Новости МЧС России

Главная » Приволжский федеральный округ » Республика Татарстан

В Главном управлении МЧС России по РТ состоялось публичное обсуждение обзора результатов обобщения и анализа правоприменительной практики

16 августа 2018 года


Управление надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Татарстан провело сегодня публичное обсуждение обзора результатов обобщения и анализа правоприменительной практики, разработанного в рамках реализации подпункта 3 пункта 2 ст. 8.2 Федерального закона от 28.12.2008 года №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В обсуждении анализа правоприменительной практики принимали участие представители уполномоченного при Президенте Республики Татарстан по защите прав предпринимателей, Татарстанского регионального отделения «Опора России», Профессионального союза предпринимателей города Казани, Общественной палаты Республики Татарстан, Татарстанского регионального Отделения общероссийской общественной организации «Деловая Россия», Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан, Министерства образования и науки Республики Татарстан, Министерства спорта Республики Татарстан, Министерства культуры Республики Татарстан, руководители общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования.

Совещание проводилось в режиме ВКС с участием начальников территориальных подразделений надзорной деятельности и профилактической работы, бизнес-сообществ и представителей заинтересованных министерств и ведомств муниципальных районов.

После вступительного слова заместителя начальника Главного управления - начальника Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Татарстан полковника внутренней службы Сергея Сергеева с докладом на тему: «Обзор результатов обобщения и анализа правоприменительной практики в области пожарной безопасности» перед собравшимися выступил заместитель начальника УНД и ПР, полковник внутренней службы Максим Трущин.

(информация М. В. Трущина)

Во исполнение поручений Президента и Правительства РФ наше Министерство в системе осуществления контрольных функций перешло на риск-ориентированный подход, т.е. частота проведения мероприятий по надзору зависит от класса потенциальной опасности объекта и вида деятельности.

Так, постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 г. №806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» в области надзора за соблюдением требований пожарной безопасности определено 5 категорий риска объектов, это высокий риск, значительный риск, средний риск, умеренный риск и низкий риск.

В соответствии с данным постановлением общеобразовательные учреждения (школы, садики) отнесены к категории высокого риска, а объекты дополнительного образования к категории – значительного риска. Периодичность плановых проверок объектов дополнительного образования определена один раз в четыре года. А периодичность проверок общеобразовательных учреждений определена Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 г. №944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью» и составляет не чаще 1 раза в год.

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение в году проведения проверки установленного периода времени с даты:

ввода объекта защиты в эксплуатацию или изменения его класса функциональной пожарной опасности;

окончания проведения последней плановой проверки объекта защиты;

одного года и более со дня окончания проведения последней плановой проверки объекта защиты, используемого (эксплуатируемого) организацией, осуществляющей отдельные виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством РФ.

Планирование проверок объектов защиты осуществляется в соответствии с ежегодными планами проведения проверок объектов защиты и территорий, правообладателями которых являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые, в свою очередь, согласовывается с прокуратурой.

Ежегодный план разрабатывается не позднее 20 августа года, предшествующего году проведения плановых проверок, и утверждается начальником органа ГПН. В ежегодный план включаются информация об отнесении объекта защиты к определенной категории риска, указываются наименование и место нахождения объекта защиты и (или) территории (земельного участка), в отношении которого планируется проведение проверки.

В срок до 1 сентября года, проект ежегодного плана направляется прокуратуру. До 31 декабря года, план проверок после согласования с прокуратурой публикуется в сети "Интернет", а также размещается на информационных стендах в помещениях органов ГПН, непосредственно участвующих в исполнении государственной функции.

Основанием для проведения внеплановых проверок является:

1) истечение срока исполнения органом власти, организацией, гражданином ранее выданного органом ГПН предписания об устранении нарушения и (или) по устранению несоответствия;

2) наличие решения органа власти об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;

3) поступление в орган ГПН:

сведений от организаций, граждан, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться объектом защиты, о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной опасности;

обращений и заявлений граждан, организаций, информации от органов власти, из СМИ о фактах нарушений требований пожарной безопасности при использовании (эксплуатации) объектов защиты и (или) территории (земельных участков);

4) наличие распоряжения руководителя органа ГПН о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ, Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

При этом хочу пояснить, что проведение внеплановой проверки согласовывается с прокуратурой только по обращениям и заявлениям граждан, организаций и т.д.

