Новости

МЧС России

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Северо-Западный федеральный округ Новгородская область

14 февраля 2015 года «Жизнь после войны – полвека пожарной вахты»

Более пятидесяти лет назад Анатолий Николаевич Анисимов переступил порог Ленинградского пожарно-технического училища и связал свою жизнь с героической профессией огнеборца. Сейчас он ветеран пожарной охраны, отмеченный множеством достойных наград и знаков отличия, по сей день остается в строю, передавая свой практический и жизненный опыт подрастающему поколению. Он рассказал о своей непростой жизни в послевоенное время и случайном выборе, определившем его профессию и судьбу.

Анатолий Николаевич: Наша семья жила в поселке Герняки Окуловского района Новгородской области. Мой отец служил в железнодорожных войсках, был стрелком – охранником состава. Вся его жизнь проходила в дороге. Началась война. Мать и четверо детей эвакуировали на Алтай, в 1942 году там, на свет появился я.

Корр.: Что Вы помните о войне?

Анатолий Николаевич: О самой войне я ничего не помню, я был очень маленький, а вот послевоенные годы это да, мое детство. Мы вернулись в 1946 году в Окуловский район, в свою родную деревню. Кругом была разруха, но самое главное – голод, есть было нечего, да и жить тоже было негде. Мать и отец устроились на работу на картонный завод. От работы родителям дали комнату в заводском доме, там проживало много семей…. Однажды он сгорел, меня маленького вынесли из горящего дома в одеяле. После этого случая нас переселили в другой дом, топили его дровами, удобств не было никаких, но я думаю, что все эти трудности – это нормально. Наша семья уцелела в войну, и то, что мы все остались живы, самое главное.

Корр.: Как Вы жили в то время?

Анатолий Николаевич: Мы держали коз, вели хозяйство. Какое-то время мы со старшим братом ходили на картофельное поле, выкапывали мерзлую картошку, мама из нее пекла оладушки. Как вкусно было!!! (смеется). Детство было трудовое, особенно тот период, что до школы, братья учиться отправились, я помогал матери. Когда и мне пришла пора учиться, я ходил в школу за 12 километров от дома пешком с другими детьми. В школе нас кормили, для нас это было счастьем.

Корр.: Долго продолжался это период неустроенности и жизни впроголодь?

Анатолий Николаевич: Очень долго! Мне кажется, половину жизни точно я чувствовал, что хочу есть. В то время никто не задумывался, как он выглядел, как одет, главное чтобы поесть было что-нибудь.

Корр.: Вы на тот период хотели выбрать себе профессию, была ли у Вас мечта?

Анатолий Николаевич: Нет, не было. Не задумывался о том кем мне стать, все шло, как шло. Информации было мало, в районе, где я жил выбора практически никакого. После школы думал, что пойду на завод огнеупоров, стал учиться в Боровичах, но протянул только полтора года. Опять же голод сильный, отсутствие денег и помощи. Отец мой на тот момент уже умер, всю жизнь свою он проработал на поездах в охране, а это вечный холод, вот в один раз сильно заболел. Мать после смерти отца помогать мне не могла. Я поехал к брату в Окуловку и там меня сагитировали поступать в Ленинградское пожарно-техническое училище. И я отправился на полное государственное обеспечение получать специальность пожарный – техник.

Корр.: Вы имели представление о том, что у Вас будет за профессия, где придется работать?

Анатолий Николаевич: Вообще никакого - это был выбор от безысходности. Когда ты сыт и все благополучно, можно мечтать о великом, а когда ты думаешь только, как выжить одному, выбирать не приходится. Мне повезло попасть в училище. Там и накормят, и напоят, и спать уложат, и специальность будет. Я считаю, что случайный выбор определил мою судьбу очень удачно. По распределению меня направили в Новгород, я стал работать инспектором государственного пожарного надзора. Буквально через два года меня назначили начальником инспекции.

Корр.: Вашу работу в то время можно сравнить с сегодняшней работой инспектора государственного пожарного надзора?

Анатолий Николаевич: Нет, ну что вы, это вообще сравнивать нельзя. Полвека назад мы находились в ведении милиции, выезжали на происшествия, участвовали в расследованиях, дежурили. Параллельно организовывали работу на объектах по пожарной безопасности, с добровольными дружинами.

