Распоряжением Главного государственного инспектора по маломерным судам МЧС России по Республике Алтай от 26 мая 2020 года № 422 «Об установлении безопасной скорости движения маломерных судов на акваториях в границах населенных пунктов и баз (сооружений) для стоянок маломерных судов» установлена безопасная скорость движения маломерных судов 35 км / час. Ограничение скорости движения действует в период навигации, распространяется на акваторию озера Телецкого, в границах населенных пунктов Артыбаш и Иогач Турочакского района.
Ограничение скорости движения установлено в целях реализации полномочий по обеспечению безопасности людей на водных объектах на территории Республики Алтай и предотвращения количества происшествий с маломерными судами и гибели людей, в соответствии с пунктом 7 Правил пользования маломерными судами на водных объектах РФ, утвержденных приказом МЧС России от 29 июня 2005 года № 502.
Телецкое озеро относится к внутренним водным путям РФ, где действуют Правила плавания судов по внутренним водным путям (ППВВП), утвержденные приказом Министерства транспорта РФ от 19 января 2018 г. № 19. Пункт 120 Правил обязывает каждое судно всегда следовать с безопасной скоростью с тем, чтобы оно могло предпринять действия для предупреждения столкновения и могло быть остановлено в пределах расстояния, требуемого при существующих обстоятельствах и условиях. В соответствии с пунктом 131 Правил, судно на участках пути, где скорость движения ограничена – должно двигаться со скоростью, не превышающей установленного ограничения.
Скорость судна в стесненных водах, к которым относится в том числе прибрежная акватория в черте населенных пунктов, должна быть такой, чтобы судно надежно управлялось и могло бы в случае необходимости вовремя погасить инерцию. Не следует развивать скорость больше, чем позволяют обстоятельства. Очевидно, что в зависимости от размеров судна и условий плавания, минимальная безопасная скорость не всегда одинакова и будет зависеть как от состояния судна: дифферент, крен, высота надводного борта, количество пассажиров и масса груза, так и от направления и силы ветра и течения. При боковом ветре и ветре с кормовых курсовых углов, как правило, скорость судна должна быть больше, чтобы удерживать судно на требуемом курсе.
Важное значение имеет выбор безопасной скорости для предотвращения значительного волнообразования. На судно, отшвартованное у берега, действуют волны от судов, движущихся в непосредственной близости по рейду. Под действием набегающих волн от движущихся судов, отшвартованное судно испытывает колебания, из-за которых могут лопнуть швартовные концы, упасть трапы, различные грузы и механизмы.
Судно при движении вытесняет воду, раздвигая ее перед собой. После прохода судна вода заполняет объем, освобождающийся за кормой. Преодолевая сопротивление воды, судно приводит ее частицы в колебательное движение, которое благодаря упругим свойствам поверхности воды распространяется в виде волн. Волнообразование различно и зависит в основном от размеров судна, обводов его корпуса, осадки, ширины и глубины фарватера. С ростом скорости движения судна, размеры волн растут по закону квадрата скорости. Поэтому суда, идущие мимо причалов и других ошвартованных судов, должны уменьшать ход.
В соответствии с пунктом 2 ст. 11.7 Кодекса Россйиской Федерации об административных правонарушениях, превышение судоводителем или иным лицом, управляющим маломерным судном, установленной скорости — влечет предупреждение, или наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей, или лишение права управления маломерным судном на срок до шести месяцев.
Турочакский инспекторский участок центра ГИМС ГУ МЧС России по Республике Алтай