Новости МЧС России

Главная » Северо-Западный федеральный округ » Республика Карелия

30 ЛЕТ – НА БОЕВОМ ПОСТУ

30 сентября 2021 года


30 сентября 1991 года со стапелей производственного объединения «Вымпел» в городе Рыбинске был спущен на воду наш пожарный корабль «Вьюн-10», который в настоящее время входит в боевой расчет ПСЧ-14 по охране острова Кижи. И сегодня 30 сентября 2021 года прославленный корабль отмечает свое 30-летие.

Первым командиром корабля был Анатолий Алексеевич Ларченков. Как вспоминает ветеран, в начале октября 1991 года он и его команда в составе Владимира Григорьева, Игоря Фомина, Николая Амосова, Анатолия Патрашкина, Игоря Уткина и Николая Иванова из Петрозаводска на поезде выехали в город Рыбинск.

«По прибытию в пункт назначения», - рассказывает Анатолий Алексеевич, - «нас встретили представители судостроительного завода и проводили к кораблю. Несколько дней ушло на приемку и знакомство с новым боевым кораблем. (До этого Ларченков был капитаном пожарного корабля «Петрозаводск»). Корабль нам сразу понравился, маневренный, эффектный, мощный. По тем временам это был один из лучших пожарных кораблей, который был незаменим при тушении пожаров на воде и на береговых объектах.

Закончив приемку, и знакомство с кораблем мы вышли в Петрозаводск, через Череповец. Вытегру. Исходя из того, что была уже глубокая осень, на воде была волна, вечером опускались туманы, вместе с командой, приняли решение идти домой только в светлое время суток. Ближе к вечеру бросали якорь, ловили рыбу, варили уху, ужинали и отдыхали. С рассветом - снова в путь. Вот так, не спеша, без всяких приключений за три дня дошли до Петрозаводска, где уже нас встречало руководство УГПС МВД по Республике Карелия. Все с неподдельным интересом осматривали новый боевой пожарный корабль.

А уже через две недели своим ходом мы пошли в Кижи, где пришвартовались к старому причалу. Следом кораблями БОПа на остров Кижи был доставлен и комплект с понтон-причалом. Корабль встал на настоящее боевое дежурство, взяв под свою защиту не только уникальные объекты музея-заповедника, экскурсионные суда, но и прилегающие деревни, и объекты, раскиданные на островах Онежского озера.

Боевое дежурство мы несли на острове с 1991 по 1992 год. В 1992 году корабль был переведен для несения дежурства у причалов города Петрозаводска.

С учетом того, что остров Кижи и Кижское ожерелье располагают большим количеством памятников деревянного зодчества и памятником мирового значении «Кижский погост», который является объектом ЮНЕСКО, в 1999 году было принято решение вновь передислоцировать пожарный корабль «Вьюн-10» на остров Кижи. Но к весне 1999 года, я уже в звании майора внутренней службы уволился в запас и передал корабль Олегу Осипову».

На современном этапе пожарный корабль «Вьюн-10» используется как насосная станция. С помощью пожарных рукавов корабль подключен к трубопроводу, на котором по периметру установлены лафетные стволы инженерного центра робототехники «ЭФЭР».

«На сегодняшний день экипаж судна составляет 14 человек», - рассказывает командир корабля майор внутренней службы Андрей Третьяков, который стоит на капитанском мостике с 2014 года по настоящее время, - «смену мы несем вахтовым методом, заступает три человека: судоводитель, механик и командир отделения (матрос). Пожарный корабль «Вьюн-10» является единственным противопожарным теплоходом на такой огромной акватории»,- с гордостью говорит Андрей Александрович. И продолжает, – «Место дислокации располагается в самом центре Онежского озера, что в свою очередь позволяет быстро добраться в любую точку озера для оперативного реагирования на ЧС и ликвидации пожара. Корабль находится в постоянной готовности».

По мнению Андрея Третьякова на экипаже лежит большая ответственность.

