Новости

МЧС России

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Северо-Западный федеральный округ Псковская область

07 Октябрь 2021 года Рекомендации судоводителям о правилах управления и маневрирования маломерными судами

Сегодня мы с вами познакомимся с различными видами управления и маневрирования маломерными судами:Подход к берегуДля безопасного подхода к берегу судоводитель должен правильно выбрать место. Желательно, чтобы берег был пологим, чистым от препятствий и песчаным. Когда подход к берегу осуществляется в незнакомом месте, необходимо двигаться с минимальной скоростью, промеряя глубину и характер грунта. На реке движение к берегу следует начинать против течения и затем маневрировать так, чтобы нос судна коснулся грунта под углом к берегу близким к 90 градусов, на озере — против ветра. На мелководье при подходе к берегу на маломерном судне мотор должен быть поднят.При подходе к берегу на сильном прибое груз и пассажиров следует переместить ближе к корме. Необходимо стремиться держать судно перпендикулярно волне, а при подходе к судну каждой крупной волны уменьшать или останавливать ход. Когда до берега остается небольшое расстояние и очередной гребень волны начинает подходить к носу судна и поднимать его, следует дать ход вперед, стараясь не отставать от волны. Неудачно выполненный маневр в последний момент подхода к берегу может привести к сильному удару днищем, развороту судна лагом к волне или захлестыванию лодки водой. Поэтому все пассажиры должны быть одеты в спасательные жилеты, заранее получить инструктаж и четко знать свои действий в зависимости от обстановки. Как только нос коснется грунта всем следует быстро выпрыгнуть в воду и руками вытащить судно как можно дальше на берег.Стоянка у берегаСамым распространенным способом стоянки маломерного судна у необорудованного берега является его закрепление с помощью швартовных концов, протянутых с кормы к вдавленному (закрытому) на берегу якорю. При наличии на берегу деревьев или крепких кустов швартовные концы крепятся за них. При значительных колебаниях уровня воды судно можно поставить на две растяжки — носовую и кормовую.Отход от берегаПосле подготовки маломерного судна к плаванию отход осуществляется следующим образом. Пассажиры размещаются ближе к корме, чтобы поднять нос судна и дается задний ход. Если судно не сдвигается, то путем перекладки руля и реверсивного движения необходимо раскачать судно. Через некоторое время грунт под днищем подмывается и судно начнет движение задним ходом, корма выводится на более глубокое место и двигатель переключается на максимальный задний ход. На небольших катерах и моторных лодках отход от берега осуществляется с помощью весла, отпорного крюка, а при необходимости и с участием пассажиров.Во время значительного волнения отход задним ходом опасен, так как может привести к повреждению винта, а при движении к волне кормой мотор и судно могут быть захлестнуты водой. В этом случае лучше отойти от берега с поднятым мотором, затем на глубине его опустить и начать движение.Подход к другому суднуСпособ подхода маломерного судна к другому судну близок швартовке к причалу, однако в зависимости от метеоусловий и типа судна к которому необходимо причалить, требуется более опытного мастерства и умения. Швартоваться следует к другому судну только после его полной остановки. Подход к более большому судну осуществляется, как правило, в его средней части с подветренного борта. Это позволяет остановить судно за несколько метров до места швартовки, расположить его параллельно дрейфующему судну и регулировать положение так, чтобы соприкосновение судов произошло в районе заранее опущенных кранцев.При швартовке маломерного судна к другому маломерному судну наиболее часто оба судна некоторое время на малом ходу двигаются параллельными курсами, постепенно приближаясь друг к другу и сбрасывая скорость.Подход к стоящему на якоре или лежащему в дрейфе судну должен осуществляться с учетом течения, которое может развернуть судно, а также в зависимости от ветра и волнения. Маневрирование следует согласовать с судоводителем другого судна и быть предельно осторожным и внимательным, чтобы не повредить суда и не нанести травм людям, находящимся на борту. Швартовка обеспечивается подачей носового швартовного конца, чтобы в любой момент его можно было отдать и отойти от борта. Пассажиры должны быть проинструктированы, находится на штатных местах и не держались руками за борт, который обращен в сторону другого судна.Снятие судна с мелиПри посадке судна на мель носовой частью попеременно дается передний и задний ход с одновременной перекладкой руля с борта на борт. После раскачки судна дается полный ход назад с прямым положением руля. При этом создается дифферент на корму, путем перемещения груза и пассажиров.При посадке на мель одним бортом создается крен на противоположный борт.