Новости

МЧС России

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Центральный федеральный округ Калужская область

24 октября 2018 года Месячник гражданской обороны: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ. Формирования нового облика гражданской обороны (1996–2011 гг.)

1996 г. стал годом начала формирования нового облика гражданской обороны России. В этом отношении знаменателен Указ Президента РФ от 27 мая 1996 года «Вопросы гражданской обороны РФ», установивший необходимость по согласованию с субъектами РФ реорганизовать штабы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в органы в составе или при органах исполнительной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления, специально уполномоченные решать задачи по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Этим же Указом были утверждены структура и состав этих уполномоченных органов, Положение о войсках гражданской обороны, состав войск. Указ определил статус военнослужащих, проходящих службу в системе МЧС России, установил контрольные цифры доукомплектования и последующего увеличения численности войск.

Наиболее энергичная практическая работа по реорганизации штабов в министерства, комитеты, главные управления, управления, отделы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в составе или при органах исполнительной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления развернулась в конце года, когда во исполнение упомянутого Указа Президента РФ вышло постановление Правительства РФ от 23 ноября 1996 «О реорганизации штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям».

Необходимо отметить, что указанная реорганизация штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям имела в виду не смену вывески, а изменение их статуса. Новые органы, уполномоченные решать задачи по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при военных действиях и вследствие их, из органов обеспечения деятельности соответствующих администраций превращались в органы, руководящие решением возложенных на них проблем.

Положение о войсках гражданской обороны, утвержденное этим указом Президента РФ, четко определило их задачи в мирное и военное время. Было установлено, что в мирное время войска, кроме осуществления мероприятий по обеспечению своей готовности к выполнению задач, определенных Планом гражданской обороны РФ и Планом мобилизационного развертывания войск гражданской обороны, должны принимать участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций, обучении населения способам защиты при чрезвычайных ситуациях, а также в порядке, установленном Правительством РФ, могут привлекаться к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ по оперативной локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории РФ и на территориях иностранных государств, с которыми у РФ имеются соответствующие договоры.

В 1996 году были проведены работы по совершенствованию системы управления федеральной системой оповещения, был установлен и введен в эксплуатацию комплекс технических средств автоматизированного рабочего места оперативного дежурного МЧС России, обеспечивающий автоматизированную передачу сигналов оповещения.

Территориальные системы централизованного оповещения субъектов РФ поддерживались в режиме постоянного дежурства и обеспечивали выход на средства вещания (радиовещание, проводное вещание и телевещание) для информирования населения при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

Продолжалась активная подготовка органов управления, сил, должностных лиц и населения по вопросам гражданской обороны с учетом происходящих в ней изменений.

Подготовка велась путем проведения оперативной, мобилизационной, профессиональной подготовки и обучения населения.

Основу оперативной подготовки составили учения и тренировки, проводимые на федеральном уровне и уровне субъектов РФ.

Под руководством Председателя Правительства РФ в июне месяце 1996 г. была проведена командно-штабная тренировка по оперативному решению задач предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На тренировку были привлечены руководители федеральных органов исполнительной власти, члены Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, подразделения федеральных органов исполнительной власти.

Как и в прошлые годы в 1996 г. большой вклад в ликвидацию возникших чрезвычайных ситуаций внесли войска гражданской обороны.

Наибольших усилий в проведении аварийно-спасательных работ потребовали многочисленные лесные пожары, работы по спасению людей при трагических взрывах в г. Светогорске Ленинградской области (май, погибло 19 человек и пострадало 33), в г. Каспийске в Дагестане (ноябрь, из завалов извлечено 106 человек, в том числе живыми 38), а также при тайфунах и наводнениях в Приморском крае (июль–август).

Во всех случаях были отмечены возрастающие готовность и мастерство соединений и воинских частей гражданской обороны, которые получили значи­тельное пополнение современным спасательным оборудованием.

В первой половине 1997 года была в основном завершена широкомасштабная работа по реорганизации территориальных органов управления. В итоге такими органами, специально уполномоченными для решения задач защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, стали: в республиках – соответствующие министерства и комитеты, в краях и областях – главные управления ГОЧС, в автономных округах – управления.

