Новости

МЧС России

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Южный федеральный округ Краснодарский край

28 февраля 2020 года Воспоминания начальника 2-й ВПК г.Новороссийска П.Е. Кузнецова о борьбе с пожарами в годы Великой Отечественной войны

В рамках Года памяти 75-летия Победы в Великой Отечественной войне и оборонно-спортивного месячника Главное управление МЧС России по Краснодарскому краю продолжает цикл публикаций воспоминаний ветеранов ВОВ.Воспоминания начальника 2-й ВПК Новороссийска Петра Ефремовича Кузнецова.11 августа 1942 годаНовороссийская нижняя станция была забита до отказа. На всех путях у пакгаузов под разгрузкой стояли эшелоны с продовольствием, вещами, имуществом и другим необходимым грузом, который требовался и так был необходим для Крымского фронта.Враг, вероятно, знал о таком скоплении грузов на нижней станции Новороссийск. Ночью был массированный налет на станцию, были сброшены фугасные, зажигательные бомбы и бочки с горючей жидкостью. Он решил уничтожить все грузы на станции и не допустить их на фронт. Во время бомбежки с наблюдательной вышки я увидел большое зарево на нижней станции и у элеватора. Не ожидая разрешения командного пункта на выезд, а оно часто приходило с опозданием по разным причинам, я подал команду «тревога, по машинам». Выехали два отделения второго караула, начальник которого был тов. Петренко. В пути следования нас сопровождала страшная канонада зенитной артиллерии, гул самолетов и вой фугасных авиабомб фашистских стервятников.Отъехав всего два квартала от пожарной части, на улице Элеваторной я подал команду остановить машины, спешиться и укрыться в дорожный кювет, что и было сделано. В это время сбоку от нас во дворе упала и взорвалась фугасная авиабомба. Взрывной волной и камнями разбило стекла, смяло капот и повредило крылья первой автомашины. Но мотор не пострадал, а нас сильно оглушило и засыпало землей в кювете. Когда после этого переполоха мы пришли в себя и убедились, что все живы и невредимы, снова была команда «по машинам» и мы тронулись в путь. До места пожаров на станции было еще около километра. В пути были препятствия, разрушение дороги, завалы небольшими деревьями и разрушенными зданиями, в результате чего замедлялось наше продвижение к цели. Прибыв к месту пожара, мы увидели море огня. Горели на путях вагоны с боеприпасами, склады и пакгаузы. В одном из складов рвались и разлетались кислородные баллоны со свистом. На большом расстоянии горела галерея элеватора. Всего в это время было 25 крупных и мелких пожаров в районе элеватора и на нижней станции.Пожарные автомашины устанавливались на моря, и подавались на основные очаги пожара мощные стволы литер «А».Немцы снова делали заходы и сбрасывали бомбы в районе пожара, чтобы помешать пожарным тушить пожары и спасти ценное имущество и военные грузы.Это была страшная ночь. Не лучшим был и день. Пожарные работали на ликвидации пожаров в течение 24-х часов беспрерывно. Питание доставлялось на место пожара. На месте пожара происходила и смена дежурных караулов, и заправка пожарных машин.В тушении пожара принимали автомашины и личный состав 1-й и 2-й ВПК, ВПК торгового порта, ВПК военно-морской базы, экспорт леса и нефтебазы. Всего участвовало 12 пожарных автомашин и соответственно личный состав подразделений.В результате героической и самоотверженной борьбы с пожарами личным составом частей Новороссийского гарнизона на нижней станции было спасено от уничтожения огнем большое количество военного имущества, снаряжения и продовольствия.18 августа 1942 годаБыл налет вражеской авиации в районе рыбзавода на малой земле, где находился временный фронтовой аэродром, посадочная площадка и склад боеприпасов. После бомбежки произошел пожар на складе боеприпасов. Горели ящики с боеприпасами, сложенные в штабеля. Рвущиеся гильзы, пули и осколки разлетались со свистом во все стороны от штабеля. Огонь угрожал распространиться на другие штабеля.