Новости

МЧС России

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Южный федеральный округ Краснодарский край

22 августа 2017 года Создание и развитие Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

Цикл статей к 85-летию Гражданской обороны России

В 1986 г. в результате коренной перестройки системы гражданской обороны создается Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Радиационная авария на Чернобыльской АЭС, произошедшая 26 апреля 1986 г., явилась событием, которое обусловило наступление нового этапа в развитии Гражданской обороны страны. Если на предыдущих этапах содержание и развитие ГО определяли в основном военно-стратегические факторы, то авария на ЧАЭС определила жизненно важную потребность в использовании сил и средств подразделений гражданской обороны в мирное время для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций как природного, так и техногенного характера.

Авария на Чернобыльской АЭС реально показала, какой грозной силой является вышедшая из под контроля ядерная энергия, и что для ликвидации последствий таких аварий необходимы специализированные подразделения, укомплектованные профессионалами - силы пожарной охраны и войск гражданской обороны, - в настоящее время это силы и средства МЧС России.

Сложившаяся новая политическая линия в партии и в стране, результаты Чернобыльской трагедии, землетрясение в Армении, опыт учений, борьбы с крупными лесными пожарами и наводнениями требовали коренной перестройки гражданской обороны СССР и России.

Новые подходы определялись также к научно-исследовательской работе по проблемам гражданской обороны, к обучению населения и руководящего состава ГО всех степеней, к пропаганде гражданской обороны среди населения с использованием СМИ.

Этапным в деятельности ГО страны стал оперативный сбор руководящего состава Гражданской обороны СССР в апреле 1987 г., где были рассмотрены основные направления работы по коренной перестройке системы ГО, намечены меры по преодолению застоя.

Перестройка означала возложение на ГО качественно новых задач на мирное время по защите населения от последствий возможных аварий на АЭС, объектах с АХОВ, защите от различных катастроф и стихийных бедствий. Главный упор был сделан на практическое обучение населения действиям при ЧС, на изменение стиля работы всех руководителей и органов управления ГО, развертывание инициативы и самостоятельности на местах.

В 1992 г. перестала существовать система Гражданской обороны СССР. Преемницей ее стала Гражданская оборона РФ. В ней произошли коренные изменения.

В январе 1992 г. распоряжением Президента РФ военные органы управления, учреждения, соединения и части войск ГО, находящиеся на территории РФ, были переданы в ведение Государственного комитета по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС). Началась новая глава в истории гражданской обороны.

Для профилактики возникновения и ликвидации последствий ЧС, реализации жизненно важных интересов общества в области защиты населения и территорий от воздействия опасных факторов ЧС, в том числе военного характера, в РФ создается Государственная система предупреждения и действий в ЧС - Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Она объединила усилия федеральных и региональных органов исполнительной власти, силы и средства предупреждения и ликвидации ЧС. Во всех субъектах РФ создаются ее территориальные подсистемы, а в министерствах и ведомствах — ведомственные подсистемы.

Поэтому исторически считается, что начало создания РСЧС относится к девяностым годам XX века.

18 апреля 1992 г. принято постановление Правительства РФ № 261 «О создании Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (РСЧС). Постановлением утверждено:

- Положение об РСЧС;

- функции по защите населения на территории России поделены между РСЧС и ГО;

- созданы территориальные и отраслевые комиссии по чрезвычайным ситуациям.

В 1993 г. произошло завершение формирования РСЧС.

К концу 1993 г. территориальные подсистемы РСЧС существовали уже во всех республиках краях и областях РФ, за исключением Чеченской и Ингушской республик.

В 1995 г. в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» РСЧС - российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях - была преобразована в «Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (РСЧС).

РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:

разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

ликвидация чрезвычайных ситуаций;

осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов и уполномоченных организаций. Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы, по согласованию с МЧС России.

Территориальные подсистемы единой системы создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми органами исполнительной власти субъектов РФ.

На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Координационными органами единой системы являются:

на федеральном уровне - Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы;

на региональном уровне (в пределах территории субъекта РФ) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта РФ;

на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;

на объектовом уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.

В пределах соответствующего федерального округа (межрегиональный уровень) функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе.