Плановые и внеплановые проверки в отношении организаций и граждан проводится на основании распоряжения о проведении плановой (внеплановой) проверки, объекта защиты, территории органа ГПН, форма которого утверждена приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141.

В распоряжении о проведении проверки объекта защиты и (или) территории также указывается категория риска, к которой относится объект защиты и (или) территория, цели, задачи и предмет проверки, сроки проведения проверки.

Стоит отметить, что к проверке допускаются только те лица, которые указаны в распоряжении. Сотрудник ФГПН обязан проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и копии распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа ГПН, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, и копии документа о согласовании проведения проверки. Соблюдать сроки проведения проверки, установленные законодательством РФ.

Срок проведения каждой плановой и внеплановой проверки не может превышать 20 рабочих дней.

В отношении объекта защиты, в случае, когда его единственным правообладателем является хозяйствующий субъект (организация и индивидуальный предприниматель), отнесенный в соответствии с условиями, установленными законодательством, к малому предприятию либо к микропредприятию, общий срок проведения плановых проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год, в остальных случаях – 20 рабочих дней. Срок проведения проверки в часах и даты начала и окончания проведения проверки указываются в распоряжении о проведении проверки.

Для справки:

среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) до ста человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек);

б) от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий;

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностного лица (должностных лиц) органа ГПН, проводившего (проводивших) проверку, срок проведения плановой проверки может быть продлен распоряжением начальника органа ГПН, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий не более чем на 50 часов, микропредприятий не более чем на 15 часов.

По результатам проверки должностным лицом органа ГПН, проводящим проверку, составляется акт проверки в двух экземплярах.

Форма акта проверки также утверждена приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141.

Подпись должностного лица органа ГПН, проводившего проверку, в акте проверки заверяется печатью должностного лица органа ГПН.

Акт проверки оформляется на проверявшийся объект защиты непосредственно после ее завершения, один его экземпляр с копиями приложений, вручается уполномоченному должностному лицу, в отношении которых проводилась проверка, под роспись об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

В случае отсутствия уполномоченного лица, в отношении которых проводилась проверка, а также в случае отказа данного лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, данный акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в контрольно-наблюдательном деле о противопожарном состоянии объекта защиты, органа власти.

Информация о проведенной проверке и ее результатах, полученных в ходе проверки данных, может быть направлена в органы внутренних дел, прокуратуры и другие органы власти для принятия ими мер согласно их компетенции в соответствии с законодательством РФ.

В случае выявления при проведении проверки нарушений требований пожарной безопасности должностное лицо органа ГПН, проводившее проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством РФ, обязано:

1) выдать предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности с указанием сроков их устранения. Сроки устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности устанавливаются должностным лицом органа ГПН с учетом характера нарушения, а также из организационных и технических условий, влияющих на их устранение.

2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности, установленной законодательством РФ.

Более подробно о мерах административной ответственности расскажет следующий выступающий.

Главным управлением МЧС России по Республики Татарстан в рамках обеспечения пожарной безопасности взято на учёт 1725 школ, 1871 ДОУ и 491 объект организаций дополнительного образования.

В рамках проводимой работы по контролю за обеспечение пожарной безопасности на объектах указанной категории в текущем году проведено 2074 мероприятия по надзору, из них 994 в отношении школ, 996 – ДОУ и 84 – учреждения дополнительного образования.

В ходе проведенных проверок выявлено 2135 нарушений требований нормативных документов по пожарной безопасности на 584 объектах, в том числе:

отсутствует установка автоматической пожарной сигнализации – на 4 объектах (1 -школа, 2- ДОУ, 1- доп. образ.);

не исправна установка автоматической пожарной сигнализации – на 19 объектах (13-школах, 6- ДОУ);

не исправна автоматическая система оповещения людей о пожаре – на 12 объектах (9-школах, 3-ДОУ);

не исправно электропроводка и электрооборудование – на 3 объектах (2-школах, 1-ДОУ);

не удовлетворительное состояние путей эвакуации – на 75 объектах (36-школ, 34-ДОУ, 5 доб. обр.);

не обеспечены нормативным количеством первичных средств пожаротушения – 26 объектов (14 школ, 11-ДОУ, 1-доп. обр.);

отсутствуют или неисправны источники наружного противопожарного водоснабжения – на 28 объектах (18-школы, 10-ДОУ);

персонал не обучен мерам пожарной безопасности - на 78 объектах (48-школах, 30-ДОУ);

Для справки:

К административной ответственности привлечено 80 юридических лиц и 998 - должностных лиц. 216 административных дел направлено в суды за неисполнение в установленный срок законных предписаний.

