Новости МЧС России

Главная » Центральный федеральный округ » Тверская область

Спасатели-водолазы Аварийно-спасательной службы Тверской области приняли участие в подъёме со дна озера Смертное истребителя времен войны ЯК -9Т

30 сентября 2022 года


Специалисты отряда поисково-спасательных работ на водах в Верхневолжье уже 20 лет несут службу в региональной Аварийно-спасательной службе. На их счету множество различных операций, сотни спасенных жизней.

Русское географическое общество Экспедиционного центра Министерства обороны России обратилось в аварийно-спасательную службу Тверской области с просьбой оказать необходимую помощь по поднятию самолета, упавшего в озере Смертное во времена Великой Отечественной войны.

Перед нами непосредственный участник поисковой операции начальник отряда поисково-спасательных работ на водах аварийно-спасательной службы Тверской области Виталий Сопко.

Виталий, расскажите о том, как вы имели возможность прикоснуться к истории времен Великой Отечественной войны, обнаружив истребитель ЯК-9Т?

— В июне 2022 года к нам в аварийно-спасательную службу Тверской области Главного управления МЧС России по Тверской области обратился Калинберг Анатолий Петрович, представитель Министерства обороны РФ, чтобы мы оказали помощь в подъёме с большой глубины самолета, который был подбит в зимнее время в озере Смертное в Псковской области. Мы, конечно, не могли остаться в стороне и выдвинулись в район поисков. В нашу водолазную группу вошли: Константин Шульц спасатель-водолаз 7-го разряда, Артем Баранов спасатель-водолаз 6-го разряда, Константин Кожевников спасатель-водолаз 5-го разряда и наш врач водолазной медицины Валерий Лобанов.

— Работы по поиску и подъёму истребителя ЯК-9Т технически довольно сложны, нам приходилось искать фрагменты самолёта в условиях ограниченной видимости, фактически на ощупь, - рассказал спасатель-водолаз Константин Шульц.

-Затруднены были поиски большим количеством ила и глины, мы размывали грунт и руками вслепую собирали всё, что попадалось, в большой мешок, который затем поднимали на берег. Увеличивали размеры ямы, где предположительно был самолет, чтобы яма не обвалилась. Уже на суше содержимое этого мешка разбирали и идентифицировали. Если находили крупный предмет или части конструкции самолета, то в ход шла лебёдка. Среди фрагментов боевой машины были найдены останки пилота, личность которого ещё предстоит установить, но не мало важно, что были найдены погоны младшего лейтенанта, - включился в разговор Виталий Сопко.

Валерий, а можно установить примерный возраст пилота?

—Мы собрали почти полный скелет пилота, так как останки оказались в одном месте. По всей видимости, погибший младший лейтенант был совсем молодым, об этом говорят останки лётчика, примерно 20-22 лет, - рассказал врач водолазной медицины аварийно-спасательной службы Валерий Лобанов.

По словам специалиста Экспедиционного центра Минобороны Анатолия Калемберга, найденный самолёт — ударный истребитель Як-9Т. Об этом говорят усиленное вооружение и детали конструкции.

— На этом самолёте стоит 37-миллиметровая пушка. Это очень мощное вооружение. Всех поразили размеры найденных снарядов к ней, — отметил Калемберг, добавив, что подобных самолётов в годы войны выпускалось не так много. Это был истребитель, предназначенный одновременно для воздушного боя и атак наземных целей. Ударный истребитель попал на фронт в начале 1943 года.

А что еще удалось обнаружить вашим водолазам?

—Кроме авиационного орудия были обнаружены фрагменты корпуса, двигатель, ручки управления, сухой паёк лётчика — американские мясные консервы, которые поставлялись по ленд-лизу, погоны младшего лейтенанта, ремень, свитер, на котором осталась запеченной кровь от ранения, подшлемник, карту, на которой можно что-то прочитать.

Подняли парашют, и удалось зацепить фал за пушку. Самое приятное, что поисковики подарили нам в музей аварийно-спасательной службы Тверской области парашют, бронестекло. Но очень обидно, что мы не нашли документов пилота. Но я думаю, что и без документов личность лётчика можно будет установить, — добавил Виталий Сопко.

А что нужно делать, чтобы установить фамилию пилота?

— Я думаю, что нужно будет обратиться в Центральный архив Министерства обороны России в Подольске и по номеру двигателя найти принадлежность самолёта. А там и пилота можно будет установить, — объяснил Виталий Сопко.

Слушая их интересный рассказ, невольно понимаешь, что вода — это по настоящему их стихия, а работа спасателем-водолазом – призвание и дело жизни. И эти по-настоящему сильные духом и телом люди не боятся сложностей и всегда готовы прийти на помощь людям.

В случае возникновения чрезвычайной ситуации звоните в ЕДИНУЮ СЛУЖБУ СПАСЕНИЯ по телефону «01» (с сотовых телефонов – 101, 112). Единый «телефон доверия» Главного управления МЧС России по Тверской области – 8 (4822) 39-99-99.



Ссылка на текст новости: http://mchsrf.ru/news/807861-spasateli-vodolazyi-avariyno-spasatelnoy-slujbyi-tverskoy.html

Ссылка на первоисточник: http://69.mchs.gov.ru/deyatelnost/press-centr/novosti/4849074