1997 год был отмечен крупным научным форумом: 26–27 мая в Москве состоялась Вторая Всероссийская научно-практическая конференция на тему «Защита населения и территорий от чрезвы­чайных ситуаций в мирное и военное время как составная часть национальной безопасности России». В конференции приняли участие предста­вители Государственной Думы и федеральных органов исполнительной власти, широкий круг на­учной общественности, специалисты РСЧС и гражданской обороны. Вопросы, обсуждавшиеся на конференции, нашли своё отражение в «Концепции национальной безопасности РФ», утверждённой Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г.

В течение 1997 г. Центром стратегических исследований гражданской защиты МЧС России с участием ряда ведущих научных организаций страны была выполнена очень важная комплексная НИР «Лавина-97», в результате которой были определены основные направления развития гражданской обороны на ближайшие годы. Было подчеркнуто, что гражданская оборона приобретает все большую значимость для государства, становясь все более явственным военно-стратегическим фактором обороны страны.

В ходе выполнения НИР «Лавина-97» была обоснована новая группировка сил гражданской обороны, включающая:

– силы и средства гражданской обороны объектов;

– группировки сил гражданской обороны городов (районов);

– группировки сил гражданской обороны субъектов РФ;

– группировку сил гражданской обороны федерального уровня, которая делится по подчиненности на силы регионального уровня и силы федерального резерва.

Было показано, что в новых условиях хозяйствования возможности предприятий и организаций по созданию, а особенно по обеспечению готовности невоенизированных формирований гражданской обороны значительно сократились, что необходимо учитывать при создании группировок сил гражданской обороны.

Результаты работы привели к выводу о целесообразности при создании группировки сил гражданской обороны перейти от ранее использовавшегося принципа войскового прикрытия важнейших объектов и городов к принципу прикрытия территорий (регионов).

В 1997 г. продолжались работы по совершенствованию сил гражданской обороны. На основе кадрированных воинских частей войск гражданской обороны формировались отдельные спасательные бригады, которые обладали значительно большими возможностями по ликвидации возникающих чрезвычайных ситуаций.

В начале 1998 года вступил в действие Федеральный закон «О гражданской обороне». Впервые в истории России проблемы гражданской обороны были регламентированы законодательным актом. Это дало возможность приступить к дальнейшей реорганизации гражданской обороны в целях повышения её готовности к защите населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении современных войн, а также при чрезвычайных ситуациях различного характера в мирное время.

В развитие этого закона началась работа по ускоренной разработке и принятию нормативно-правовых документов и требующихся подзаконных актов Правительства РФ. Среди этих актов следует отметить: «Положение о порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне», «Положение о порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне», «О федеральных службах», «О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне» и другие.

В течение 1998 г. продолжалась модернизация войск гражданской обороны и их структур. На базе войск гражданской обороны началось создание специализированной группировки сил мирного времени, состоящей из спасательных центров, рационально дислоцированных на всей территории страны. Было принято, что каждый центр должен включать специализированные подразделения войск гражданской обороны, а также региональные поисково-спасательные отряды. Первый такой спасательный центр был создан в Центральном регионе.

Реализация этого мероприятия кроме повышения оперативности и эффективности реагирования сил МЧС России при чрезвычайных ситуациях, предусматривала также иметь всегда полностью боеготовые формирования Министерства для решения задач военного времени.

Подразделения войск гражданской обороны в 1998 г. участвовали в ликвидации таких крупномасштабных чрезвычайных ситуаций как пожар на складе боеприпасов в Уральском военном округе, тушение лесных пожаров на Дальнем Востоке, проявив героизм, высокую профессиональную подготовку.

В 1999 г. продолжалось реформирование войск гражданской обороны, осуществляемое в соответствии с основными положениями военной реформы в РФ. Велось формирование спасательных центров, были разработаны и утверждены план строительства войск гражданской обороны и Программа вооружения войск гражданской обороны на период до 2005 г. Реформирование войск осуществлялось с учетом перехода от принципа их использования для прикрытия отдельных объектов к принципу прикрытия территорий. Это потребовало значительно увеличить мобильность соединений и воинских частей, уровень их технической оснащенности и профессиональной подготовки.

Проблемам дальнейшего развития гражданской обороны была посвящена проведенная в марте 1999 г. Всероссийская научно-практическая конференция «Современные войны и гражданская оборона», привлекшая внимание как органов государственной власти, так и ведущих ученых и специалистов в области гражданской обороны.

