Новости

МЧС России

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Северо-Западный федеральный округ Псковская область

20 марта 2016 года Печорское вольное пожарное Общество

В 1886 году в городе Печоры на должность земского пожарного старосты был избран некий Пиллер (по всей вероятности – Пётр Андреевич, землемер; с 1 января 1894 года – агент страхового отдела Псковской губернии). Он сразу собрал вокруг себя людей, заинтересованных в создании пожарной дружины в городе. Среди них оказалась наиболее активная часть населения из купцов, мещан, крестьян, а также первые лица города: городской староста, нотариус, юрист Н.И. Никитин, начальник почтово-телеграфного отделения, ветеринарный врач, провизор, священник, канцелярский служитель.

8 августа 1887 года дружина открыла свои действия. Спустя почти четверть века с разрешения псковского губернатора А.В. Адлерберга 10 января 1911 года дружина получила статус Общества (вскоре вступила в ряды действительных членов Императорского Российского Пожарного Общества). Был издан типографским способом Устав, где прописали имена учредителей, и 6 февраля прошло общее собрание, на котором избрали председателя и членов Правления.

Целью Общества являлось: «Содействовать тушению пожаров в пригороде Печоры, в его выселках и близлежащих селениях: новых Бутырках, Кошеловке, Машкове, Цивикове, Тайлове, Подавалице, Загорье, Малой и Большой Пачковках, Рагозине, Мыльникове, Куничиной Горе, Абрамихине, Малом и Большом Чальцеве Печорской волости, Печорской земской больнице, станции Печоры северо-западной железной дороги; изыскивать средства к приобретению и улучшению пожарных инструментов и огнегасительных снарядов и вообще заботиться о предупреждении пожаров и об охранении от них». Обязанностью добровольцев также был надзор за точным соблюдением обывателями пожарных и строительных правил, причём «в случае усмотрения нарушения сих правил Общество обращалось к содействию местной полицейской власти для привлечения виновных к законной ответственности». При Обществе содержался особый отдел трубочистов для производства очистки труб и дымоходов в казённых и частных зданиях за плату. Деньги были необходимы на содержание обоза, ремонт, покупку обмундирования, наём лошадей, для выдачи пособия пострадавшим на службе и т.д. Чтобы заработать деньги, в Уставе был прописан ещё один пункт: «Содержать хор музыки, устраивать гулянья, балы, концерты, спектакли и т. п. с надлежащего разрешения и с соблюдением правил, установленных на сей предмет». Допускались сборы по подписным листам при условии отсутствия всякой публичности. Публичные сборы проводили в кружки, но тоже с разрешения властей.

Общество имело своё знамя с рисунком, печать, пожарное депо. В депо содержались пожарные инструменты, насосы, щиты. Первоначально депо было деревянным, позже построили здание 5х4 сажени из красного кирпича с двумя выездами и запасным помещением для сезонного обоза за счёт средств городской общественности и Управы.

Как и любое Общество, оно состояло из жертвователей (ими могли быть и женщины), почётных и действительных членов (только мужчины). Не принимались: лица, не достигшие 17 лет; нижние чины и лица, состоящие на действительной военной службе; лица, «подверженные ограничению в правах по приговору суда». Примечание гласило: «Лица в возрасте от 17 до 21 года допускаются в состав Общества не иначе, как с выраженного на то их родителями или заменяющими последних лицами согласия с тем, чтобы лица, не достигшие 21 года, не пользовались ни правом участия в Правлении Общества, ни правом голоса в общих собраниях членов Общества. Учащиеся в учебных заведениях допускаются к участию в Обществе не иначе, как с разрешения начальника учебного заведения». Одним из пунктов Устава был: «Члены Общества, жилища которых подверглись опасности от огня, освобождаются от служебных обязанностей».

Члены-жертвователи единовременно вносили в кассу Общества не менее 50 копеек и ежегодно – не менее 25 копеек. Кто вносил единовременно 10 рублей, получал звание пожизненного члена-жертвователя.

Ежегодно псковскому губернатору и в Министерство Внутренних Дел направлялся отчёт. Из отчёта видно, что Общество не страховало своих членов на случай увечий или травм, потери трудоспособности или смерти, не имело кассы взаимопомощи. А травмы, как водится в пожарной работе, случались. 30 июня 1906 года при тушении пожара в Печорах упал с крыши лазильщик Пётр Иванов, получил глубокую рваную рану виска и левой верхней брови. Страховой агент Пиллер доложил на заседании губернского Собрания, что П. Иванов по профессии – штукатур с жалованием примерно 20 рублей в месяц. Было предложено выплатить ему единовременно 60 рублей, на следующий год – ещё 25. Другой доброволец – печорский мещанин Иван Васильевич Орлов – при тушении пожара обвалившейся трубой получил пролом головы и переломы ключицы, левой ноги и руки, вследствие чего, как засвидетельствовал врач, «не владеет рукой, ходьба затруднена». Волостное правление исходатайствовало Ивану Васильевичу, как человеку одинокому, проживающему с семьёй брата, пожизненное ежемесячное пособие: по документам с 1897 по 1911 год – 2 р. 50 к., далее – по 2 рубля ежемесячно.

