Новости

МЧС России

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Приволжский федеральный округ Ульяновская область

15 февраля 2019 года Фронтовыми дорогами Афганистана

В год 30-летия вывода советских войск из Афганистана мы рассказываем о боевом пути воинов-интернационалистов. Ветеран пожарной охраны Виктор Щипанский - один из них. Он про­ходил школу жизни за баранкой ав­томобиля на горных и пустынных дорогах Афганистана. Профес­сия военного водителя в годы афганской войны стала едва ли не самой опасной. Более 50 про­центов диверсий моджахеды соверши­ли именно в отношении автоколонн...

Виктор родом из Казахстана. В Кустанае Виктор окончил 10 классов. Вспоминая школьные годы, говорит, что они прошли очень ин­тересно. Спорт, художественная са­модеятельность - мальчики самоут­верждались в жизни.

При­шла пора служить в армии. Виктор окончил автошколу ДОСААФ и полу­чил права военного водителя. Немно­го поработал в ПАТП. А 7 апреля 1981 года его призвали на службу. В Казахстане, как и во всем Со­ветском Союзе, тогда почти ничего не знали о войне в Афганистане. Вот и Виктор знал о ней только по слухам.

В учебке водителей готовили именно к службе в Афганистане. Было это пос­ле присяги в июне 1981 года, когда Виктор прибыл в Среднеазиатский военный округ.

На построении до команды из 50 человек полковник довел информа­цию о долге и чести, выпавших на их долю, и о том, что их отправляют в Афганистан. Полковник предложил сделать два шага вперед тем, кто по каким-то обстоятельствам не может отправиться туда. Никто из команды не вышел...

Поездом их перебросили в Узбе­кистан: почти неделю длился этот путь. Восточный ко­лорит Виктору был знаком с детства. Вновь прибывшим солдатам сделали прививки. Малярия, тиф, желтуха были распространенными болезнями страны, в которой им предстояло служить.

Вертолет приземлился в Кундузе. Из прибывшей команды в мото­стрелковый полк 201-й дивизии по­пали шесть человек. Гарнизон распо­лагался в Келагайской долине - в 17 километрах от города Пули-Хумри провинции Баглан. Виктора опреде­лили водителем в бригаду материаль­ного обеспечения.

Афганистан встретил новобран­цев недружелюбно. В первые дни гар­низон несколько раз был обстрелян из минометов. Моджахеды укрыва­лись в горах. На третий раз их обна­ружила разведка и уничтожила. Но­вобранцам сразу стало понятно, куда они попали...

Городок был обнесен колючей проволокой. Солдаты жили в палат­ках. В палатке же располагалась сто­ловая. Баню солдаты сложили из гли­ны. Оружейку и КПП также обустрои­ли сами.

"К такому скромному быту можно привыкнуть. Но вот местный климат стал настоящим испытанием" - вспоминает Виктор.

Парни, не видевшие восточных базаров, с изумлением смотрели на экзотичес­кие фрукты и европейские товары, которые не продавались в наших ма­газинах. И на этом фоне товарного рая был нищий афганский народ.

Афганская война имела свою спе­цифику. СССР не только воевал, но и занимался обустройством этой стра­ны. В Афганистане не было железно­дорожного транспорта. Поставка во­енных и гражданских грузов и сооб­щение осуществлялось автомобиль­ным транспортом. Это было очень важным делом и ложилось на плечи военных автомобилистов.

Боевые соединения и части 40-й армии обеспечивали 46 автомобиль­ных батальонов. Ежедневно на до­рогах Афганистана находились до 50 автомобильных колонн. Горючее, продовольствие, боеприпасы, меди­каменты, стройматериалы - от во­дителей во многом зависела жизнь тысяч людей.

Общая протяженность афганских дорог -18 тысяч километров, и толь­ко 15 процентов из них были с твер­дым покрытием. Виктор Щипанский за рулем ГАЗ-66 и КамАЭа-5310 пе­ревозил грузы в сторону Кабула. До­рога проходила через перевал Саланг...

Зимой дорога по Салангу превращается в каток, и грузовики через перевал гоняют только отчаян­ные люди, не боящиеся улететь в пропасть. Затяжной подъем до главного тоннеля составляет примерно 60 ки­лометров. Грузовики движутся со скоростью четыре-пять километров в час как вверх по серпантину, так и вниз. Перепады высот очень велики. Никакие тормоза не удержат груже­ный КамАЗ, если он вдруг покатится вниз. А если мотор не вытянет на подъеме, то фура покатится вниз и будет мять и сбрасывать в пропасть идущие за ней грузовики.

