С приобретением катера, моторного судна, гидроцикла у владельца появляются определенные обязанности и ответственность, поскольку использование подобных плавательных средств сопряжено с риском и требует специальных знаний и практических навыков.
Для определения способности безопасно управлять маломерными судами проводятся аттестационные мероприятия, предусмотренные Правилами аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС России.
В соответствии с этими Правилами:
1. При проверке практических навыков управления любым маломерным моторным судном (за исключением гидроцикла) проверяется умение производить:
запуск двигателя (двигателей);
отход от причала, подход к нему, выполнение швартовых операций;
изменение скоростного режима движения, включая остановку и набор скорости;
удержание судна на курсе, выбор оптимального курса относительно волны, изменение курса, включая повороты на обратный курс и на 360 градусов;
движение задним ходом;
расхождение со встречными судами и другими плавсредствами, оценку опасного сближения с судном, находящимся на носовых курсовых углах и движущимся пересекающимся курсом;
распознавание и толкование навигационных знаков по заявленному району плавания, выполнение соответствующих маневров, движение по створам;
радиосвязь с помощью имеющихся на борту радиостанций;
маневр "человек за бортом" с имитацией упавшего за борт человека в виде манекена или буйка;
постановку на якорь и съемку с якоря;
подход к необорудованному берегу и отход от него.
2. При проверке практических навыков управления любым маломерным парусным судном проверяется умение производить:
отход от причала, подход к нему;
постановку основного и дополнительного парусного вооружения и уборку парусов;
удержание судна на различных курсах относительно ветра, смена галсов;
выбор оптимального курса относительно волны;
повороты "оверштаг" и "фордевинд";
расхождение со встречными судами и другими плавсредствами, оценку опасного сближения с судном, находящимся на носовых курсовых углах и движущимся пересекающимся курсом;
распознавание и толкование навигационных знаков по заявленному району плавания, выполнение соответствующих маневров, движение по створам;
радиосвязь с помощью имеющихся на борту радиостанций;
маневр "человек за бортом" с имитацией упавшего за борт человека в виде манекена или буйка;
постановку на якорь и съемку с якоря.
3. При проверке практических навыков управления гидроциклом проверяется умение производить:
посадку на гидроцикл и отход на нем от причала;
дифферентовку гидроцикла;
прямолинейное движение на различных скоростях;
повороты и другие маневры на различных скоростях;
движение задним ходом;
подход к берегу и отход от него;
подход к причалу и швартовку гидроцикла.
В 2018 году инспекторами ГИМС МЧС России по Архангельской области на право управления маломерным судном аттестовано 680 судоводителей.
Следует помнить, что частью 2 ст. 11.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за управление судном лицом, не имеющим права управления этим судном, или передачу управления судном лицу, не имеющему права управления, и влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.