И в конце своего выступления хотел бы отметить, что ежегодно в Республике Татарстан происходят пожары в образовательных учреждениях. Так, за последние 5 лет с 2013 по 2017 год произошло 10 пожаров, получили травмы 4 человека. Из 10 произошедших пожаров в школах произошло - 5, в детском саду - 1, в высшем учебном заведении - 3 и на ином объекте 1. Более подробная информация представлена на слайде.

В нашей республике в 2017/2018 учебном году в общеобразовательных учреждениях пожаров не произошло. Вместе с тем, за указанный период произошло 2 пожара на объектах высшего образования в г. Казани и 2 пожара в детских садах в Альметьевском и Кукморском районах.

Так, в 23.00 08 января 2018 года в МДОУ «Детский сад д. Нижний Кумор» произошел пожар. Площадь пожара составила 158 кв. метров. Причиной пожара явилось нарушения правил технической эксплуатации электрообрудования. При возникновении пожара в детском саду детей не было.

В 05 часов утра 7 мая 2018 года произошел пожар в детском саду № 65 «Ивушка» г. Альметьевска. Площадь пожара составила 10 кв. метров. Причиной пожара явился поджог.

Основными причинами пожаров явились:

- поджог – 1 случай,

- нарушение правил эксплуатации эл. оборудования – 2 случая;

- неосторожное обращение с огнем – 1 случай.

Для справки:

2013 год – 1 пожар в школе

2014 год – 3 пожара (2 школы, 1 ВУЗ)

2015 год – 2 пожара (1 дет.сад, 1 школа)

2016 год – 1 пожар в школе

2017 год – 3 пожара (1 доп. образования, 2 ВУЗ)

При этом 4 человека получили травмы:

в 2014 году – 1 человек.

в 2016 году 2 человека.

в 2017 году – 1 человек.

Доклад закончил, спасибо за внимание.

Заседание продолжил начальник отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Московскому району г. Казани «Московский» Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Татарстан Максим Кондратьев, который выступил с докладом на тему «Основные требования пожарной безопасности к зданиям образовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций».

(информация М.П. Кондратьева)

Товарищ полковник, уважаемые участники совещания!

Здания образовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций в соответствии со ст. 32 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» следует относить к классу функциональной пожарной опасности Ф4.1.

На основании Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ и нормативных документов по пожарной безопасности, указанные объекты защиты должны оборудоваться следующими инженерными и автоматическими системами противопожарной защиты:

- автоматической пожарной сигнализацией с выводом сигнала о пожаре на пульт подразделения пожарной охраны без участия персонала объекта и (или) транслирующей этот сигнал организацией;

- системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (в зависимости от этажности и количества, одновременно пребывающих людей, как правило, 2 (два этажа до 350 человек) и 3 (три этажа до 1600 человек) типов соответственно);

- системой дымоудаления (в определенных случаях: из коридоров подвальных и цокольных этажей при выходах в эти коридоры из помещений с постоянным пребыванием людей, из коридоров без естественного проветривания при пожаре длиной более 15 м в зданиях с числом этажей два и более, из общих коридоров и холлов зданий различного назначения с незадымляемыми лестничными клетками, из атриумов и пассажей, из каждого помещения на этажах, сообщающихся с незадымляемыми лестничными клетками, или из каждого помещения без естественного проветривания при пожаре:

- площадью 50 м2 и более с постоянным или временным пребыванием людей (кроме аварийных ситуаций) числом более одного человека на 1 м2 площади помещения, не занятой оборудованием и предметами интерьера (залы и фойе театров, кинотеатров, залы заседаний, совещаний, лекционные аудитории, рестораны, вестибюли, кассовые залы, производственные и др.);

- площадью 50 м2 и более с постоянными рабочими местами, предназначенного для хранения или использования горючих веществ и материалов, в том числе читальных залов и книгохранилищ библиотек, выставочных залов, архивов;

- гардеробных площадью 200 м2 и более);

- внутренним противопожарным водопроводом (в определенных случаях: ВПВ допускается не предусматривать: при числе этажей здания до 10-ти и объемом менее 5000 м3, в зданиях общеобразовательных школ, кроме школ-интернатов, в том числе школ, имеющих актовые залы, оборудованные стационарной киноаппаратурой);

- не зависимо наружным противопожарным водоснабжением, одним из следующих способов: от пожарных гидрантов, пожарных резервуаров или искусственных водоемов, расположенных на расстоянии не более 200 м. от объекта, и рассчитанных на объем воды, обеспечивающий тушение пожара 3 часа.

