Новости

МЧС России

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Дальневосточный федеральный округ Амурская область

06 мая 2022 года Деревянного строения отнюдь не строить, а строить каменные дома

Продолжая рубрику «95-лет образования органов государственного пожарного надзора», нельзя не вспомнить великого реформатора Петра I, который внес большой вклад в развитие пожарного дела.

Трудно судить о том, как рождались первые осмысленные правила пожарной безопасности и организации пожаротушения, но скорее всего они «зарабатывались кровью» предыдущих поколений, то есть создавались на основании приобретенного людьми многовекового опыта борьбы с огнем.

Еще в детстве, столкнувшись с ужасным зрелищем пожаров во время стрелецких бунтов и чуть не став жертвой одного из них при поджоге флигеля Сергиевской лавры, Петр I на всю жизнь сохранил впечатления об уничтожающей все «живое и неживое» силе пожаров. Так царь, еще не вступив самодержавное правление страной, пожелал иметь в своем селе Коломенском 16 труб медных заливных.

Петр I прекрасно понимал, что правительство обязано заботиться об устройстве пожарной охраны и устранении причин пожаров, поэтому особое внимание уделял развитию мер по предупреждению пожаров. В период его царствования были введены новые правила пожарной безопасности, заимствованные из Голландии. В 1701 году выходит указ, в котором повелевалось во всех городах России «деревянного строения отнюдь не строить, а строить каменные дома или, по крайней мере, мазанки, и строить не среди дворов, как бывало в старину, а линейно по улицам и переулкам».

Устанавливая порядок ночного караула, Петр I предписывал: «надлежит для воров какое-нибудь ружье, а для пожаров иметь ведра, топоры, войлочные щиты, деревянные трубы, а в некоторых сборных местах крюки и парусы и большие водоливные трубы, и чтоб караульщики по ночам ходили по улицам с трещотками, как обычно в других странах».

В 1710 году произошел сильный пожар на Петербургской стороне. В течение одного часа сгорел Гостиный двор, находившийся на Троицкой площади в 90 саженях от домика Петра I и состоявший из нескольких сотен лавок без окон и печей. Между лавками были чрезвычайно узкие проходы, что помогало огню. По сведениям датского посланника Юста Юля, при пожаре «весь базар и суконные лавки, числом слишком 70, обращены в пепел; на площади не осталось ни одного дома, всё, что только могло сгореть, сгорело...». Сгорели и почти все торговые суда, стоявшие на Неве у Троицкой площади.

Грандиозный пожар заставил ускорить строительство в городе караулен со складами водоливных труб. Для извещения о пожаре был сформирован отряд барабанщиков, который обходил ближайшие к пожару улицы и бил тревогу.

Самое свое любимое творение – Санкт-Петербург – Петр I всячески оберегал от огненного уничтожения. С самого начала строительства планировка города устраивалась по правилам пожарной безопасности: дома строились с противопожарными разрывами, улицы располагались прямолинейно и «просторно», что позволяло беспрепятственно вести пожаротушение, на Васильевском острове планировалось соорудить каналы, оборудованные противопожарным инструментом.

С 1712 года в городе запрещалось строить деревянные дома. Указ от 1718 года устанавливал противопожарные требования к печам, к расстоянию между домами. Было запрещено возведение деревянных крыш. Примечательно, что в требованиях пожарной безопасности значилось отделение печей от стен двумя кирпичами (это требование записано и в современной нормативной литературе). Был издан целый ряд указов, инструкций по обеспечению пожарной безопасности на судах, в торговых рядах, в жилых зданиях.

Император не оставлял без внимания и другие города России, но все новшества, в том числе и противопожарные, сначала внедрялись в Петербурге, а затем распространялись повсеместно.

Особым вниманием Петра пользовался флот. Царь собственноручно писал указы и распоряжения, относящиеся к противопожарной защите кораблей. 13 ноября 1718 года вышел указ о постройке плашкоутов и установке на них насосов. В гавани было размещено шесть насосов с рукавами. По штату на верфях полагалось иметь пять больших и десять малых крюков, столько же вил, семь парусин и пятьдесят щитов. Причем для охраны судостроительных верфей и портовых сооружений через каждые 40 м ставили лестницу и две бочки с водой. Все типы кораблей снабжались необходимыми инструментами. На двухпалубных судах полагалось иметь в наличии 12 пожарных ведер, столько же топоров и швабр, а на трехпалубных – по 18 единиц каждого наименования.

В 1722 году при Адмиралтействе в Санкт-Петербурге была создана специализированная пожарная команда из рабочих, работающая в две смены.

Петр хорошо сознавал необходимость постоянного контроля за мерами обеспечения пожарной безопасности со стороны государственных чиновников. Эту работу он возлагал сначала на генерал-губернатора А.Д. Меньшикова, а затем на канцелярию городовых дел. После учреждения главной полицейской канцелярии за строгим исполнением петровских указов, в том числе в области пожарной безопасности, следил генерал-полицмейстер, подчинявшийся только царю. Непосредственный надзор за выполнением противопожарных мероприятий возлагался на конкретных государственных лиц. В войсках назначались пожарные офицеры и выделялись специальные подразделения для тушения пожаров, которые оснащались пожарным инструментом, включая пожарные трубы.

Мудрость Петра I, выдающегося государственного деятеля, заключалась в том, что он своими указами пожары предупреждал, а не ограничивался реагированием на уже случившиеся бедствия.

Благодаря противопожарным мерам, а также жестокому контролю за их соблюдением, привлечением к тушению пожаров высокоорганизованных войск, вооруженных по тем временам современным пожарным инструментом, за 20 лет существования Санкт-Петербурга произошло лишь 9 крупных пожаров.

Новость на сайте МЧС Амурской области

Версия для печати Новость была получена автоматически с источника в 2022:05:06 11:39 (МСК)

Регионы России: ДФО, Амурская область

Другие тэги

Все новости по тэгу ""

Календарь новостей

Интернет-приемная
Амурская область

Последние новости

Все новости