Новости МЧС России

Главная » Уральский федеральный округ » Курганская область

Виктор Белых - смог спастись из горящего танка, чтобы спасать людей при пожарах

22 февраля 2021 года


Мы продолжаем рассказывать о тех сотрудниках МЧС России, которые отважно сражались, проявили мужество и отвагу в бою, отстаивая целостность государства.

Сегодня, своим непростым опытом поделится участник боевых действий в Чеченской Республике, ныне начальник отдела применения подвижного пункта управления Центра управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Курганской области, майор внутренней службы Виктор Белых.

Виктор Иванович, как вы оказались в Чечне?

В армию меня призвали в январе 1994 года. Служил в посёлке Елань Свердловской области в мотострелковых войсках на должности наводчика-оператора БМП-2. В июне направили в 131-ю Майкопскую бригаду быстрого реагирования, где я служил в этой же должности. А в начале декабря наша бригада железнодорожными составами, вместе с боевой техникой и вооружением направилась в Чеченскую республику в командировку.

И сразу в бой?

Нет, начиналось все спокойно - трое суток стояли в полях на границе, потом останавливались у населённых пунктов. В середине декабря - на перевале у Грозного. Моя рота была на охране тыла, на холмах несли службу караульную, охраняли часть. Пехота менялась, а экипаж БМП некому было подменить, поэтому мы почти не спали по несколько суток подряд.

Погодные условия стали дополнительным испытанием?

Морозов не было, но было очень сыро и от этого холодно. Согреться было негде, костры разводить не разрешали. Но как-то приспособились.

Расскажите, как вы первый раз попали под обстрел, но каким-то чудом сохранили и боевую машину, и свою жизнь, и всё это в Новый год.

1 января мы зашли в Грозный в составе колонны помощи. Моя БМП была предпоследней в колонне, ехали с закрытыми люками. Внезапно начался сильный шквальный обстрел, передние машины пехоты взрывались так, что бензовозы подлетали кверху. Потеряли больше 70 процентов техники, вернулись только 6 БМП, в том числе, где ехал я и пара машин. Все, кто остался живой из Майкопской бригады, дальше базировались в аэропорту Северный, разбили палатку, несли службу круглосуточно. Начались перебои с продовольствием, воду из колодцев пить тоже нельзя было.

Расскажите о вашем последнем боевом выезде, где вы опять же чудом остались живы, хотя ваш танк сгорел.

В середине января нашу БМП перевели в разведроту, нас оставили в качестве охраны посреди дороги - позади нас был высокий кирпичный забор. Дело в том, что у меня пушка автоматическая не работает, когда не закрыты люки заднего отсека, поэтому в какой-то момент я вылез из башни и залез в отсек закрывать люк. В это мгновение прозвучал взрыв, видимо мина с миномета прилетела в капот БМП. Загорелся двигатель. Когда я очнулся и открыл глаза, то сначала увидел небо, потом лицо нашего механика, который бил меня по щекам, приводя в чувство. Поднявшись увидел, что машина горит, из люков валит черный дым. Потом понял, что на мне нет шлемофона и почувствовал сильное жжение. Оказалось, что ударной волной меня вынесло в заднюю дверь и прибило к поребрику, тогда я сильно обгорел. Выбраться нам из-под обстрела помогли уже солдаты разведроты.

Тогда вы ещё не знали, что это ваш последний бой?

Да, нас всех раненых собрали и погрузили на самолёт, но мы не знали куда летим, когда оказались в госпитале города Екатеринбурга я понял, что для меня война закончилась. Полтора месяца мы не были в теплом помещении, не снимали сапоги. Когда меня положили в чистую постель - я спал двое с половиной суток, не знал ни какое сегодня число, ни время - просто восстанавливался.Что самое страшное для вас было в этой войне? О чём думали? Думали о доме, о близких. Иногда под обстрелом было такое ощущение, что это происходит не с тобой, а с кем-то другим, словами этого не объяснить.

Давайте вернемся к вашей мирной жизни. Что повлияло на выбор профессии?

Я пришёл работать в систему МЧС России в 1999 году. Думаю, что на выбор профессии повлиял один неприятный случай. Я учился в Куртамышском педучилище на учителя физкультуры, и как-то дав прикурить товарищу спички, бросил одну из них в урну. Здание училища было деревянным, от загоревшейся урны, чуть всё не сгорело. Потом мы с родственниками сделали полностью ремонт, но я навсегда усвоил, как важно соблюдать правила пожарной безопасности и решил стать пожарным. Учился в Екатеринбурге и Иваново. Прошёл путь от водителя пожарного автомобиля, начальника караула до сегодняшней должности.

Вы не раз участвовали в ликвидации крупных пожаров, эвакуировали и спасали людей из горящих зданий. Как считаете, какие качества помогают огнеборцам успешно выполнять свои боевые задачи?

В профессии важно быть смелым, сообразительным, быстрым, уметь работать с пожарной техникой и оборудованием.

А чем увлекаетесь в свободное от работы время?

Зимой семьей ходим на лыжах, поддерживаем здоровый образ жизни. Летом - сад, огород, рыбалка.

Расскажите о семье. Как они относятся к вашей профессии?

У меня трое детей - две дочери и сын. Сын самый младший, он с гордостью рассказывает сверстникам, что его папа служит в МЧС России, обожает, когда я привожу его на экскурсию в пожарную часть, залазит во все пожарные машины.

Сына в армию отдадите?

Да, конечно, я считаю, что мужчине без армии никак.



Ссылка на текст новости: http://mchsrf.ru/news/702586-viktor-belyih---smog.html

Ссылка на первоисточник: http://45.mchs.gov.ru/deyatelnost/press-centr/novosti/4393533