Подчеркнув значимость исохраняющуюся актуальность проблем гражданской обороны в современных условиях, конференция в своих реко­мендациях выделила следующие основные направ­ления совершенствования гражданской обороны на обозримую перспективу:

– дальнейшая интеграция системы гражданской обороны с единой государственной системой предупреждения иликвидации чрезвычайныхси­туаций (РСЧС), максимально возможное обеспе­чение их органической связи ивзаимодополнения;

– использование при подготовке и ведении гражданской обороны, наряду с территориально-производственнымпринципом её организации, принципа стратегической мобильности, пре­дусматривающего наличие высоко мобильных ихорошо технически оснащенных сил гражданской обороны, а также резервов материально-техни­ческих ресурсов для первоочередногообеспечения пострадавшего населения, готовность к активному наращиванию мероприятий гражданской обороны в угрожаемый период;

– дальнейшее реформирование войск граждан­ской обороны;

– осуществлениеновой политики в области гражданской обороны, предусматривающейразра­ботку новых подходов к защите населения в условиях современных войн и вооруженных кон­фликтов, а также более активное привлечение фи­нансовых и материальных ресурсов субъектов РФ для поддержания постоян­ной готовности систем оповещения иинформирования населения;

– совершенствование подготовки сил граждан­ской обороны и РСЧС, обеспечение их готовности к ликвидации последствий возможных террористических актов различной целевой направленности как в мирное,так и в военное время;

– дальнейшее развитие правовой и нормативно-методической базы гражданской обороны, регла­ментирующей порядок и методы подготовки и ведения гражданской обороны в новых социально-экономических и военно-политических условиях, правильный выбор приоритетов при проведении подготовительных мероприятий гражданской обороны.

31 июля 1999 г. на заседании Совета Безопасности РФ был рас­смотрен вопрос «О новых подходах в организации и ведении гражданской обороны в РФ».

В основу этих подходов, как было отмечено на заседании, должно быть положено:

– широкое использование сил и средств гражданской обороны не только в военное, но и в мирное время при ликвидации последствий природных и техногенных катастроф, разрушительные действия которых соизмеримы в ряде случаев с применением современного оружия;

– разделение ответственности за организацию и ведение гражданской обороны, подготовку населения, систем защиты и ресурсов между федеральным центром и субъектами РФ;

– построение сил гражданской обороны с учётом изменившегося характера войн, обеспечение прикрытия ими, прежде всего, федеральных территорий, защиты населения и систем его жизнеобеспечения, а не только крупных городов и отдельных объектов экономики, как это планировалось ранее;

– сближение характера и объёмов задач гражданской обороны мирного и военного времени. В современных условиях, когда всё больше распространяется терроризм, постоянно возника­ют различного рода военные конфликты, ведутся необъявленные войны, в ходе которых разрушаются потенциально опасные объекты и пред­приятия жизнеобеспечения, следует разработать механизм усиления роли гражданской обороны в решении задач мирного времени.

Решение Совета Безопасности РФ и рекомендации Всероссийской научно-практической конференции, рассмотревших вопросы состояния и дальнейшего развития гражданской обороны, легли в основу деятельности органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям на всех уровнях.

Следует отметить, что в своей практической деятельности силы гражданской обороны в 1999 г. приняли участие в ликвидации десятков крупномасштабных чрезвычайных ситуаций, в том числе в ликвидации террористических актов – взрывов жилых домов в городах Буйнакске, Москве и Волгодонске, унесших жизни около 300 человек, а также в начавшейся в августе 1999 г. контртеррористической операции в Чеченской Республике.

В начале 2000 г. впервые Указом Президента РФ был утвержден План гражданской обороны РФ, разработанный с учетом требований Федерального закона «О гражданской обороне».

Были утверждены планы гражданской обороны субъектов РФ, федеральных органов исполнительной власти и организаций РФ. По решению Правительства РФ были созданы пять федеральных служб гражданской обороны.

В этом году была завершена работа по отнесению территорий к группам по гражданской обороне с учетом их современной оборонной и экономической значимости.

Воинские части и подразделения войск гражданской обороны в течение года продолжали принимать активное участие в контртеррористической операции в Чеченской Республике, обеспечивая жизнедеятельность вынужденных переселенцев.

