В 2020 году МЧС России отмечает свое 30-летие. В честь знаменательной даты мы запускаем новую рубрику «30 лет на службе». В ней мы рассказываем о людях, которые отдали многие годы службе в системе МЧС России, внесли значительный вклад в развитие пожарной охраны, посвятили свою жизнь спасению людей. Открывает рубрику начальник Главного управления МЧС России по Курганской области, полковник внутренней службы Юрий Владимирович Землянский.Начало пути. В учебной пожарной части привили любовь к порядку и дисциплине-Юрий Владимирович, после окончания школы Вы сразу поступили в Черкасское пожарно-техническое училище. С детства мечтали о профессии пожарного? Кто повлиял на выбор профессии?Это интересная история. У меня уже были собраны документы во Владикавказское войсковое училище, планировал стать военным. Но как-то в гости к родителям приехал мой родной дядя, проходивший службу в городе Волгодонск, и поинтересовался, куда собирается поступать его племянник. Услышав, что я собрался стать военным, посоветовал сменить направление - «пусть лучше пойдет тушить пожары, зато будет жить дома». Я прислушался, и стал собирать документы в пожарно-техническое училище. В высшее учебное заведение в Москву или Ленинград тогда было поступить практически невозможно. В итоге поступил в Черкасское пожарно-техническое училище МВД Украины, которое окончил в 1993 году.-Какие моменты из жизни обучения в училище особенно запомнились?Когда только приехал в училище, все казалось в новинку, неизведанным. Вспоминаю учебную пожарную часть, когда ночью мы могли подняться до 20 раз для сбора по условному тревожному вызову. Там же прививали нам любовь к порядку и дисциплине. День начинался с уборки техники, она должна была блестеть как и полы. Приучали следить за исправностью пожарно-технического вооружения, соблюдать правила ношения формы одежды. В дальнейшем нас часто привлекали и к выездам на реальные пожары в качестве дополнительной силы, например, мы могли разобрать любые конструкции. Конечно, это была гордость для нас - тушили пожар на речной базе, доме торговли, военных складах. О работе инспектором госпожнадзора, начальником караула и первом крупном пожаре -Вы начали свою трудовую деятельность с должности инспектора государственного пожарного надзора 20 пожарной части в городе Минеральные воды Ставропольского края. А почему не с начальника караула?На должность инспектора госпожнадзора в пожарную часть меня рекомендовало учебное заведение. Вообще, считаю, что настоящий пожарный должен пройти все должности, начиная с инспекции. Находясь на этой должности, я учился работать с людьми, решать различные вопросы обеспечения пожарной безопасности, в том числе на объектах с массовым пребыванием людей. В 90-е годы никто ничего не выполнял, нам приходилось приостанавливать деятельность объектов, но не с той целью, чтобы их просто закрыть, а чтобы за это время в них навели порядок - заменили проводку, открыли аварийные выходы, приобрели огнетушители. По долгу службы часто занимался дознанием по причинам пожаров. В то время не было современных лабораторий - все изучали на месте пожарищ, читали книги, конспекты. Как сейчас помню свое первое дознание. Причиной пожара тогда стало отсутствие разделки дымохода. Все подробно расписал, пришел свой первый материал подписывать у начальника, и этот процесс растянулся на 2 дня - переписывал 6 или 7 раз. Всё тогда от руки заполняли, реже еще и на печатной машинке, но там нужно было быть очень внимательным. Одна ошибка - и документ отправлялся в корзину, затирать и исправлять было нельзя. В тоже время, мне всегда хотелось тушить пожары, поэтому, когда отсутствовали штатные начальники караула, для меня было счастье подежурить в нем, окунуться в атмосферу - по сигналу тревоги сесть в пожарный автомобиль, ехать по городу под визг газовых сирен и свет проблесковых маячков, успеть на пожар, потушить его, помочь людям попавшем в беду. В этой пожарной части я все же стал впоследствии начальником караула, работал на этой должности год. Добавлю, что пожарная часть располагалась в раритетном здании, примерно 1910 года постройки, там еще конно-бочечные хода стояли, потом мы переехали в новую.- Какой из первых пожаров оказался самым сложным и больше всего запомнился?