В основе любой теории лежит практика, ведь теоретические выводы делаются, исходя из каких-либо практических действий (наблюдений, опытов). Профилактическая работа в виде информирования и проведения открытых уроков несомненно является не только подготовительным этапом для внедрения в практику, но и помогает постоянно её развивать. В течение года, ежемесячно, данная работа проводится на регулярной основе во всех образовательных учреждениях. Дети начальной школы и дошкольники не всегда понимают чем так опасен дым, не до конца развито у них «чувство опасности». Полное обучение знаниям, умениям и навыкам пожарной безопасности невозможно без выполнения и наглядного восприятия заданий с имитацией возможных ситуаций. Поэтому, специалистом отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Кемскому и Лоухскому районам совместно с учителем химии Никитиной Еленой Андреевной был проведен первый практический и химический опыт по пожарной безопасности.
Урок химии под названием «Чтобы не было беды» проходил на базе МБОУ Кемская СОШ №2 с учениками четвёртого класса. Хочется отметить, что ни один ученик не пропустил подготовленный урок. Наоборот, они ждали с большим нетерпением начала и не уходили даже после звонка на перемену.
Система практического урока включала нескольких этапов: статистические данные о пожарах в виде графических рисунков; опыт с шариками; опыт с зажжённой спичкой; опыт получения кислорода; опыт со свечками; опыт на получение углекислого газа; и, в заключении, игра «Что делать?».
Цель урока — закрепить знания и умения детей по правилам пожарной безопасности и по правильности действий при возникновении пожара посредством химии. Формирование основ безопасности и положительное отношение к правилам поведения дома и правила «Нельзя!» - еще одна из поставленных целей последнего этапа практического урока «Чтобы не было беды».
Остановимся на некоторых опытах.
«Дым — это смесь газов, один из которых удушливый угарный газ. Любое газообразное вещество заполняет всё пространство, поэтому спрятаться от него невозможно», - перед опытом с шариками начал дознаватель Сологуб Н.А. Ребятам предложено было надуть шарик, лежащий у каждого на парте, чтобы показать как газ заполняет всё пространство.
Опыт с зажжённой спичкой.
Учитель химии зажжёг спичку, чтобы дети смогли почувствать запах дыма. «Давайте запомним раз и навсегда: дым не даёт нам времени делать ошибки. Вспомните, как у костра, если глотнуть дым, можно закашляться, и на глазах появятся слезы. Несколько глотков дыма подряд, и человек отравлен воздушным ядом», - напомнила учительница.
Опыт получения кислорода.
Перед началом проведения опыта сотрудник МЧС напомнил действия при возникновении пожара в закрытой комнате. «Затыкайте все щели, чтобы ядовитый газ не попал к вам в комнату. Затыкать щели нужно и по другим причинам. Воздух — это тоже смесь газов, одним из которых является кислород. Это очень важный элемент. Он поддерживает нашу жизнь. Но также кислород поддерживает процессы горения».
Дознаватель, взяв штатив, установил под наклоном пробирку с перманганатом калия. Предварительно, в указанную пробирку поместили стеклянную трубку: один конец трубки находился в пробирке, другой — поместили в стеклянную колбу, куда в дальнейшем будет поступать кислород из перманганата калия. Поднес горелку под пробирку и равномерно разогревал её по всей длине.
Таким образом, дети получили опыт знаний химии горения, в частности, понимание такого понятия как «треугольник горения», а также физико-химические процессы, происходящие на пожаре. Учащиеся наглядно поняли и усвоили для себя природу огня — огонь может быть как добрым другом, так и опасным врагом.
Учить детей свойствам огня и умению эвакуироваться в случае пожара необходимо с дошкольного возраста.