Новости МЧС России

Главная » Центральный федеральный округ » Рязанская область

"Из истории противопожарной службы Рязанского края". Глава 9. Об обмундировании, наградах и должностных знаках.

01 августа 2022 года


В год 200-летия Рязанской пожарной охраны Главное управление МЧС России по Рязанской области продолжает публиковать главы из книги А.Н. Мельника «Из истории противопожарной службы Рязанского края».Со времени организации первых профессиональных команд обмундирование пожарных неоднократно менялось. К сожалению, ни в одном из музеев Рязанской области мы не найдём форму рязанских пожарных XIX века, разве что медные каски, да и то только образцов к ХIХ-ХХ веков. Нет до сих пор и конкретных научных исследований по данной теме. Раскрыть её нам помогут не только сведения из архивных документов, но и старинные гравюры, рисунки, фотографии.

Как известно, первые пожарные дружины, будучи в ведении полиции, состояли часто из солдат инвалидных команд, поэтому собственно пожарная форма соответствовала солдатскому обмундированию первой половины XIX века. Она дополнялась специальными противопожарными фартуками, накидками и медными латунными касками. Отметим, что каски появились не сразу. Первоначально пожарные имели головной военный убор начиная с образца времён Отечественной войны 1812 года. Кстати и каски тоже существенно видоизменялись: была убрана часть декоративных «излишеств», уменьшилась высота убора, зато появился козырёк, защищающий шею. Таким образом, каски прошли «модернизацию» в сторону их главного назначения защиты самой важной части тела - головы.

Интересна история появления касок у рязанских пожарных.

Вплоть до конца 40-х годов XIX века каски как неотъемлемый атрибут обмундирования у рязанских пожарных отсутствовал.

Их заменяли кепи - головной убор из плотной ткани. В 1848 году произошел пожар в доме городского главы купца Антонова. Пожарные действовали отчаянно, с риском для жизни и сумела отстоять часть строений. В благодарность глава Антонов на свои деньги купил для нижних чинов рязанской пожарной команды и брандмейстера 42 каски «медной латуни» по образцу

Петербургской пожарной команды. Казалось бы, всё прекрасно, носите на здоровье! А вот и нет! Рязанский полицмейстер, в чьём ведомстве находилась пожарная дружина посчитал данный убор подозрительным и приказал сдать их в цейхгауз «до высочайшего распоряжения». Последовала переписка с Министерством внутренних дел. Дело дошло до Государя Императора, который «высочайше повелеть соизволил» рязанской пожарной команде «носить каски по образцу употребляемых в Санкт-Петербурге, с изображением местного губернского герба.

Кстати, в наше время, когда рязанский герб, один из самых древних в России «вернулся» в область, нередко ставится вопрос - какие организации имеют право использовать его в своей атрибутике. Так вот, рязанские пожарные заслужили такое право личным распоряжением императора Николая 1 ещё в 1849 году.

В 60-х годах XIX века произошла «пожарная» реформа, после которой солдат инвалидных команд дополнили и заменили «лица всякого сословия». Именно тогда обмундирование пожарных всё более приближается к форменной одежде полицейских чинов. На это были свои причины, главные из коих, - безусловно, вопросы целесообразности и финансовой выгоды. Действительно, в соответствии с указом, обмундирование покупалось и изготовлялось на деньги обывателей, как для полиции, так и для пожарных. В целом, общий антураж полиции и пожарных соответствовал документу № 3320 Рязанской городской управы рязанскому губернатору об обеспечении обмундированием полицейских и пожарных служителей города Рязани. Кафтаны, сапоги, кеньги, постовые тулупы, полушубки, шинели шились, или, как было принято говорить тогда, «строились» по общему образцу для обеих служб. В ряде случаев часть «лишнего» обмундирования полицейских чинов даже передавалась пожарным служителям. Городские власти были обязаны снабжать пожарных «форменной выездной летней и зимней одеждой, выдаваемой на срок, и для зимнего караула тулупов и кеньг, по числу постов».

Пожарная команда имела в своём обмундировании отличия. Например, сукно не отбеливалось, оставалось серым. Если специфическими для пожарных были спасательные пояса и каски, то для полицейских - шашки и револьверы. Решение городской управы «унифицировать» часть пожарного и полицейского обмундирования не было сугубо «местной блажью». Во-первых, пожарные по-прежнему подчинялись губернской полиции.