Самый сложный был мой первый пожар по повышенному рангу - третьему номеру. Когда я в должности начальника караула приехал на пожар, горело складское помещение на площади 900 кв. метров. Опасность заключалась в том, что ровно за складом располагались железнодорожные пути, и на них оказалось порядка 30 цистерн с газом, бензином и другими горючими материалами. Склад начал гореть открытым пламенем, нужно было оперативно его охладить, потушить. Как назло на территории предприятия оказался неисправный пожарный гидрант, и нам пришлось прокладывать рукавные линии с рубероидного завода. В итоге, несмотря на трудности - мы все потушили. На этом пожаре еще важно было верно определить площадь. Там я в первый раз столкнулся с дежурным службы пожаротушения (СПТ) из Пятигорска. Он начал шагами высчитывать площадь, а потом сказал: «тебе повезло сынок». Дело в том, что нельзя было занижать площадь возгорания, за это пришлось бы отвечать по полной программе, а я передал на 50 кв. метров больше, в разумных пределах это было допустимо. Это был один из самых сложных пожаров в Минеральных водах, мы охраняли город и район.Еще один момент запомнился, связанный со спасением - когда тушили пожар в жилом двухэтажном доме и на втором этаже оказались заблокированы двое детей - два брата. Ставим трехколенную лестницу, поднимаюсь и первый мальчонка, которого хотел забрать говорит : «не надо меня, спасите лучше моего брата». Вот такая крепкая братская любовь, конечно, тогда мы всех спасли, все закончилось хорошо.-На ваш взгляд, какими качествами должен обладать человек, чтобы стать профессиональным пожарным? Выделите три главных из них. Во-первых, это порядочность - как в работе, так и в отношении с людьми, нас ещё с курсантских времён предупреждали - ничего на пожаре брать нельзя. Второе - необходимо быть интеллектуально развитым, уметь быстро ориентироваться в сложившейся ситуации, принимать верные решения. И третье - необходимо быть фанатично преданным своей профессии, тушение пожаров - не может быть чем-то, вроде хобби, второстепенного дела.- Как менялось ваше мироощущение по мере роста по должностям - от начальника части, отряда до начальника Главного управления? Как я уже говорил, я начинал с должности инспектора госпожнадзора, потом стал начальником инспекции в пожарной части, а некоторые сотрудники, которые меня еще стажировали, стали мне подчиненными. Здесь для меня важно было правильно выстроить отношения, не отойти в сторону панибратства, а сразу обозначать точки над «И», в то же время, уважая каждого как личность. Тех же принципов в работе придерживался и в должности заместителя начальника части. Некоторые сложности возникли, когда я в 2006 году стал начальником 5 отряда ФПС по Ставропольскому краю. Там работали в основном гражданские, и принципы военной дисциплины ими не воспринимались, во главе угла было трудовое законодательство. Много работал над построением отношений, старался привить идеологию ответственного отношения к работе, и это дало свои плоды. При мне отряд в рамках конкурса становился лучшим.В 2009 году мне предложили должность начальника Центра управления силами ФПС по Ставропольскому краю, впоследствии преобразованного в Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по Ставропольскому краю. Так, я стал последним начальником ЦУСА и первым начальником ЦУКСА по Ставропольскому краю.Здесь пришлось начинать все заново - учиться организации действий сил и средств РСЧС. Лично рисовал паспорта территории, чтобы лучше во всём разобраться. Работа в центре управления закалила, научила многозадачности. Однако, когда стал начальником управления (пожарно-спасательных сил и специальных формирований) Южного регионального центра МЧС России первое время находился в растерянности - в нашем подчинении было 65 отрядов, 420 пожарно-спасательных частей, спасательные воинские формирования, спасатели. Мне повезло, во всем разобраться помог сильный коллектив, они были фанатично преданы профессии. Довелось не раз решать самые сложные задачи - от управления силами и средствами при тушении крупных лесных пожаров в Ростовской и Волгоградской областях в 2011 году, до подготовки к олимпийским играм. Это был титанический труд, со всех регионов страны силы привлекались - нужно было всё спланировать, людей расставить и всем необходимым обеспечить. Считаю, что все получилось, и мы заложили прочный фундамент, который применялся и на чемпионате мира по футболу, который принимала Россия.В 2015 году меня назначили заместителем начальника Северо-Кавказского регионального центра МЧС России. Здесь мы проводил комплексный анализ по разработке методов тушения пожаров в отдаленных горных селах. Горели села в Дагестане, прибыть туда силам и средствам было тяжело. Казалось, что село близко, на горе стоит, а в действительности ехать к нему часа два по серпантину, а по приезду пожарная техника не может проехать по узким улочкам.