В 2001 г. продолжалось совершенствование органов и сил гражданской обороны, осуществляемое в рамках Плана строительства войск гражданской обороны на 2001-2005 гг., утвержденного Президентом РФ. Был создан Приволжско-Уральский региональный центр, шесть спасательных центров в Центральном, Приволжско-Уральском и Южном регионах.

В первом квартале 2001 г. Управлением военной инспекции аппарата Совета Безопасности РФ была проанализирована работа МЧС России по гражданской обороне в ходе проводившейся проверки вопросов координации деятельности и взаимодействия компонентов военной организации при решении задач обороны и безопасности государства на Дальневосточном стратегическом направлении.

Во исполнение поручения Президента РФ и в соответствии с планом, утвержденным Председателем Правительства РФ, в период с 16 июля по 5 октября в стране была осуществлена проверка федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по вопросам гражданской обороны.

Проверка проводилась комиссией в составе руководящих работников и специалистов аппарата Совета Безопасности РФ, МЧС России и Минобороны России.

В ходе работы комиссии были проверены пятнадцать федеральных министерств и ведомств, а также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления шестнадцати субъектов РФ. Проверки подобного масштаба не проводились в течение последних 15 лет.

Проверка позволила не только оценить состояние гражданской обороны и выявить её основные проблемы, но и придать новый импульс совершенствованию гражданской обороны на всех уровнях.

Комиссия зафиксировала, что в РФ, несмотря на трудности, сохранена достаточно эффективная система гражданской обороны и материально-техническая база для выполнения её мероприятий.

Силы гражданской обороны в течение 2001 г. принимали участие в ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций, таких как восстановление г. Ленска, разрушенного наводнением, продолжали работы по жизнеобеспечению населения в Чеченской Республике.

В 2002 г. была проведена большая работа по совершенствованию гражданской обороны в свете результатов её Всероссийской проверки в 2001 г., а также с учетом складывающейся военно-политической ситуации в мире. Был принят целый ряд решений, в том числе на правительственном уровне, по усилению внимания к проблемам гражданской обороны.

При формировании федерального бюджета финансирование мероприятий гражданской обороны было увеличено почти в три раза. Все больше средств на эти мероприятия стало выделяться из бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований.

В октябре 2002 г. был принят Федеральный закон «О внесении дополнений в Федеральный закон «О гражданской обороне», который определил дополнительные полномочия органов государственной власти в сфере подготовки и ведения гражданской обороны и установил обязанности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ создавать и поддерживать в готовности системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

В целях реализации этого закона, а также принятых в августе Основ государственной политики РФ по военному строительству МЧС России был подготовлен ряд проектов нормативных правовых актов.

Стало больше проводиться учений, тренировок и проверок по вопросам организации и ведения гражданской обороны. Так, в мае 2002 г. было проведено учение по приведению Северо-Западного регионального центра в высшие степени боевой готовности и выполнению мероприятий при переводе гражданской обороны Новгородской области с мирного на военное время.

В 2002 г. было проведено также уточнение планов гражданской обороны и планов применения войск гражданской обороны с учетом происходящего процесса их реформирования.

2002 г. оказался напряженным и насыщенным практической деятельностью сил гражданской обороны по ликвидации возникающих чрезвычайных ситуаций, особенно последствий катастрофических затоплений населенных пунктов на юге России. Продолжались работы подразделений войск гражданской обороны в Чеченской Республике.

Следует отметить, что в 2003 г. значительно активизировалась работа по дальнейшему совершенствованию гражданской обороны. Были приостановлены имевшее место ранее негативные тенденции в организации защиты населения, материальных и культурных ценностей на военное время.

Этому в немалой степени способствовало Всероссийское совещание по проблемам гражданской обороны с начальниками гражданской обороны - руководителями федеральных органов исполнительной власти и главами органов исполнительной власти субъектов РФ, проведенное 5 сентября 2003 г. под руководством Председателя Правительства РФ.

На совещании было отмечено, что система гражданской обороны в РФ в целом обеспечивает выполнение стоящих перед ней задач. Она располагает значительными материально-техническими ресурсами. За последние годы создана необходимая нормативная правовая база. Подготовлен ряд важных документов в области гражданской обороны.