Во- вторых, тяжелые специфические условия труда заставляли гораздо чаще, чем в других службах, заменять закопченное и прожженное обмундирование. В городской управе назначались лица, отвечающие за обмундирование пожарных служителей. Так, в 1887 году этим вопросом занимался член управы М.Е Попов. Под его руководством было построено за 1887 год для пожарных служителей 60 кафтанов, 60 шаровар, 60 пар рукавиц и 8 постовых тулупов, причем последние - переделаны из старых.

60 кепи для служителей Рязанской пожарной команды были | изготовлены Ф. Любкиной по цене 95 коп. за каждую (6 февраля 1890 года).

Ею же были изготовлены и 60 черных суконных галстуков для пожарных служителей, по цене 20 коп. за штуку (9 июня 1890 года):

У коломенского временного купца С.Е. Хлопотина было приобретено 5 штук овчин, а у Т.М. Соловьевой - серого армейского сукна 20 аршин на постройку тулупов для пожарных служителей, всего на сумму 26 руб.75 коп. (19 ноября 1890 года).

Портной Д.Д. Коротков шил тулупы и халаты для пожарной команды (8 декабря 1890 года).

В 1893 году за обмундирование пожарных служителей отвечал член Управы А.А. Кученев.

3 августа 1893 года городская Управа уведомила рязанского полицмейстера, что гласный городской Думы рязанский купец М.Е. Попов предложил Управе купить на ярмарке в Нижнем Новгороде полушубки для пожарных служителей, поскольку они обойдутся дешевле и будут лучшего качества, чем в Рязани. Управа поручила Попову приобрести 50 полушубков.

13 августа полушубки были доставлены пожарным служителям, о чем Управа уведомила рязанского полицмейстера.

В феврале 1894 года для пожарной команды было приобретено: у купца Н. Гордеева серое сукно для постройки кафтанов и шаровар для пожарных служителей. У купчихи А.А. Селивановой - 170 аршин парусины, 2 аршина синего сукна, 90 аршин синего шнура 249 бомбочек, 120 пуговиц, 20 дюжин пуговиц мундирных, 360 пар мундирных крючков. Кафтаны и шаровары были сшиты портным Коротковым.

У братьев Е. и К.С. Дмитриевых были приобретены 3 аршина черного сукна и 6 аршин коленкора для постройки галстуков для пожарных служителей (октябрь 1895 года).

В октябре 1898 года у купца Пономарева А.М. были приобретены: 177 аршин серого сукна, 225 аршин малюскина, 44 аршина парусины и 32 аршина коленкора на постройку форменной одежды для пожарных.

В ноябре 1898 года у купчихи Селивановой А.А. были приобретены: 138 аршин парусины, 90 аршин шнура синего, 186 бомбочек, 1 аршин синего сукна, 4 пар крючков, 118 пуговиц и пряжек и 944 пуговиц мундирных.

Данные сведения почерпнуты из заявлений, отношений, счетов, представленных в Рязанскую городскую управу.

Среди документов встречаются сведения о постройке для пожарных огнестойких брезентовых костюмов и «штурмовок». По - видимому, вплоть до начала XX века, строгого подхода к пожарному обмундированию в губерниях не было. Казалось бы, что такой вывод неправомерен для царской России, четко подчиняющейся государственной бюрократической субординации, но тут есть маленькое «но», так как содержание пожарных частей и «вся хозяйственная часть» возлагалась на городские думы, которые и имели право решать такие вопросы.

Ещё большее разнообразие в форме появилось в период создания в Империи многочисленных вольных общественных пожарных дружин.

Только в 1902 году в «Пожарном календаре», составленном под редакцией Д.П. Струкова, было помещено описание формы обмундирования чинов городской пожарной команды. Данный документ не только упорядочил форму пожарных, но и узаконил для них форменные погоны и петлицы синего сукна.

Особую дискуссию вызвал вопрос о снабжении рязанских брандмейстеров и их помощников шашками и портупеями. Было разрешено «ношение шашек, первым - на серебряной галунной портупее, а помощнику - на ременной».

Изучая текстовое описание обмундирования и черно-белые фотографии рязанских пожарных, трудно точно представить в цвете их форменную одежду. Помог редкий не только для Рязани, но и для истории пожарного дела в России случай. С начала 1-ой мировой войны, как и везде в городах, состав рязанских пожарных поредел. Многие профессионалы ушли на фронт. Именно тогда, по запросу администрации первой классической гимназии города Рязани, и с разрешения Министерства народного просвещения, начал службу в рязанской пожарной дружине четырнадцатилетний подросток Борис Добреянов. До наших дней сохранились его рисунки с цветным изображением различных типов обмундирования пожарных тех лет.