Прибыв к месту пожара и оценив обстановку, я решил действовать немедленно, несмотря на явную опасность и угрозу для жизни.Автомашина была установлена на водоисточник, расположенный в ста метрах от горящего штабеля. Сам ползком по-пластунски направился к горящему штабелю, увлекая за собой командира отделения тов. Фоменко и бойца со стволом. Выбрав удобную позицию, работали лежа со стволом, а затем с колена.Пламя пожара со штабеля было сбито, распространение огня на соседние штабеля предотвращено, а затем пожар был успешно ликвидирован. Но на расстоянии 15 метров от штабелей лежала стокилограммовая фугасная авиабомба, из отверстия которой выходил дымок. Ее взрыв угрожал штабелям боеприпасов. Я решил оттащить эту бомбу от штабелей, чтобы обезопасить их от взрыва, что и было сделано. Зацепив ее карабином спасательной веревки за стабилизатор, оттащили метров на 50. В это время дым их отверстия усилился, возникла явная угроза личному составу. Мной было решено остановить данную операцию и расположиться в укрытии, которое находилось вблизи от воронки от фугасных бомб. Через несколько минут произошел взрыв этой бомбы, не причинивший ущерба боеприпасам и личному составу подразделения.В данной операции и тушении пожара принимали участие:начальник ВПК-2 - Кузнецов П.Е.начальник караула – Харищук Г.П.начальник отделения – Афанасьев С.Ф.бойцы – Еремеев Т.С., Дроздов Ф.П., Орешкин Н.Е, шофер - Ерофеев К.И. и другие.К горящим снарядам прибыло воинское подразделение во главе полковника №-ской части, но пожар был ликвидирован и угроза складу боеприпасов предотвращена.Полковник объявил благодарность всем участникам тушения пожара за мужество, отвагу и спасение боеприпасов.17 августа 1942 годаПосле налета вражеской авиации на железнодорожный вокзал в районе вагоноремонтного завода на железнодорожных путях горели 3 вагона с вещдовольствием и продовольствием. Здесь же, в двадцати метрах от них стояли 2 железнодорожные цистерны с бензином. У одной сбоку осколком было пробито отверстие, из которого небольшим фонтаном выходил наружу бензин и разливался по земле. В результате вся цистерна была объята пламенем. Люк цистерны был открыт и сверху также горел бензин. Прибыв к месту пожара, оценив обстановку, я решил дать два ствола литер «А» для охлаждения горящей и рядом стоящей цистерны. Затем командир отделения Фоменко под водяными струями поднялся по лестнице на цистерну, накрыл люк мокрой кошмой и закрыл крышкой. результате горение сверху цистерны было прекращено. Оставалось решить вопрос с пробоиной, из которой выходил бензин и горел вокруг цистерны. Было решено сделать деревянный чеп и забить отверстие, что, безусловно, очень помогло в ликвидации пожара горящей цистерны. Одновременно проводилось тушение пожара вагонов с продовольствием. Рядом был металлический пакгауз, где также горели ящики с товаром.На тушение данного пожара работали четыре пожарных отделения, ликвидация пожара подходила к концу. Но начальник пожарной службы тов. Романенко вызвал меня к телефону в командный пункт вагоноремонтного завода и приказал выезжать немедленно с места пожара в часть. Скоро будут рваться торпеды, груженные на вагонах в районе ВРЗ, где могут погибнуть личный состав и техника. Была дана команда «сбор и подготовка к отъезду». Но тут же появились опять самолеты, сбросили бомбы, одна из которых упала прямо в районе, где мы тушили пожар. Взрывной волной отбросило нас. Командир отделения тов. Фоменко получил ранение в ногу и остался в укрытии. Только утром он смог добраться в часть, которая дислоцировалась на стадионе «Динамо».

Новость на сайте МЧС Краснодарского края

Версия для печати Новость была получена автоматически с источника в 2020:02:28 10:26 (МСК)

Регионы России: ЮФО, Краснодарский край

Другие тэги

Все новости по тэгу ""

Календарь новостей

Интернет-приемная
Краснодарский край

Последние новости

Все новости