Рекомендации Всероссийского совещания по проблемам гражданской обороны стали программой действий, хорошим стимулом активизации деятельности по её совершенствованию. В первую очередь это касалось повышения роли и ответственности начальников гражданской обороны всех уровней.

Большое внимание в 2003 г. было уделено вопросам оповещения населения, совершенствование и развитие которого, несмотря на принятые ранее решения, шло очень медленно, особенно в части создания локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов. По состоянию на 2003 г. их было всего 16% от потребности. В связи с этим было подписано новое распоряжение Правительства РФ, согласно которому необходимо в 2004–2006 гг. провести реконструкцию федеральной и региональных автоматизированных систем централизованного оповещения населения, а также завершить до 2010 г. работы по созданию локальных систем оповещения населения.

В этом году активизировались работы в области инженерной защиты населения и территорий, в том числе по ремонту защитных и инженерно-технических сооружений, а также обучения населения. С принятием постановления Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. было завершено создание единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

В течение года силы гражданской обороны принимали активное участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и в целом с поставленными задачами успешно справились, что отмечалось руководством министерства на подведении итогов за 2003 г.

5 января 2004 г. Президентом РФ были утверждены «Основы единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2010 года». Документ подобного рода в области гражданской обороны был принят в нашей стране впервые. В нем заложены концептуальные основы подготовки государства к ведению гражданской обороны в новых политических и социально-экономических условиях, определены задачи и основные направления единой государственной политики в области гражданской обороны, пути реализации этой политики. Это программный документ на ближайшие годы в области совершенствования и развития гражданской обороны.

В июне 2004 г. под руководством Председателя Правительства РФ состоялось второе Всероссийское совещание с участием руководителей федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по проблемам гражданской обороны, на котором были приняты конкретные решения по дальнейшему совершенствованию гражданской обороны.

11 июля 2004 г. Президентом РФ был подписан Указ «Вопросы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», в соответствии с которым в целях повышения эффективности деятельности системы МЧС России была реорганизована структура Министерства, конкретизированы задачи, функции и полномочия МЧС России, в том числе в области гражданской обороны. Указом было установлено, что в систему МЧС России входят территориальные органы – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ (главные управления МЧС России по субъектам РФ). Таким образом, бывшие штабы гражданской обороны, а затем органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в составе или при органах исполнительной власти субъектов РФ получили свое новое развитие.

Принципиальное значение для формирования нового облика гражданской обороны имеют Федеральные законы от 22 августа 2004 года № 122 и от 1 июня 2007 года № 103, которые внесли существенные изменения в Федеральный закон от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

Уточнено само понятие «гражданская оборона». Современная гражданская оборона является не только системой мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий от опасностей военного времени, но и при возникновении чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера. Как следствие, соответственно расширено содержание и смысловое наполнение основных задач гражданской обороны.

Уточнена структура плана гражданской обороны: теперь план включает не только мероприятия, выполняемые для защиты населения и территорий от возникающих для них опасностей в военное время, но и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время. Новое наименование плана «План гражданской обороны и защиты населения».

Произошло более четкое распределение полномочий в области гражданской обороны между органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Уточнен порядок финансирования мероприятий, выполняемых ими по подготовке и ведению гражданской обороны.

Определено, что государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом РФ на решение задач в области гражданской обороны, т.е. МЧС России. За ним законодательно закреплены специальные, разрешительные и контрольные функции в области гражданской обороны.

Законодательно также определен статус территориального органа МЧС России.

В свете изменений и дополнений, внесенных в Федеральный закон «О гражданской обороне», принята и одобрена Правительством РФ новая форма взаимоотношений между МЧС России и субъектами РФ в области гражданской обороны. В связи с созданием главных управлений МЧС России по субъектам РФ, по соглашениям между МЧС России администрациями субъектов РФ, установлено, что Главное управление МЧС России принимает непосредственное участие в планировании, организации и проведении мероприятий гражданской обороны совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской федерации. При этом руководители органов исполнительной власти всех уровней и организаций, выполняя возложенные на них обязанности в области гражданской обороны, должны уделять внимание: обеспечению готовности системы гражданской обороны; подготовке соответствующих сил и средств; организации обучения населения правильным действиям по сигналам гражданской обороны; поддержанию в готовности, модернизации и дальнейшему наращиванию средств защиты; планомерному накоплению ресурсов, необходимых для выполнения мероприятий гражданской обороны; созданию условий для оперативного развертывания системы защитных мероприятий, сил и средств в случае военной угрозы; проведению комплекса подготовительных мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в мирное время.