Когда работал первым заместителем начальника Главного управления МЧС России по РСО-Алания, получил также хороший опыт построения эффективной работы. Когда предложили должность начальника главка в Курганской области - поменялось всё кардинально. Расстояние 2620 км, другой климат, в южных регионах зима - это +10. Изучаю специфику работы в Зауралье. В южных регионах чаще приходилось тушить каменные строения, в Курганской области больше деревянных домов, а значит выше скорость распространения пожара.Новинки техники - испытать и сразу в бой-Юрий Владимирович, за годы службы вы не раз использовали в работе различные новинки техники МЧС России. Можете рассказать, о некоторых?Конечно, во время подготовке к сочинской Олимпиаде тестировал машину Варгашинского завода противопожарного и специального оборудования «тяни-толкай». Это машина с двумя кабинами для тушения пожаров в тоннелях, ее особенность — шасси с реверсивным движением вперед и назад с одинаковой скоростью. Мы сами в нее садились и засекали время, за которое сможет выехать из тоннеля. В 2014 году спасатели Южного регионального центра МЧС России получили новые виды мотоциклов. Управлять таким мотоциклом гораздо сложнее, чем другим байком аналогичного литража: спасательные машины возят с собой дополнительное оборудование. Вес каждого мотоцикла в полной экипировке составляет 480 кг. Мы стали пробовать их использовать в различных населенных пунктах и пришли к выводу, что они эффективнее всего в городах-милионниках. Они быстрее проедут в условиях городских пробок, прибыв на место, сотрудник сможет оперативно доложить оперативную обстановку, локализовать небольшой пожар. Или, к примеру, автомобиль пожарный многоцелевой АПМ с установкой пожаротушения температурно активированной водой, разработанный Академией ГПС МСЧ России. Сначала он стоял в резерве, потом поставили его в боевой расчет, начали испытывать на всех пожарах, начали понимать, где он эффективен. Первый пожар, который с его помощью быстро потушили, произошел в пятиэтажном жилом доме. Обстановка складывалась сложная - загорелись межэтажные перекрытия на трех этажах. Мы применили этот автомобиль, и некоторые жители подходили и спрашивали «что за космический корабль?» Дело в том, что у него в определенный момент нагревалась вода свыше 170 градусов, и шел выброс пара, а со стороны казалось, что взлетает ракета. В итоге потушили дом всего двумя стволами. Взяли на заметку, что этот автомобиль также можно применять для ликвидации обледенения мостов, и обогрева жилых домов в зимнее время года.-Что вы, как руководитель Главного управления, стремитесь изменить в подходах к организации службы?Прежде всего, хочу выстроить систему, чтобы она была понятна и прозрачна, чтобы это было системное выполнение всех задач, а также постоянное обучение личного состава. Кроме того, важно выстроить здоровый климат в коллективе - к каждому отношусь как к личности, потом уже как к сотруднику, подчиненному. Учитываю особенности характера сотрудников - кого-то подстегнет критика, а кто-то от похвалы будет меняться на глазах в лучшую сторону.-Что помогает вам принимать правильное решение в трудных ситуациях?Иногда правильное решение подсказывает интуиция. Когда был пожар в 2018 году на владикавказском металлургическом заводе «Электроцинк», я столкнулся с выбором, чем его тушить - водой или воздушно-механической пеной. По своим внутренним ощущениям склонялся больше к воде, но решил уточнить у специалистов и они подтвердили правильность моего решения - при применении воздушной пены все могло взлететь на воздух. Одним словом, интуиция и коллективное обсуждение ситуации, особенно с теми, кто в совершенстве владеет той или иной информацией, помогают принять правильное решение.Тяжелее всего было находить детские туфельки на месте крушения самолёта…-Юрий Владимирович, вы награждены государственной наградой РФ - медалью «За спасение погибавших», медалями МЧС России «За отличие в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации» и «За отвагу на пожаре». Расскажите подробнее, о том, как получили эти награды, при каких обстоятельствах?Государственную награду получил за руководство тушением пожара, который оказался одним из самых сложных. 