На наш взгляд, очень интересна и фотография, выполненная в Рязани в августе 1916 года. На ней снялись представители двух пожарных организаций города Рязани: профессиональные служащие П. Рушкевич и В. Сведерский и члены вольной пожарной дружины А. Рещиков и Б. Добреянов. Форма одежды обеих организаций практически не отличается, включая и парадные ремни. Любопытно, что сами ремни выполнены в виде горизонтальных красных и синий полос - цвет огня и воды.

В годы военного лихолетья рязанцам было не до красоты одежды и блеска “медных труб”. Как символ тех лет, читаем мы нехитрый список обмундирования пожарных города Михайлова:

1. Касок медных -14

2. Брюк брезентовых -25

3. Бушлатов -25

4. Рукавиц -25

5. Мундиров -2

6. Сюртук для начальника команды с кушаком -1

7. Парадный топор -1

8. Халат для машиниста -1

На вопросе об орденах и медалях, которыми награждались пожарные царской России, следует остановиться отдельно. И вот почему. В России существовала Табель о рангах, по которой каждый| служащий имел свой чин. От этого зависело не только положение человека на служебной лестнице, но и набор наград. Так, в законах империи, вплоть до 1917 года, соблюдалось правило: «Мещанам и лицам сельского состояния, хотя бы они были временно зачислены в гильдии, ордена не испрашиваются». То есть, ордена оставались привилегией дворянства. Правда, с XIX века дворянство можно было получить за выслугу или другие заслуги, но и здесь существовали особые наградные ограничения.

Первыми профессиональными пожарными были солдаты инвалидных команд, прошедшие Отечественную войну 1812 года, бои на Кавказе. Руководили ими брандмейстеры – «старые служаки», получившие дворянство за долгие годы военной службы. Поэтому случалось нередко видеть в праздники на груди этих ветеранов боевые награды молодости: медали за войну 1812 года, «За храбрость», «За усердие», «За беспорочную службу» и даже знаки отличия Св. Георгия - соответствующие в наше время солдатскому ордену «Славы».

Специальной награды для пожарных не существовало вплоть до крестьянской реформы 1861 года. Среди первых «специализированных» наград для пожарных стала высочайше утверждённая 17 декабря 1876 года медаль для нижних чинов полицейских и пожарных команд с изображением императора Александра II в окружении лаврового венка. На обороте - надпись: «За беспорочную службу в полиции». Обычной же наградой для пожарных служила денежная, либо другая «материальная» премия. Нередко такой премией награждались семьи пожарных в случаях гибели или увечья кормильца.

Существовали наградные знаки отличия для самих пожарных команд. Например, с 1895 года заслуги пожарных обществ стали отличаться особым именным вензелевым знаком с изображением Августейшего председателя Великого князя Владимира Александровича, в виде двух заглавных букв «ВА» в обрамлении лавровых венков, увенчанных великодержавной и пожарной символикой. Этот знак золоченой бронзы укреплялся на древках знамён.

С 1901 года члены вольных пожарных дружин стали награждаться специальными «отличительными» бронзовыми и серебряными знаками, а за особые заслуги – «наградными» серебряными и золотыми. Среди получивших награды было немало рязанцев.

Отметим персонально среди них дворянина Алексея Алексеевича Худзинского, получившего за заслуги в развитии пожарного дела в Рязани первый классный чин и орден Святого Станислава III степени. Орденами Святой Анны и Святого Станислава был награждён и председатель Правления рязанского вольного пожарного общества, городской голова, Иван Александрович Антонов, прослуживший в этой должности с 22 марта 1910 года по 17 декабря 1917 года.

Наряду с наградными и отличительными знаками пожарных существовали и должностные знаки для лиц, выполняющих свои служебные обязанности и имеющих прямое отношение к противопожарной безопасности.

Использованы материалы книги «Из истории противопожарной службы Рязанской области. Сборник документов и статей.» Составители: Мельник А.Н., Пономаренко Н.В., Рязань: изд.:ИЦИОМП «М-ПРЕСС», 1999-452с.:ил.



Ссылка на текст новости: http://mchsrf.ru/news/797973-iz-istorii-protivopojarnoy-slujbyi.html

Ссылка на первоисточник: http://62.mchs.gov.ru/deyatelnost/press-centr/novosti/4805444