Основные задачи комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности:

а) разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

б) координация деятельности органов управления и сил единой системы;

в) обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов ЖКХ, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций;

г) рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном федеральным законом.

Постоянно действующими органами управления единой системы являются:

на федеральном уровне – МЧС России, подразделения федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы, для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;

на межрегиональном уровне - территориальные органы МЧС России - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

на региональном уровне - территориальные органы МЧС России специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ (Главные управления МЧС по субъектам РФ);

на муниципальном уровне - органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;

на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.

Органами повседневного управления единой системы являются:

на федеральном уровне - Национальный центр управления в кризисных ситуациях, центры управления в кризисных ситуациях (ситуационно-кризисные центры), информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы;

на межрегиональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;

на региональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях Главных управлений МЧС России, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

на муниципальном уровне - единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;

на объектовом уровне - дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

Размещение органов управления единой системы в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

К силам и средствам единой системы относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основные задачи сил и средств РСЧС:

- мониторинг, контроль, наблюдение за окружающей природной среды и потенциально опасных объектов с целью прогнозирования ЧС и доведение результатов до органов РСЧС;

- ликвидация последствий ЧС, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

- проведение эвакуационных мероприятий;

- проведение санобработки населения, спецобработки территорий, техники, сооружений;

- работы по первоочередному жизнеобеспечению населения при ЧС, восстановление;

- восстановление и поддержание общественного порядка в зоне ЧС;

- поддержание личного состава формирований в постоянной готовности к действиям в ЧС, обучение и повышение профессиональной квалификации;

- организация мероприятий по повышению готовности населения к задачам по защите от ЧС;

- разработка предложений по совершенствованию действий в ЧС.

Состав сил и средств единой системы определяется Правительством РФ.

К основным силам РСЧС относятся:

- силы и средства МЧС России, в том числе: Войска ГО, Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас), поисково-спасательная служба МЧС России, центр по проведению спасательных операций особого риска («Лидер»), авиация МЧС России, части и подразделения Государственной противопожарной службы МЧС России;

- аварийно-спасательные формирования министерств и ведомств РФ;

- специальные подразделения Вооруженных сил РФ;

- учреждения и формирования Всероссийской службы медицины катастроф.

В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации.

Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.

Перечень сил постоянной готовности федерального уровня утверждается Правительством РФ по представлению МЧС России, согласованному с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и организациями.

Перечень сил постоянной готовности территориальных подсистем утверждается органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с МЧС России.

Координацию деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, общественных объединений, участвующих в проведении аварийно-спасательных работ и действующих на всей или большей части территории РФ, а также всех видов пожарной охраны осуществляет в установленном порядке МЧС России.

Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территориях субъектов РФ осуществляют Главные управления МЧС России по субъектам РФ.

Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территориях муниципальных образований осуществляют органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления.

Управление единой системой осуществляется с использованием систем связи и оповещения, представляющих собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой системы и населения.

Информационное обеспечение в единой системе осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы, представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации.

Для приема сообщений о чрезвычайных ситуациях, в том числе вызванных пожарами, в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер – «01».

РСЧС функционирует в трех режимах:

- повседневной деятельности;

- повышенной готовности;

- чрезвычайной ситуации.

При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах, территориях или акваториях органы управления и силы единой системы функционируют в режиме повседневной деятельности.

Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, может устанавливаться один из режимов функционирования:

а) режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;

б) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Важнейшим звеном РСЧС являются ее силы и средства, которые осуществляют наблюдение, контроль и ликвидацию ЧС.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется:

локального характера осуществляется силами и средствами организации;

муниципального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления;

межмуниципального и регионального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации;

межрегионального и федерального характера осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.

При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

Краснодарская краевая пожарно-техническая выставка

(в материалах использованы архивы выставки и интернет-ресурсы).

С дополнительными материалами можно ознакомиться здесь.

Новость на сайте МЧС Краснодарского края

Версия для печати Новость была получена автоматически с источника в 2017:08:22 11:08 (МСК)

Регионы России: ЮФО, Краснодарский край

Другие тэги

Все новости по тэгу ""

Календарь новостей

Интернет-приемная
Краснодарский край

Последние новости

Все новости