На каждое техническое средство противопожарной защиты на объекте должно храниться паспорт изделия и заверенная копия сертификата соответствия.

Указанные автоматические системы противопожарной защиты, с определенной периодичностью должны обслуживаться организацией, имеющей на определенный вид деятельности лицензию МЧС России.

К данным объектам защиты должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей со всех сторон.

Кроме того, особое внимание следует уделять количеству, ширине эвакуационных выходов и отделке путей эвакуации, в том числе зальных помещений.

Каждый этаж здания должен иметь не менее 2-х эвакуационных выходов шириной в свету не менее 1,2 м, в том числе данное требование относится и к ширине горизонтальных участков путей эвакуации для общих коридоров, по которым могут эвакуироваться более 50 человек. В определенных случаях должны быть предусмотрены дополнительные эвакуационные выходы, отвечающие вышеуказанным требованиям. В случае, если на этаже допускается пребывание более 200 человек, ширина лестничного марша должна быть не менее 1,35 м. В зданиях школ и школ-интернатов из мастерских необходимо предусматривать дополнительный выход непосредственно наружу.

Для отделке стен и потолков вестибюлей, лестничных клеток, лифтовых холлов должны применяться материалы класса КМ0 (негорючие).

Для отделке стен и потолков общих коридоров, холлов, фойе должны применяться материалы класса со следующими свойствами пожарной опасности КМ1 (слабогорючие, трудновоспламеняемые, с умеренной дымообразующей способностью, умеренноопасные по токсичности продуктов горения, нераспространяющие пламя).

Для покрытий полов вестибюлей, лестничных клеток, лифтовых холлов должны применяться материалы класса со следующими свойствами пожарной опасности КМ1 (слабогорючие, трудновоспламеняемые, с умеренной дымообразующей способностью, умеренноопасные по токсичности продуктов горения, нераспространяющие пламя).

Для покрытий полов общих коридоров, холлов, фойе должны применяться материалы класса со следующими свойствами пожарной опасности КМ2 (слабогорючие, умереновоспламеняемые, с умеренной дымообразующей способностью, умеренноопасные по токсичности продуктов горения, нераспространяющие пламя).

Для отделке стен и потолков зальных помещений вместимостью более 300 человек должны применяться материалы класса КМ0 (негорючие), а для покрытий полов должны применяться материалы класса со следующими свойствами пожарной опасности КМ2 (слабогорючие, умереновоспламеняемые, с умеренной дымообразующей способностью, умеренноопасные по токсичности продуктов горения, нераспространяющие пламя).

На объекте защиты должна храниться товарно-сопроводительная документация и сертификаты соответствия с указанием в них показателей пожарной опасности, на примененные отделочные материалы.

Объекты следует оснащать исправными и готовыми к эксплуатации первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) из расчета не менее двух на этаж с расстоянием между ними не превышающим 20 м.

На объектах защиты должны быть разработаны и вывешены на видных местах планы эвакуации, выполненные на фотолюминесцентной основе и 1 раз в полугодие должны проводиться практические тренировки лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте по отработке планов эвакуации.

Деревянные конструкции чердачных помещений должны быть обработаны огнезащитными составами. Руководитель осуществляет проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией изготовителя и составляет акт (протокол) проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки). Проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 1 раза в год.

Руководители объектов и ответственные за пожарную безопасность в соответствии с приказом МЧС России от 12 декабря 2007 года № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» должны один раз в три года проходить обучение пожарно-техническому минимуму в объеме не менее 16 часов.

Доклад закончил. Благодарю за внимание!

Публичные выступления продолжил доклад начальника отделения Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Республике Татарстан, майор внутренней службы Эльмиры Нигмедзяновой на тему: «Административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности».