За летнюю навигацию остров Кижи в среднем посещает 400 водоизмещающих пассажирских судов (3х и 4х палубные теплоходы), около 700 судов на подводных крыльях и многочисленные частные маломерные суда. В среднем, на одном пассажирском судне находится 200 - 400 человек, на одном судне на подводных крыльях 120 человек. Одновременно, у причала, могут находиться до 8 пассажирских судов и 2 судна на подводных крыльях, а также 2 судна на подводных крыльях у грузового причала.

Значительная туристическая нагрузка на объекты культуры увеличивается с каждым годом, что многократно увеличивает риск возникновения пожара. Кижские шхеры представляют собой скопление островов со сложными и мелководными судовыми путями, а также их отсутствием, что также многократно увеличивает риск возникновения ЧС на пассажирских судах. В районе выезда пожарного корабля «Вьюн 10» располагаются 35 деревень, в которых жилые дома и дома-памятники изготовлены исключительно из дерева, какого либо сообщения по суши между деревнями не существует, подъезд для ликвидации пожара возможен только с воды.

«В случае возникновения ЧС на любом пассажирском судне в акватории Онежского озера, в том числе на пассажирском судне, только наш корабль сможет оперативно отреагировать на происшествие, провести эвакуацию людей или произвести ликвидацию пожара на судне», - говорит Андрей Александрович.

А о том, что на корабле вахту несут настоящие профессионалы, подтвердили и международные учения «Баренц-Рескью 2017», в которых приняла участие команда корабля «Вьюн-10». Перед экипажам тогда была поставлена задача - ликвидировать пожар на барже в акватории Онежского озера. В тот день 7 сентября озеро штормило, тем самым озеро Онего как бы решило испытать ребят на прочность.

Команда в составе Андрея Третьякова, Максима Курицына, Дмитрия Суворова, Михаила Савкина. Дмитрия Камышана и Сергея Большакова несмотря на большую волну, подошли к «горящей» барже и профессионально выполнили свою работу, за короткое время потушили пожар, за что получили благодарность от руководства Главного управления МЧС России по Республике Карелия и аплодисменты от своих зарубежных коллег.

По словам командира корабля Андрея Третьякова, за то время, когда он стоит у руля, в жизни корабля произошло еще одно знаменательное событие в 2016-2017 годах - из федерального бюджета были выделены денежные средства, на которые был произведен средний ремонт судна. В конце мая 2017 года после ремонтных работ «Вьюн-10» был снова спущен на воду и, пройдя ходовые испытания, вновь заступил на боевое дежурство на острове Кижи, где и находится по сей день.

Владимир Шмелев

Ведущий методист Центра противопожарной пропаганды и общественных связей 1ПСО Главного управления МЧС России по Республике Карелия

Наименование фотографий:1.«Свидетельство о рождении корабля».

2. Капитан пожарного корабля «Вьюн-10» майор внутренней службы Анатолий Алексеевич Ларченков.

3. Председатель Совета ветеранов УГПС МВД РК Георгий Николаевич Латышев, майор внутренней службы Анатолий Алексеевич Ларченков, Василий Александрович Колтаков.

4. За работой в машинном отделении.

5. На причале завода «Авангард», 90-е г.

6. На причале завода «Авангард», 90-е г.

7. На причале в музее-заповеднике «Кижи», июль 2009 г.

8. Пожарный корабль «Вьюн-10», июнь 2012 г.

9. Спуск на воду корабля «Вьюн -10» после среднего ремонта, май 2017 г.

10, 11. На учениях «Баренц-Рескью», сентябрь 2017 г.

12. На занятиях в теплодымокамере, сентябрь 2019 г.

13. Капитан корабля «Вьюн-10» Андрей Александрович Третьяков, сентябрь 2019 г.

14. На корабле, 2019 г.



Ссылка на текст новости: http://mchsrf.ru/news/744562-30-let--na.html

Ссылка на первоисточник: http://10.mchs.gov.ru/deyatelnost/press-centr/novosti/4572600