В зависимости от степени посадки на мель и условий (температура воды, сила ветра, волнение, течение, глубина, тип судна) используются шесты, багры, весла, якоря для отдачи на глубине, канаты и тросы для крепления к берегу, другие суда в качестве буксира.После снятия судна с мели необходимо тщательно осмотреть корпус судна, установить и по возможности устранить полученные повреждения, убедиться в отсутствии поступления воды внутрь.БуксировкаБуксировка одним маломерным судном другого осуществляется в вынужденных случаях, когда нет другой возможности оказать помощь.Способы осуществления буксировки:1. Буксировка в кильватер осуществляется на тросе длиной от 10 до 15 метров. Способ крепления троса на судах выбирается в зависимости от наличия на них швартовых устройств, но он должен находиться в диаметральной плоскости судов. На судах где не предусмотрена киповая планка, трос пропускается через петлю.Движение на буксирующем судне нужно начинать медленно и плавно, чтобы избежать резкого рывка. Когда слабины троса остается немного, следует застопорить ход и лишь при натяжении троса начать движение на минимальной скорости, постепенно увеличивая обороты. На небольших судах убрать слабину троса можно отходя друг от друга на веслах. Если слабину не выбрать, то можно намотать трос на винт или порвать его.Во время буксировки нельзя резко поворачивать и изменять режим работы двигателя, трос должен быть постоянно натянут и не опускаться в воду.Если на буксируемом судне оставлен судоводитель, то он должен находиться в спасательном жилете и при помощи руля удерживать судно на курсе в кильватер буксировщику. На поворотах судоводитель буксируемого судна перекладывает руль на 10-20 градусов в наружную сторону поворота.На волнении длина буксирного троса регулируется так, чтобы оба судна одновременно проходили по гребням или впадинам волны. Если на буксируемом судне поврежден корпус, то необходимо принять меры для повышения плавучести судна, течь должна быть обязательно ликвидирована.В ночное время буксировка чрезвычайна опасна и во избежание аварии от нее следует воздержаться.2. Буксировка под бортом (лагом) может осуществляться в тихую погоду и на сравнительно малые расстояния. Суда крепятся друг к другу так, чтобы корма буксируемого судна была смещена вперед вдоль буксировщика на треть корпуса. Это повышает управляемость во время буксировки. Во избежание повреждения корпусов между ними закладываются мягкие кранцы.Буксируемое судно во время движения будет стремиться повернуть буксировщик в свою сторону, так как сопротивление встречного потока воды с этой стороны увеличивается. Поэтому руль на буксировщике следует держать отклоненным к противоположному от места швартовки борту.Постановка на якорьДля постановки на якорь следует выбирать защищенные от сильных ветров и волнения места без течения или с ровным течением и песчаным дном. На ракушечнике, гальке, каменистом грунте якорь держит хуже.К месту якорной стоянки следует подходить на небольшой скорости против течения. После погашения инерции переднего хода, когда судно остановилось и начало движение назад отдается якорь.Если якорный канат натянулся, а затем появилась слабина, значит якорь «забрал» грунт. Если канат попеременно то ослабевает, то натягивается — это значит, что якорь не держит судно за грунт. В этом случае следует ослабить канат, увеличить его длину. Длина якорного каната зависит от скорости течения, направления ветра, близости от берегов и отмелей. При сильном течении длина вытравленного каната доходит до десятикратной глубины.Съемка с якоряСъемка с якоря начинается с выборки якорного каната после прогрева двигателя. Перед отрывом якоря от грунта при необходимости даётся передний ход, который обеспечивает удержание судна от сноса течением. При этом необходимо следить, чтобы якорь не ушел под корму и канат не намотался на винт. Если якорь засел в грунте, его вырывают, маневрируя на малом ходу.Судоводитель, выполняющий все рекомендации по управлению маломерным судном и получив достаточно практического опыта, управление маломерными судами будет производить уверенно, тем самым обеспечит безопасность на водных объектах себя и пассажиров.Государственный инспектор по маломерным судаминспекторского отделения №1 г. Псков Центра ГИМСГлавного управления МЧС Россиипо Псковской областиА.Г. Иванисов

Новость на сайте МЧС Псковской области

Версия для печати Сообщить о неточности или изменение в первоисточнике Уточнить актуальность
Новость была получена автоматически с источника в 2021:10:07 11:36 (МСК)

Регионы России: СЗФО, Псковская область

Вы очевидец?!

Вы стали очевидцем событий и происшествий о которых читаете?

Поделитесь фотографиями со всей страной!

Другие тэги

Все новости по тэгу ""

Календарь новостей

Интернет-приемная
Псковская область

Последние новости

Все новости