(информация Э.И. Нигмедзяновой)

В соответствии с подпунктом 2 части 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований пожарной безопасности должностные лица органа государственного контроля обязаны принять меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

В случае выявления нарушений требований пожарной безопасности при проведении плановой выездной проверки составляется протокол об административном правонарушении по части 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении является акт проверки.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 КоАП РФ, заключается в нарушении или невыполнении должностным лицом, гражданином или юридическим лицом требований пожарной безопасности. Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.

С 09.06.2017 вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом РФ «О внесении изменений в Федеральный закон «О пожарной безопасности» и Кодекс РФ об административных правонарушениях» № 100-ФЗ от 28.05.2017, и из ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях исключены части 3-5,8.

Санкции частей ст. 20.4 КоАП РФ предусматривают различные виды наказаний в зависимости от совершенного административного правонарушения.

Часть 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц – от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

По результатам проведения внеплановой выездной проверки с целью контроля за выполнением предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности в случае невыполнения предписания составляется протокол об административном правонарушении по ст. 19.5 КоАП РФ, который направляется на рассмотрение по подведомственности в суд.

Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до шести тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.

За повторное совершение административного правонарушения в виде невыполнения предписания возможно наложение административного штрафа по части 14 ст. 19.5 КоАП РФ на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.».

В случае воспрепятствования законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) на осуществление государственного надзора, предусмотрена административная ответственность по ст. 19.4.1 КоАП РФ.

В случае возникновения пожара из-за нарушения требований пожарной безопасности может наступить как административная ответственность, так и уголовная.

За нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, возможно наложение по части 6 ст. 20.4 КоАП РФ административного штрафа на должностных лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.

За нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека, по части 6.1 КоАП РФ возможно наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В случае нарушения требований пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, смерть человека, смерть двух или более лиц, наступает уголовная ответственность по ст. 219 УК РФ.

Согласно части 1 ст. 4.1. КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. При назначении административного наказания юридическому лицу учитывается также финансовое положение юридического лица.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются (ст. 4.2 КоАП РФ):

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;

3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;

4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;

6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;

7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль.

Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются (ст. 4.3 КоАП РФ):

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со ст. 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.

В соответствии с частью 3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо.

Постановление о назначении административного наказания может быть обжаловано в порядке главы 30 КоАП РФ в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии Главному государственному инспектору Республики Татарстан по пожарному надзору или в суде.

В соответствии со ст. 29.13 КоАП РФ должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах в орган, должностному лицу, внесшим представление.

Для справки

За 1 полугодие 2018 года территориальными органами надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Татарстан возбуждено 2 936 дел об административных правонарушениях, что на 6,0% выше, чем за 2017 г. (2 771).

В отношении ЮЛ возбуждено 248 (169) дел (выше на 47,0%), физических лиц — 2 688 (2 602) (увеличение на 3,3%).

За 1 полугодие 2018 года должностными лицами территориальных органов надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Татарстан вынесено 749 постановлений по делам об административных правонарушениях в виде штрафа, что на 31,2% меньше, чем за 2017 г. (1088). Сумма штрафных санкций составила 5 408,4 тыс. руб., что на 12,0 % меньше, чем за 2017 г. (6 143,0 тыс. руб.).

Количество вынесенных административных наказаний в виде предупреждений составило 1870, что в 2,1 раза больше по сравнению с 2017 г. (875).

По ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ (за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего ГПН, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания) возбуждено 198 дел об административных правонарушениях (2017 г. — 321, снижение на 38,3 %).

Должностными лицами органов государственного надзора и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Татарстан, рассматривавших дела об административных правонарушениях, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, внесены в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам 1004 представления о принятии мер по устранению указанных причин и условий (2017 г. - 832, увеличение на 20,7 %).

(конец выступления)

Завершал публичные обсуждения анализа правоприменительной практики начальник отдела регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий чрезвычайных ситуаций МЧС РТ Сергей Дедов.