Советские колонны обеспечения и боевое сопровождение шли в 1980-х по Салангу летом и зимой. Они по­падали во вражеские засады, маши­ны горели и падали в пропасть, со­ветские солдаты погибали или ста­новились калеками.

Эти трудные и опасные рейсы че­рез горные хребты Виктору не забыть никогда. То затяжные спуски, то подъемы, то серпантины - нужно было обладать незаурядным мастер­ством, чтобы управлять автомоби­лем: в горах от перепада высоты зак­ладывало уши.

"Местами в ущелье ширина до­роги была от трех до шести метров. Более 800 метров - вьючная тропа. Высота перевала Саланг - 3800 мет­ров, протяженность туннеля - 2600 метров. Водить в таких условиях ма­шины мы учились на ходу. Помогали знания, полученные в учебке, в ДО­СААФе. Да и в школе нам преподава­ли машиноведение. Прямо в классе стояла машина. Мы ее разбирали и собирали, - рассказывает Виктор. - Бывало, колонны формирова­лись из 50-60 машин и больше. С нами шла машина техпомощи, не­сколько машин с зенитными установ­ками, которые обеспечивали огневое прикрытие. Впереди шли саперы. До марша обстановку изучали солдаты мотоманевренных групп. Спасибо пехоте, сторожевым заставам погра­ничников, десантникам, которые про­водили зачистку".

Виктору приходилось по не­сколько суток находиться за рулем, а ночевать там, где застанет ночь. Для военного водителя кабина машины становилась родным домом. На ее козырьке - название города «Кустанай». Так водители разыскивали сво­их земляков.

Щипанский демобилизовался 16 мая 1983 года. Дома его ждала се­мья. После войны Виктор выбрал са­мую мирную профессию строителя. В 1986 году по распределению при­ехал в г. Димитровград Ульяновской области. Работал мастером на разных участках УПП, а потом возгла­вил комитет комсомола ДУСа.

После пяти с половиной лет на стройке у Виктора вновь возникло желание послужить. Более 15 лет его связывают с пожарной частью №5, где он прошел путь от пожарного до начальника отдела кадров ГО и ЧС по Димитровграду. Сейчас он майор внутренней службы в отставке. Вы­шел на пенсию по выслуге лет.

Вспоминая эту службу, Виктор Станиславович говорит, что в соста­ве караула два с половиной года он тушил пожары. Однажды он провел в кислородной маске около пяти часов. По­мнит и другие сложные пожары, в которых ему и его коллегам огнеборцам пришлось реально рисковать своим здоровьем и жизнью.

Сегодня Вик­тор занимается историей афганской войны, собирает и обобщает данные о воинах-интернационалистах Мелекесского района.

Накануне юбилейной даты - 30-тилетя вывода советских войск из афганистана его и других ветеранов регинольного МЧС, проходивших службу в Демократической Республике Афганистан, чествовали в Главном управлении МЧС России по Ульяновской области.

Для ветеранов провели экскурсию по Главному управлению, познакомили с работой оперативно-дежурной смены Центра управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Ульяновской области, куда стекается информация о пожарах и происшествиях практически со всех уголков области. Также они узнали, как работает единая дежурно-диспетчерская служба г. Ульяновска, какие сведения к ним поступают, какие действия предпринимают сотрудники в случае ЧС. Ветераны в свою очередь вспомнили, с какими сложностями им приходилось сталкиваться в работе.

В актовом зале главка состоялось торжественное вручение юбилейной медали "30 лет выводу ограниченного контингена советских войск из Афганистана", памятного вымпела и плакетки воинам-интернационалистам.

С приветственным словом к присутствующим обратился врио первого заместителя начальника главка Сергей Аникин: "15 февраля 1989 года был завершен вывод советских войск из Афганистана. С тех пор эта дата отмечается как День памяти воинов-интернационалистов. Сегодня мы отдаем дань глубокого уважения и признательности всем нашим землякам, участвовавшим в военном конфликте. От всей души желаю Вам, Вашим родным и близким счастья, удачи, здоровья и мирного неба над головой!".

Так же войнов-интернационалистов от лица Совета ветеранской организации регионального МЧС поздравил поченый член Совета ветеранов Юрий Рассадин. Он пожелал воинам-интернационалистам здоровья, благополучия и неиссякаемой энергии.

Завершилась торжественная церемония общим фотографированием и дружеским чаепитием.

Новость на сайте МЧС Ульяновской области

Версия для печати Новость была получена автоматически с источника в 2019:02:15 09:00 (МСК)

Регионы России: ПФО, Ульяновская область

Другие тэги

Все новости по тэгу ""

Календарь новостей

Интернет-приемная
Ульяновская область

Последние новости

Все новости