомобилей. Часть машин вышла из строя ввиду повреждения ее взрывами от фугасных бомб и артснарядов. Некоторая техника нуждалась в текущем ремонте. К началу января 1942 года из боевого расчета были выключены свыше ста автомобилей. Только за один день, 11 января 1942 года, были поставлены на консервацию 54(!) автомашины. Нередко пожарные были вынуждены выходить пешком, неся на себе необходимое оборудование и инвентарь.

Но самым страшным испытанием был голод. По воспоминаниям Б. И. Кончаева: «Первая зима была, сказать, что тяжелая – значит, ничего не сказать. Из трехсот боевых машин в строю осталось семнадцать(!). Нам город отдал поливочные машины-пятитонки, на 15 минут работы ствола такой машины хватало, но в морозы насосная часть не выдерживала, и их использовали как обычные цистерны. Горело тогда не только от снарядов и бомб. Во всех квартирах были коптилки и печки-времянки. Полыхало во всех концах города, и мы метались из конца в конец, а получали тогда не армейскую норму, а по обычной рабочей карточке».

После неоднократных снижений хлебная норма для служащих, иждивенцев и детей с 20 ноября 1941 года была доведена до 125 граммов, рабочие получали по 250 граммов хлеба. Такой же была и норма работников пожарной охраны.

Тяжелейшие условия несения службы и тушение большого количества пожаров привели к истощению огнеборцев, появилось большое количество больных. По состоянию на 27 декабря 1941 года число больных пожарных составляло 1300 человек, 425 из которых являлись тяжело больными. За декабрь 1941 года в осажденном городе умерли 52 тысячи человек, среди них 300 пожарных.

Многие пожарные страдали от голода и дистрофии. К середине января 1941 года число лежачих больных составляло 40 % всего личного состава. Оставшиеся в строю настолько ослабли, что почти не могли работать. Резко снизилась сопротивляемость организма воздействию дыма. На каждом пожаре 3-5 человек получали отравление угарным газом. Нередки были голодные обмороки, а иногда и смерть от переутомления ослабленного организма во время работы на пожаре. Так, на одном из пожаров шофер автонасоса 15-й пожарной команды, прогрев двигатель, пошел обогреться. Через некоторое время его отсутствие было замечено… Медицинское освидетельствование констатировало смерть от истощения.

Из документов того времени: «Многие команды выезжают на пожары в составе 40-50 % потребного количества бойцов и командиров на боевую машину. Снизились темпы тушения пожаров, вдвое-втрое требуется больше высылки сил и боевой техники. Если раньше со стволом работали 2-3 человека, теперь – 7-8 человек. Сократилась маневренность подразделений, так как не всегда в состоянии бойцы подниматься со стволом на верхние этажи по лестницам и работать в тяжелых условиях. Только в силу этого нередко пожары принимают затяжную форму, а иногда запускаются, принимают большие размеры. Такое положение поставило под угрозу противопожарную охрану города и требует принятия необходимых мер к улучшению питания личного состава».

В январе 1942 года вышло Постановление Военного Совета ленинградского фронта о продовольственном снабжении пожарных команд. Таким образом, снабжение продовольственным пайком военизированных команд г. Ленинграда приравняли к бойцам передовой линии фронта (это 600 г хлеба, 240 г крупы, 125 г мяса, около 50 г масла в день). Число больных резко снизилось.

Однако город страдал не только от пожаров, но и от других трудностей, связанных с блокадой. Трудно перечислить все виды работ, которые выполняла пожарная охрана города, оказывая помощь своим согражданам. Все хозяйственные проблемы, несмотря на большие трудности, решались весьма успешно, во многом благодаря инициативе личного состава. Бойцы пожарной охраны по городу, где только было можно, выращивали овощи. «Ночью, при свете ракет, пожарные, одетые в белые халаты, пробираются через минные поля к огородам пригородного совхоза и там из-под снега извлекают свеклу, брюкву, морковь, вытаскивают замерзшие капустные кочаны. Окрыленные первым успехом пригородные пожарные команды проводили подобные операции каждую ночь. И всю зиму они кормили гарнизон овощами», – Н. Тихонов. Весной 1942 года заброшенные огороды рядом с линией фронта отвели пожарным. Они стали подсобными хозяйствами Управления пожарной охраны и его подразделений. «После страшной зимы 1941-42 годов изголодавшемуся народу овощи очень помогли, они многих вернули к жизни». Также в гарнизоне был организован лесопункт для обеспечения топливом пожарных подразделений.

В тяжелые дни, когда в городе была массовая смертность, работники пожарной охраны рыли траншей для похорон умерших. В летние месяцы личный состав производил ремонт печей, чистил дымоходы, ремонтировал уличные водопроводные магистрали. Некоторые бойцы были откомандированы на строительство легендарной «Дороги жизни», проходившей по льду Ладожского озера. Также огнеборцы Ленинграда принимали участие в постройке оборонительных сооружений на подступах и в самом городе, подвозили воду на передовую.

Продолжение следует…

Новость на сайте МЧС города Санкт-Петербурга

Версия для печати Новость была получена автоматически с источника в 2019:01:22 15:00 (МСК)

Регионы России: СЗФО, Санкт-Петербург

Другие тэги

Все новости по тэгу ""

Календарь новостей

Интернет-приемная
Санкт-Петербург

Последние новости

Все новости