28 апреля 2015 года в районе населенного пункта Кузьминки Ростовской области произошло возгорание внутри самоходной артиллерийской установки. В результате произошла детонация боекомплекта, после чего начался пожар на территории военного полигона. По прибытию на место происшествия там уже взрывались боеприпасы. Чтобы оценить обстановку стали продвигаться на территорию полигона в сопровождении танка и инженерной машины разграждения. Взрывы нас зажали, ситуация была критическая, 15 минут с нами не могли выйти на связь, шансы выйти оттуда живыми были 50 на 50, но мы справились, и к счастью, никого не потеряли. Когда выбрались, нужно было организовывать силы на тушение, я шёл перед строем и назначал, кто пойдет. Никто не отказался, несмотря на то, что боеприпасы еще улетали в воздух. В итоге пожар был успешно ликвидирован, личный состав не пострадал, а я получил колоссальный опыт и маленькую дырку в боёвке от осколка снаряда, которую даже и не заметил сразу.Что касается ведомственных наград, отмечу поисковые работы, которые дались очень тяжело с моральной точки зрения. Это было крушение самолета Боинг-737-800 рейса «Дубай-Ростов» авиакомпании Flydubai 19 марта 2016 года в городе Ростов-на-Дону. Мы привлекались через пять часов после крушения самолета. Первыми на территорию поиска зашли психологи, которые потом уже настраивали личный состав на нужную эмоциональную волну.Нам необходимо было как-бы отстраниться от трагедии - слезы в этом деле не помощники, хотя, конечно, видеть разбросанные рядом с частями самолета детские туфельки - было очень тяжело. Старший сын Юрий уже пошёл - служит в Донском спасательном центре МЧС России. Средний Владимир - военнослужащий, служит в отдельной гвардейской десантно-штурмовой бригаде Воздушно-десантных войск РФ.У младших сыновей Анатолия и Алексея еще очень нежный возраст, их предпочтения меняются каждый день - сегодня они мечтают стать лётчиками, а завтра - врачами или машинистами. Профессия пожарного в этом списке еще не возникала.«Пожарное дело» - знания на все времена-Юрий Владимирович, как вы проводите свободное время? Ваши увлечения.Всё свободное время стараюсь посвящать воспитанию младших сыновей, это приносит удовольствие и радость. Из увлечений - собираю модели пожарных машин, в коллекции уже более 200 экземпляров, в основном это красные пожарные машины. Из уникальных есть, например, пожарная автолестница - это точная копия монумента, который установлен во Владикавказе. Конечно, стараюсь и физическую форму поддерживать - играю в мини-футбол. -Знаем, что вы регулярно выписываете журнал «Пожарное дело», а когда состоялось с ним первое знакомство?Когда поступил курсантом в училище, то нашёл его в библиотеке и перечитывал взахлеб. Это наш настольный учебник, который меняется от номера к номеру, и делится с нами самой свежей и полезной информацией. Все подписаны и читаем.-Ваши поздравления и пожелания коллегам в честь 30-летнего юбилея МЧС России.30-летие - знаменательная дата в истории Министерства, поэтому я хочу всем пожелать, прежде всего, здоровья, счастья и благополучия.
Главная Уральский федеральный округ Курганская область
27 декабря 2020 года
30 лет на службе: интервью с начальником Главного управления МЧС России по Курганской области Юрием Землянским
Новость на сайте МЧС Курганской области
Версия для печати Новость была получена автоматически с источника в 2020:12:27 10:00 (МСК)Следственный комитет
28 марта 2024 года
В Половинском районе заключен под стражу местный житель, обвиняемый в нападении на медицинских работников
Прокуратура
28 марта 2024 года
По исковому заявлению Шадринского межрайонного прокурора на муниципалитет возложена обязанность провести ...
МЧС
24 января 2024 года
В Кургане приступили к обследованию многоэтажек мобильным диагностическим комплексом «Струна»
МВД
28 марта 2024 года
В отношении жителя Половинского округа, обвиняемого в нападении на медицинских работников, избрана мера п...
- Главная
- Уральский федеральный округ
- Курганская область
Календарь новостей
Курганская область
Последние новости
28 марта 2024 года
Следователями СКР задержан директор турфирмы ООО «Туристическое агентство «Скай Тревел», обманувшей 300 граждан
28 марта 2024 года
В Хабаровске следователями возбуждено уголовное дело по факту публикации в сети Интернет сведений о проживании жиль...
30 ноября -1 года
В прокуратуре Ненецкого автономного округа состоялось заседание межведомственной рабочей группы по выявлению и прес...
30 ноября -1 года
В ходе организованной прокуратурой проверки в г. Ялте изъято почти 3 т санкционных продуктов
28 марта 2024 года
Перед судом в Краснодарском крае предстанет коммерсант, обвиняемый в мошенничестве при продаже сельхозтехники
28 марта 2024 года
Госавтоинспекция Приморского края призывает водителей воздержаться от дальних поездок
16 декабря 2023 года
25 января 2023 года состоится личный прием руководителя ФССП России по Рязанской области М. Ю. Ныренковой
16 декабря 2023 года
18 января 2023 года состоится личный прием заместителя руководителя ФССП России по Рязанской области С. А. Новикова
Все новости