(Доклад С.В. Дедова)

В соответствии с планами плановых и внеплановых проверок на 2018 год по организации и осуществлению государственного надзора за выполнением законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, отделом регионального государственного надзора МЧС Республики Татарстан за 6 месяцев проведено 193 (130 плановых (АППГ-133) и 63 внеплановых) проверки юридических лиц, в том числе:

- 4 органа местного самоуправления;

- 24 учреждения здравоохранения, из них в 2 выявлены нарушения, это 8% от проверенных;

- 66 учреждений образования, из них в 12 выявлены нарушения, это 18% от проверенных;

- 12 учреждений социального обслуживания;

- 87 организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты и объекты жизнеобеспечения, в том числе входящие в состав звеньев территориальной подсистемы РСЧС Республики Татарстан, из них в 21 выявлены нарушения, это 24% от проверенных;

По результатам проведения надзорных мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций с января по июнь 2018 года всего составлено 34 протокола (АППГ – 64), в том числе 27 протоколов об административном правонарушении по части 1 ст. 20.6 КоАП РФ в отношении установленных должностных лиц и 7 протоколов об административном правонарушении по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении установленных должностных лиц. Материалы возбужденных административных дел по подведомственности направлены в судебные органы по месту совершения административного правонарушения.

С начала года из 34 направленных в суды административных дел, по состоянию на 01 июля 2018 года привлечено к административной ответственности 29 должностных лиц (вынесено Постановлений мировыми судьями), в том числе 27 Постановлений в виде «штраф» на общую сумму 211000 рублей в доход государства (АППГ – 40, уменьшение на 32,5%) и 2 Постановления в виде «устное замечание» (АППГ – 12, уменьшение на 83,3%).

По результатам обобщения и анализа правоприменительной практики отдела регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций МЧС Республики Татарстан за 6 месяцев 2018 года юридическими лицами, в введении которых находятся объекты производственного и социального назначения, допускаются следующие типовые и массовые нарушения обязательных требований:

1

Не разработан План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организации с необходимыми приложениями

2

Не организовано проведение обязательной подготовки работающего персонала организации по месту работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороны.

3

Не организовано проведение обязательной подготовки (повышение квалификации или курсовое обучение) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в области гражданской обороны в ГБУ ДПО «Учебно-методический центр по ГО и ЧС Республики Татарстан» и его филиалах:

-руководитель организации,

-председатель и члены КЧС и ОПБ организации,

-работник организации, специально уполномоченный решать задачи в области ГО и ЧС;

-специалисты дежурно-диспетчерской службы организации;

4

Не проводятся Комплексные учения в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты 1 раз в 3 года продолжительностью до 2 суток.

5

Не проводятся объектовые тренировки в организациях 1 раз в 3 года продолжительностью до 8 часов на которых отрабатывается весь комплекс мероприятий, предусмотренных планами гражданской обороны и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций (объектов).

Информация и материалы, связанные с организацией и осуществлением государственного надзора за выполнением законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, размещены на главной странице официального сайта Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан www.mchs.tatarstan.ru в разделе «Деятельность» подраздела «Региональный государственный надзор». Там же в подразделе размещены информационные материалы в том числе:

1. Ежегодный план проведения плановых проверок;

2. Информация о проведенных проверках;

3. Нормативные правовые акты (перечень обязательных требований);

4. Профилактика нарушений обязательных требований

5. Обобщение правоприменительной практики осуществления

государственного надзора;

6. Типовые нарушения и разъяснения к ним;

7. Доклад об осуществлении государственного надзора.

Обзор типовых и массовых нарушений в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, причины их возникновения

№№

пп

Событие административного правонарушения

(Вид нарушений установленных требований)

Причины возникновения типовых нарушений обязательных требований

1

Не разработан (а равно не согласован с органом, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при органах местного самоуправления) План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организации с необходимыми приложениями

Бездействие руководства организации и назначенных должностных лиц организации, уполномоченных на решение задач в области ГО и ЧС, должностных лиц организации, привлекаемых к разработке Плана, его разделов и приложений.

Отсутствует должное взаимодействие с органами управления ГО и ЧС, созданными при органах местного самоуправления.

2

Не организовано проведение обязательной подготовки работающего персонала организации по месту работы (в том числе работники, входящие в состав: комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, нештатного аварийно-спасательного формирования, ремонтно-восстановительного формирования, дежурно-диспетчерской службы) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Бездействие руководства организации и назначенных должностных лиц организации, уполномоченных на решение задач в области ГО и ЧС, и должностных лиц организации, привлекаемых к обучению персонала организации по программам подготовки работающего населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

3

Не организовано проведение обязательной подготовки (повышение квалификации) руководителя организации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ГБУ ДПО «Учебно-методический центр по ГО и ЧС Республики Татарстан»

Бездействие руководства организации и назначенных должностных лиц организации, уполномоченных на решение задач в области ГО и ЧС по планированию и организации обучения персонала организации в ГБУ ДПО «Учебно-методический центр по ГО и ЧС Республики Татарстан».