В связи с сохранением рисков возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций, вооруженных конфликтов и террористических проявлений для эффективного противостояния всему спектру опасностей необходимо создание оптимальной по структуре и возможностям системы гражданской обороны, а также внедрение новых подходов к формированию сил гражданской обороны и перспективных методов и форм выполнения защитных мероприятий.

В соответствии с решением Совета Безопасности РФ от 28 июня 2005 г. осуществляется комплекс мероприятий по формированию (созданию) спасательных сил для решения задач гражданской обороны, защиты населения и территорий РФ, совершенствование определение порядка мобилизационного развертывания в интересах создания на военное время специальных и других формирований для выполнения задач гражданской обороны.

В октябре 2005 года на заседании военного совета войск гражданской обороны одобрены «Основные направления развития гражданской обороны на период до 2015 года». Согласно данному документу основными направлениями совершенствования гражданской обороны являются:

1. Формирование законодательного и нормативного правового поля обеспечения безопасности жизнедеятельности населения;

2. Создание высокоэффективной системы управления гражданской обороны;

3. Реализация новых подходов к формированию сил гражданской обороны;

4. Внедрение новых форм и методов выполнения мероприятий защиты;

5. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности и совершенствование обучения населения в области гражданской обороны;

6. Повышение устойчивости функционирования объектов социальной инфраструктуры в кризисных ситуациях;

7. Научное обеспечение формирования нового облика гражданской обороны;

8. Развитие международного сотрудничества в области гражданской обороны.

Правительством РФ впервые за существование гражданской обороны нашего государства постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. № 804 утверждено Положение о гражданской обороне в РФ, которое определило основные принципы и подходы по реализации мероприятий при подготовке к ведению и ведению гражданской обороны.

В целях реализации этого постановления:

федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ нормативно закреплены в соответствующих положениях порядки подготовки к ведению и ведения гражданской обороны, а также определены основные мероприятия по гражданской обороне;

26 ноября 2008 г. зарегистрирован в Минюсте России приказ МЧС России от 14.11.2008 № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (регистрационный № 12740).

Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2009 г. № 473 внесены изменения в постановление Правительства РФ от 27 апреля 2000 г. № 379, которые определили возможность использования, создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств не только в случае возникновения опасностей военного характера, но и при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В целях реализации полномочий органов исполнительной власти субъектов РФ в области гражданской обороны проводится работа по безвозмездной передаче имущества гражданской обороны в собственность субъектов РФ. Правительством РФ издано 57 распоряжений по безвозмездной передаче имущества в собственность субъектов российской Федерации.

Принято постановление Правительства РФ от 22.10.2008 № 770 «О внесение изменений в Положение об организации обучения населения в области гражданской обороны», определившее, что обучение в области гражданской обороны соответствующих групп населения в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, и образовательных учреждениях, реализующих программы профессионального образования, осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами и возложившее на федеральные органы исполнительной власти задачу по участию в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, примерных основных образовательных программ учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

При активном содействии МЧС России в 2007 году внесены изменения в приказ Министерства образования РФ от 9.03.2004 г. № 1312, которые предопределяют обязательное изучение ОБЖ в 10 и 11 классах по 1 часу в неделю.

Принятие вышеназванных нормативных правовых и иных актов позволило создать необходимые условия для реализации основных направлений единой государственной политики в области гражданской обороны, повысить эффективность деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций по осуществлению ими полномочий в указанной области.

В целях повышения эффективности обучения слушателей и должностных лиц ГО и РСЧС в период с 2007 по 2009 годы в образовательных учреждениях МЧС России по вопросам ГО и защиты от ЧС созданы учебно-ситуационные центры и учебно-тренажёрные комплексы по ГО в Московском, Подольском, Костромском, Самарском, Барнаульском, Волгодонском, Хабаровском, Сыктывкарском учебных центрах ФПС, АГЗ МЧС России, АГПС МЧС России, Санкт-Петербургском, Ивановском, Уральском и Воронежском университетах ГПС МЧС России, которые могут быть задействованы для подготовки специалистов в субъектах РФ.

