Для поддержания высокого уровня боевой подготовки реагирующих подразделений в МЧС России регулярно проводятся пожарно-тактические учения. Площадками для тренировок становятся объекты с массовым пребыванием людей, транспортной инфраструктуры, социально значимые и потенциально опасные объекты.
В этот раз для отработки навыков пожаротушения специалисты Главного управления МЧС России по Брянской области выбрали Международный аэропорт «Брянск». Значимость пожарно-тактических учений на данном объекте сложно переоценить, ведь именно через аэропорт прибывают и убывают жители и гости Брянска.
Стоит отметить, что Международный аэропорт «Брянск» расположен в 14 км юго-западнее Брянска, имеет одну взлетно-посадочную полосу протяженностью 2400 метров. Пожарная охрана аэропорта осуществляется службой поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП), в расчете которой находится пожарная техника, заправленная водой и пенообразователем.
Количество средств для тушения пожара на воздушных суднах определено по категории аэропорта. Расчетное время развертывания в любой точке первого пожарного автомобиля не должно превышать 3 минут.
Для оказания практической помощи в работе по спасению пассажиров, тушению пожаров и усилению противопожарного обеспечения при аварийной посадке самолетов привлекается пожарная техника и личный состав пожарных частей отряда ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Брянской области и ГКУ «Брянский пожарно-спасательный центр».Сегодня, 30 сентября, согласно тактическому замыслу учений, во время полета самолета ЯК-40 возникла неисправность в обоих двигателях. Ближайшим аэропортом для вынужденной посадки являлся Международный аэропорт «Брянск». Диспетчерская служба сообщила о предстоящей вынужденной посадке. В аэропорт срочно направлены пожарные расчеты.
До прибытия подразделений Брянского местного пожарно-спасательного гарнизона пожарно-спасательный расчет аэропорта подготовил взлетно-посадочную полосу, создав пенную полосу для предотвращения возгорания. Самолет совершил условную аварийную посадку, произошло частичное разрушение фюзеляжа самолета с выпадением пассажиров, разгерметизация топливных баков с розливом топлива, из обоих двигателей шел дым. В салоне самолета оставались условные пассажиры, роль которых исполняли сотрудники чрезвычайного ведомства.
По прибытию, огнеборцы провели расстановку сил и средств. На месте был развернут оперативный штаб пожаротушения. Пожарные-спасатели начали эвакуацию пассажиров, которых передавали работникам медицинского подразделения СПАСОП.
Тем временем пожарные автоцистерны подъехали к самолету на безопасное расстояние и подали лафетный ствол на тушение, защиту и охлаждение двигателей. Звено газодымозащитной службы провело разведку в салоне самолета. Оказалось, что дверь в кабине пилота заклинило. Силами пожарно-спасательных подразделений произведено вскрытие двери кабины с помощью аварийно-спасательного инструмента, пилот эвакуирован.
В короткие сроки были спасены люди и ликвидирован пожар. Следует отметить, что пожарно-тактические учения проводились в условиях, максимально приближенных к реальным. Руководство учений также усложняло тренировочную обстановку дополнительными вводными, которые требовали от личного состава максимальной концентрации и быстрого реагирования.
— Цели проводимых учений достигнуты. Были отработаны практические действия подразделений по тушению условного пожара, продемонстрированы приемы и способы организации работы по управлению пожарно-спасательными подразделениями при проведении боевых действий по тушению пожаров на объектах воздушного транспорта, — подчеркнул врио начальника Главного управления МЧС России по Брянской области полковник Руслан Солдатенков.
Всего в тренировочных пожарно-тактических учениях были задействованы 60 человек и 13 единиц техники, в том числе руководство и персонал АО «Международный аэропорт «Брянск».