С наступлением осени обстановка на воде значительно изменяется, и вместе с ней усложняются условия судовождения. Световой день становится короче, на реках наступает меженный период (низкий уровень воды) и период утренних туманов. В таких случаях судоводителю приходится рассчитывать на собственный опыт и умение, а также на опыт из практики бывалых судоводителей и профессионалов.
Вот некоторые рекомендации, которые помогут избежать аварийных ситуаций при плавании на маломерных судах в осенних условиях:
время выхода в плавание и прибытие к месту назначения рассчитывать на светлое время суток;
до выхода в плавание ознакомьтесь с прогнозом погоды и условиями на маршруте движения, при плавании в незнакомых и несудоходных водоёмах проконсультируйтесь у знающих людей;
перед выходом убедитесь в наличии необходимых документов (удостоверения на право управления маломерным судном, судового билета), их лучше держать в непромокаемой упаковке;
проверьте исправность и наличие аварийно - спасательного оборудования и инвентаря, наличие спасательных жилетов по числу пассажиров и экипажа;
проверьте аптечку (комплектность, срок годности) и средства первой необходимости, которые следует держать в непромокаемой упаковке;
при движении следует учитывать, что в меженный период реки возможны затопленные подводные препятствия, которые слегка прикрыты водой и визуально не видимы;
во всех случаях следует двигаться с безопасной скоростью (Безопасная скорость - это выбранная скорость для данных условий и обстоятельств, при которой судоводитель может своевременно оценить обстановку и принять необходимые меры для предотвращения аварийной ситуации.);
при необходимости движения в тёмное время суток проверьте исправность светосигнального оборудования, наличие и надежность электропитания;
утренний туман над поверхностью воды очень опасен, из редкого он резко переходит в густой до полного отсутствия видимости. В этом случае необходимо прекратить движение и переждать, пока он рассеется;
при выборе безопасной стоянки судна у берега, особенно на судоходных участках рек, не ставьте суда в повороте, в узкостях, вблизи судового хода, в яру, не натаскивайте судно на берег, во всех этих случаях ваше судно может быть залито водой от волны проходящего судна или повреждено буксируемым составом;
безопасно ставить судно в стороне от судового хода, надежно пришвартованным к берегу, при длине швартова достаточной для того, чтобы судно отыгрывалось на волне.