С целью улучшения материальной базы на очередном съезде Псковского Губернского Земского Собрания (14-25 января 1913 г.) Печорское пожарное Общество ходатайствовало: а) о выдаче единовременного денежного пособия в 300 р. на приобретение 5-й пожарной машины; б) о выдаче 2 брезентов; в) о выдаче 5 гидропультов; г) об отпуске ежегодного пособия в сумме не менее 200 р. Последовали отказ и разъяснение: «Так как Печерское пожарное Общество образовалось из местной пожарной дружины, имеет право на пособие на тех же основаниях, какие установлены для уездных обществ, то есть 8% со страховой премии данной местности». (В 1912 г. она составила 103 р.).

С 1914 года ряды добровольцев поредели, многие ушли на фронт, потом революция, Гражданская война. В 1920 году Печоры оказались в составе Эстонии. Все эти события, как эхо, отозвались на судьбах и печорских пожарных добровольцев. Однако печорское ВПО не прекращало работу и в эстонский период своей истории, сохраняя русские традиции.

До 1924 года печорские гасители носили свою прежнюю форму: белую рубаху с красным кушаком и фуражку синего цвета с высокой тульей и эмблемой, на которой была изображена 8-конечная звезда, обрамлённая по низу лентой с надписью: «Гаситель, трудись для общаго блага». Дочь пожарного А.В. Денисова вспоминала, что в семьях пожарных детям вменялось в первейшую обязанность по дому чистить до блеска каску, а только потом медный самовар.

В 1924 году был принят новый Устав, по которому парадная форма была чёрного цвета с красными лампасами, у руководителей – белый ки¬тель. Появились новые награды, знаки, эмблемы. Страховой компанией «Эстония» был введён в употребление жетон «Первому прибывшему по тревоге». Правление Общества расположилось в доме купца Лахновского на втором этаже. На первом этаже открыли свой буфет и кафе «Чёрная кошка». В доме В.В. Агрузова, по ул. Рижской, организовали клуб. Были у пожарных свой хор, духовой и струнный ор¬кестры, работали драматический и танцевальный кружки. Лучшим танцором был Виктор Лабутин; в 1935 году на конкурсе танцоров в Нарве он завоевал приз зрительских симпатий – корову. Его роскошный русский национальный костюм хранится ныне в этнографическом музее в Таллинне. Несколькими годами раньше, в 1932 году, печорские добровольцы ездили на съезд пожарных деятелей в Таллинн. Во время парада и демонстрации владения топориками они покорили сердце жены министра внутренних дел Эстонии и получили от неё громадный букет роз.

Действовала при пожарном Обществе «Летучая колонна», в случае пожара в близлежащих населённых пунктах она выезжала на помощь. В 1936 году на вооружении появился первый автомобиль. Сигнал о пожаре давали рожками, как в старину. Также на всех углах и перекрестках поставили высокие столбы и повесили колокола. Первый, кто увидел пожар, звонил. Сигнал подхватывали в других районах, так что гудел от звона весь город.

В 1935 году был создан женский отряд во главе с Раевской. Женщины оказывали медицинскую помощь, охраняли спасённое иму¬щество во время пожаров. Кроме помощи при пожарах, они опекали одиноких престарелых людей.

В 1937 году Общество отметило свой 50-летний юбилей, им было пожаловано новое знамя. Годовой праздник отмечался широко: из всех соседних дружин прибывали делегации, купцы жаловали деньги и продукты на стол. При большом стечении народа на центральную площадь выносили иконы, начинался молебен, потом проходил парад пожарных и далее строем шли возлагать венки на могилы погибших при исполнении служебных обязанностей членов пожарного Общества (на кладбище было отведено отдельное место). В тот год, по воспоминаниям ветеранов, в рядах Общества насчитывалось 200-250 членов. Печорское Общество входило в состав бригады Печорского уезда, которую возглавлял Герберт Матс, как отряд. Отряд делился на 4 отделения с насосами, 2 отделения с мотопомпами, 2 отделения лазильщиков, 1 отделение багорников, 1 отделение водоснабжателей и 1 женскую команду.

В 1939 году в мае-месяце в Печорах разразилась беда, случился крупный пожар, и гасители всей округи пришли печерянам на помощь. Многие тогда были награждены.

После Великой Отечественной войны добровольное пожарное Общество продолжало свои действия, возглавлял его Василий Иванович Поляков. Но вскоре работать на тушении пожаров им стали запрещать, что вызывало недоумение. В 1955 году пожарное Об¬щество, как организация по тушению пожаров, в Печорах прекратило своё существование.

По материалам ведущего методиста Центра противопожарной пропаганды и общественных связей ФГКУ «3 отряд ФПС по Псковской области» Л.А. Фроловой

Новость на сайте МЧС Псковской области

Версия для печати Новость была получена автоматически с источника в 2016:03:20 10:11 (МСК)

Регионы России: СЗФО, Псковская область

Другие тэги

Все новости по тэгу ""

Календарь новостей

Интернет-приемная
Псковская область

Последние новости

Все новости