Целесообразнее начать с самого замысловатого понятия «устойчивость функционирования объекта», потому что человеку, столкнувшемуся с этой фразой впервые, покажется, что речь идет о чём-то из области фантастики. На самом же деле все достаточно просто, говоря общедоступными словами – это способность объекта противостоять негативному воздействию, будь то поражающий фактор чрезвычайной ситуации в мирное время, теракт или военная агрессия.
Проблемам устойчивости функционирования экономики и ее отдельных объектов стали уделять особое внимание уже в конце 19 века. Тогда эти проблемы рассматривались только как проблемы защиты населения в ходе ведения войн. По мере совершенствования производительных сил и средств вооруженной борьбы все большую значимость приобретали вопросы защиты экономики, особенно ее военной отрасли, от средств поражения агрессора, сначала – в прифронтовой зоне, а с появлением дальней авиации и ядерного оружия – на всей территории страны.
В настоящее время развитие человеческого общества достигло такого уровня, на котором от состояния функционирования объектов экономики напрямую зависит жизнеспособность населения городов, населённых пунктов и страны в целом. Поэтому, сегодня эти вопросы как никогда актуальны, причем как военного, так и мирного времени.
Важно сказать о существующих угрозах нарушения функционирования данной системы и способах защиты от этих угроз. В мире постоянно совершенствуется военная промышленность, наряду с этим меняется и стратегии ведения боевых действий. Не так давно в РФ пересмотрены военные угрозы. Так, характерными чертами современных военных конфликтов стали:
применение высокоточного оружия, средств радиоэлектронной борьбы, оружия на новых физических принципах, роботизированных образцов вооружения и военной техники;
избирательность и высокая степень поражения важных объектов, а также быстрота маневра.
При этом ядерное оружие по-прежнему останется важным фактором сдерживания вооруженных конфликтов.
События, развивающиеся на Ближнем Востоке – пример не защищенных от поражающих факторов важных объектов экономики, которые были уничтожены в первую очередь без единого шанса на восстановление функционирования.
Не стоит забывать и об участившихся случаях террористических актов, в результате которых имеются человеческие жертвы, нарушаются производственные процессы, наносится большой материальный ущерб.
Вместе с тем, в современных условиях на первое место вышли проблемы предупреждения чрезвычайных ситуаций в мирное время, особенно техногенного характера, смягчения последствий стихийных бедствий и создания условий для быстрейшей ликвидации их последствий. Согласно статистике, только за последние 5 лет в РФ произошло более 1000 чрезвычайных ситуаций, 11 из которых произошли в Астраханской области.
Исходя из этого, принципы и подходы к устойчивости функционирования объектов в РФ пересматриваются и постоянно совершенствуются.
Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности важных объектов в РФ разработана система правовых норм, в которой определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления, регулирующие отношения в сфере безопасности.
В 1994 году в РФ был принят Федеральный закон № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а позже, в 1998 году принят Федеральный закон № 28-ФЗ «О гражданской обороне», которые действуют и в настоящее время. Этими законами определены основные задачи по защите населения и территорий в мирное и в военное время, и одна из таких задач – это обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Данные федеральные законы послужили основанием организации работы по обеспечению устойчивости функционирования организаций на субъектовом, муниципальном и объектовом уровнях. Для решения целого комплекса соответствующих задач на указанных территориях созданы комиссии по повышению устойчивости функционирования организаций в мирное и военное время.
И в нашей области тоже создана такая Комиссия, ее состав утвержден постановлением Правительства Астраханской области от 04.07.2016 № 216-П.
Основной задачей комиссий является организация планирования и координация выполнения мероприятий по поддержанию устойчивости функционирования организаций в мирное и военное время, а также в условиях чрезвычайных ситуаций, направленных на:
предотвращение и минимизацию рисков возникновения крупных производственных аварий и катастроф на соответствующих территориях;
снижение возможных потерь и разрушений в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а также в результате воздействия современных средств поражения и вторичных поражающих факторов;
рациональное размещение производственных мощностей на соответствующих территориях;
создание условий для быстрого восстановления нарушенного производства и обеспечения жизнедеятельности населения, возникшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
На каждом заседании Комиссии рассматриваются значимые вопросы, направленные на повышение устойчивости функционирования организаций Астраханской области, при этом заслушиваются представители органов власти и организаций, принимаются соответствующие решения, формируются предложения и рекомендации.
В рамках проводимой работы по повышению устойчивости функционирования объектов экономики разработан и ежегодно уточняется перечень объектов Астраханской области, мероприятия по повышению устойчивости функционирования на которых являются обязательными и первоочередными.
Таким образом, своевременное проведение мероприятий по обеспечению устойчивости функционирования важных объектов экономики с соблюдением определенных требований позволит в разы сократить вероятность возникновения происшествий и чрезвычайных ситуаций, сократить потери среди населения (персонала объекта) и снизить материальный ущерб как в мирное так и в военное время.