Корр.: Можете вспомнить какие-нибудь значимые пожары?

Анатолий Николаевич: Тогда горело все, и по нескольку раз. Было очень мало пожарных депо, мало техники, все это очень осложняло тушение пожаров, особенно крупных. Помню случай, загорелся областной комитет КПСС. Звонок в дверь в три часа ночи - пожар! Я собираюсь, а сам думаю, работаю я еще или уже меня сняли с должности, потому что с нас за все пожары спрашивали, как с руководителей предприятий, мы за все несли большую ответственность. Тогда пожар возник по вине рабочих, которые не выключили электрообогреватель. Были и другие случаи пожаров: на телевизионном заводе, на базе управления торговли, на хладокомбинате. Пожары на хладокомбинате были очень сложные - нужно было разбирать конструкции, крышу, но люди проявляли смелость, храбрость, шли в огонь. Помню еще пожар в Доме культуры, готовились к празднику, согнали три тысячи артистов, ну и кто-то бросил окурок на маты. Естественно возникло сильное задымление и все пошло в зрительный зал. За тот случай я, мой начальник и еще многие сотрудники пожарной охраны получили строгие взыскания, за недостаточный контроль. Но, опять же это было другое время, если что-то случалось, виноваты были все. Помню страшный пожар, когда самолет ЯК-40 врезался в дом в центре Новгорода. Был сильный туман, и вечером уже поступило известие о трагедии. Я тушил типографию, она находилась в доме, на который упал самолет, долго тушил… помню как кричали люди, была сильная паника.

Корр.: Как сложилась Ваша личная жизнь в нелегкое послевоенное время?

Анатолий Николаевич: Свою вторую половину я встретил, будучи курсантом училища, когда проходил стажировку в городе Саранск Республики Мордовия. Мы жили в местной пожарной части, голодуха была страшная, есть было совсем нечего. Мы ловили голубей на крыше и варили из них щи. Но это так отступление. Между тем именно там я и встретил девушку, она мне очень понравилась, работала бухгалтером. И вот месяц моей стажировки подходил к концу, я решил, что женюсь! Завтра мне нужно было уезжать, ЗАГС был закрыт. Мы нашили заведующую, упросили ее расписать нас, и она согласилась. Паспорта у меня не было, печать мне поставили в служебной книжке курсанта. На следующий день я уехал, пообещав вернуться через год.

Корр.: Что же было дальше, Вы вернулись?

Анатолий Николаевич: Прошел год, книжку курсанта я сдал и долго думал возвращаться или нет. Девушку, на которой я так молниеносно женился - не помнил совсем. Поехал к матери за советом. Она сказала, что бросить и забыть ее нельзя: «Девушка тебя ждет, если ты обещал вернуться, то нужно сдержать свое слово»! И я поехал, а в поезде думал: «Дурак, куда ты едешь, ты же даже не знаешь ее, лица не помнишь»! Она встречала меня на вокзале, мы шли как чужие, незнакомые люди.

Корр.: Вам не пришлось пожалеть о выборе?

Анатолий Николаевич: Этот случайный выбор оказался тоже удачным. Вместе живем уже 51 год! А тогда меня встретил ее отец, похвалил, что сдержал обещание, за дочкой вернулся. Сыграли свадьбу, уехали в Новгород. У нас двое детей, дочка и сын, все связали свою жизнь с пожарной охраной.

Корр.: То есть у Вас получилась целая династия?

Анатолий Николаевич: Да, даже внуки выбирают службу в МЧС России. Ну и я конечно счастлив, что так сложилось. Я ушел на пенсию и с 2002 года являюсь начальником «Центра противопожарной пропаганды и общественных связей». Сейчас работаю с детьми, молодежью, рассказываю им о мире пожарной охраны, о службе в МЧС России, о пожарной безопасности и о многих исторических событиях. Эти ребята должны продолжать наш путь, и путь этот должен быть достойным.

Новость на сайте МЧС Новгородской области

Версия для печати Новость была получена автоматически с источника в 2015:02:14 11:20 (МСК)

Регионы России: СЗФО, Новгородская область

Другие тэги

Все новости по тэгу ""

Календарь новостей

Интернет-приемная
Новгородская область

Последние новости

Все новости