Для выработки практических навыков действий органов управления, формирований ГО и населения ежегодно на всех уровнях планируются и проводятся тренировки и учения по гражданской обороне. Этими формами обучения охвачено ежегодно около 4 млн. человек.

Осуществлены мероприятия по созданию эффективной системы управления гражданской обороны путем ее интеграции в систему управления в кризисных ситуациях.

Создан Национальный центр управления в кризисных ситуациях единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны.

Интеллектуальные и технологические ресурсы НЦУКС позволяют выйти на новый уровень управления при решении задач гражданской обороны и защиты населения.

Совершенствуется система оповещения гражданской обороны.

В целях обеспечения гарантированного оповещения населения в кризисных ситуациях, своевременного его информирования при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и террористических акций, а также совершенствования подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка создана Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН).

Создание в полном объеме и использование ОКСИОН позволит обеспечить гарантированное информирование более 60 млн. человек в кризисных ситуациях, улучшить качество подготовки в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также сократить сроки доведения необходимой информации о кризисных ситуациях в 1,6 раза и уменьшить затраты федерального бюджета на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий террористических акций ориентировочно в 3,4 раза.

Развитие сил гражданской обороны осуществляется на основе качественно новых подходов к оптимизации их состава и структуры, повышения готовности к решению возложенных задач, комплексного применения современной техники и новейших технологий, улучшения подготовки личного состава.

Президентом РФ утверждена «Концепция строительства и развития сил и средств МЧС России до 2020 года».

Поддержаны Советом Безопасности и одобрены Президентом РФ предложения МЧС России о создании воинских спасательных формирований постоянной готовности и договорных подразделений ФПС МЧС России. При этом на базе соединений войск гражданской обороны будут сформированы воинские спасательные формирования постоянной готовности центрального подчинения, а также созданы воинские спасательные формирования постоянной готовности в региональных центрах МЧС России.

В период с 2005 по 2010 годы силы гражданской обороны принимали участие в международных спасательных и гуманитарных операциях в Абхазии, Южной Осетии, в Армении, Азербайджане, Таджикистане, Северной Корее, Судане.

Проводятся мероприятия по повышению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов от угроз природного и техногенного характера и террористических проявлений. Разрабатываются и внедряются новые средства индивидуальной и коллективной защиты населения.

Особое значение в интеграции усилий по решению задач гражданской обороны имеет и деятельность МЧС России в рамках Международной организации гражданской обороны (МОГО), проводимая с 1993 года. Благодаря этой деятельности осуществляется интенсификация и координация деятельности международных и национальных организаций по ослаблению последствий, вызванных стихийными бедствиями в мирное время или применением оружия в случае конфликта, совершенствование систем защиты и обеспечения безопасности населения и материальных ценностей при различных бедствиях, развитие соответствующих национальных служб, сотрудничество с различными международными и неправительственными организациями, занимающимися различными аспектами гражданской защиты, информационный обмен между ними, подготовка национальных кадров.

Представители МЧС России принимают активное участие в работе различных органов МОГО – Генеральной ассамблеи, Исполнительного совета, специализированных технических комиссиях и других.

Подводя итоги совершенствования и развития гражданской обороны в РФ (1991–2011 гг.), следует отметить, что за прошедшие годы удалось сохранить и нарастить потенциал гражданской обороны, создать законодательную и нормативную базу для её функционирования, преобразовать органы её управления, придав им новые функции и новую структуру, реформировать силы гражданской обороны, в том числе войска гражданской обороны, создать на базе малочисленных кадрированных воинских частей спасательные центры, способные решать задачи военного и мирного времени, оснастив их современным вооружением.

Сегодня одним из главных достоинств гражданской обороны является то, что она выступает как форма участия всего населения страны, органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении обороноспособности и жизнедеятельности государства, выполняя оборонную, социальную и экономическую функции.

Новость на сайте МЧС Калужской области

Версия для печати Новость была получена автоматически с источника в 2018:10:24 08:50 (МСК)

Регионы России: ЦФО, Калужская область

Другие тэги

Все новости по тэгу ""

Календарь новостей

Интернет-приемная
Калужская область

Последние новости

Все новости