Перспективные планы подготовки не разрабатываются и не согласовываются с кадровым органом организации.

Отсутствует должное взаимодействие с кадровым органом организации по вопросам контроля за сроками проведения обязательного повышения квалификации установленных категорий сотрудников.

4

Не организовано проведение обязательной подготовки (повышение квалификации) председателя Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ГБУ ДПО «Учебно-методический центр по ГО и ЧС Республики Татарстан»

Бездействие руководства организации и назначенных должностных лиц организации, уполномоченных на решение задач в области ГО и ЧС по планированию и организации обучения персонала организации в ГБУ ДПО «Учебно-методический центр по ГО и ЧС Республики Татарстан».

Перспективные планы подготовки не разрабатываются и не согласовываются с кадровым органом организации.

Отсутствует должное взаимодействие с кадровым органом организации по вопросам контроля за сроками проведения обязательного повышения квалификации установленных категорий сотрудников.

5

Не организовано проведение обязательной подготовки (повышение квалификации) членов Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ГБУ ДПО «Учебно-методический центр по ГО и ЧС Республики Татарстан»

Бездействие руководства организации и назначенных должностных лиц организации, уполномоченных на решение задач в области ГО и ЧС по планированию и организации обучения персонала организации в ГБУ ДПО «Учебно-методический центр по ГО и ЧС Республики Татарстан».

Перспективные планы подготовки не разрабатываются и не согласовываются с кадровым органом организации.

Отсутствует должное взаимодействие с кадровым органом организации по вопросам контроля за сроками проведения обязательного повышения квалификации установленных категорий сотрудников.

6

Не организовано проведение обязательной подготовки (повышение квалификации) работника организации, специально уполномоченного решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в ГБУ ДПО «Учебно-методический центр по ГО и ЧС Республики Татарстан»

Бездействие руководства организации и назначенных должностных лиц организации, уполномоченных на решение задач в области ГО и ЧС по планированию и организации обучения персонала организации в ГБУ ДПО «Учебно-методический центр по ГО и ЧС Республики Татарстан».

Перспективные планы подготовки не разрабатываются и не согласовываются с кадровым органом организации.

Отсутствует должное взаимодействие с кадровым органом организации по вопросам контроля за сроками проведения обязательного повышения квалификации установленных категорий сотрудников.

7

Не организовано проведение обязательной подготовки (повышение квалификации) руководителя и специалистов дежурно-диспетчерской службы организации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ГБУ ДПО «Учебно-методический центр по ГО и ЧС Республики Татарстан»

Бездействие руководства организации и назначенных должностных лиц организации, уполномоченных на решение задач в области ГО и ЧС по планированию и организации обучения персонала организации в ГБУ ДПО «Учебно-методический центр по ГО и ЧС Республики Татарстан».

Перспективные планы подготовки не разрабатываются и не согласовываются с кадровым органом организации.

Отсутствует должное взаимодействие с кадровым органом организации по вопросам контроля за сроками проведения обязательного повышения квалификации установленных категорий сотрудников.

8

Не проводятся Комплексные учения в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты, а также в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих более 600 коек 1 раз в 3 года продолжительностью до 2 суток

Бездействие руководства организации и назначенных должностных лиц организации, уполномоченных на решение задач в области ГО и ЧС, должностных лиц организации, привлекаемых к разработке документов планирования и отчетных материалов.

9

Не проводятся объектовые тренировки в организации 1 раз в 3 года продолжительностью до 8 часов

Бездействие руководства организации и назначенных должностных лиц организации, уполномоченных на решение задач в области ГО и ЧС, должностных лиц организации, привлекаемых к разработке документов планирования и отчетных материалов.

(конец доклада)

По итогам докладов всех участников публичных обсуждений вопросов и нареканий со стороны руководителей общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования к руководству УНД и ПР Главного управления МЧС России по Республике Татарстан не последовало.

Фоторепортаж: http://mchs.tatarstan.ru/rus/foto.htm/photoreport/4192387.htm



Ссылка на текст новости: http://mchsrf.ru/news/524860-v-glavnom-upravlenii-mchs.html

Ссылка на первоисточник: http://16.mchs.gov.ru/pressroom/news/item/7318789/