Особенность судовождения маломерных судов проявляется в необходимости для судоводителя принимать сложные решения, и принимать их в ограниченное время при недостатке информации. Для этого судоводитель должен обладать быстротой реакции, правильными навыками и способностью мгновенно находить верное решение в сложной обстановке, в условиях ограниченной видимости – в тумане, при сильном дожде, задымленности, ночью. Движение в таких условиях, даже с использованием современных технических средств судовождения представляет значительные трудности, а также таит множество опасностей – мели, камни, топляки, суда у берега.
Сегодня с целью проведения профилактических бесед с водителями маломерных судов в условиях ограниченной видимости инспекторы ГИМС Мегино-Кангаласского, Хангаласского, Намского районов и городского округа «Город Якутск» вышли в рейд к берегам реки Лена.
Они объяснили судоводителям, что маломерным судам запрещается двигаться в тумане или в других неблагоприятных метеоусловиях, когда из-за отсутствия видимости невозможна ориентировка.
Выход на судовой ход при видимости менее 1 км опасен тем, что суда, использующие в таких условиях радиолокатор, могут не определить эхо-сигнал от маломерного судна на экране радиолокационной станции. Маломерное судно, не оборудованное навигационными приборами, при ограниченной видимости не может уверенно ориентироваться и может попасть под более крупное судно или натолкнуться на какое-нибудь препятствие.
Даже самые опытные судоводители в сильный туман, не имея навигационных приборов, полностью теряют ориентировку и иногда, не замечая того, переходят на обратное направление движения.
При движении в условиях ограниченной видимости необходимо:
- снизить скорость до безопасной, лучше застопорить ход;
- определить место нахождения судна наиболее точным способом;
- включить ходовые огни;
- поставить задачи наблюдателям, установить режим тишины на судне, вести прослушивание сигналов, подаваемых другими судами;
- следовать с безопасной скоростью;
- вести постоянное радиолокационное, визуальное и слуховое наблюдение за судами и обстановкой в данном районе;
- быть в постоянной готовности к немедленной остановке судна и даче заднего хода.
Судоводителям на судах, не оборудованных должным образом, не имеющих радиоэлектронного оборудования, запрещается движение в условиях ограниченной видимости, им следует повременить с выходом в рейс, а если они были в пути и оказались в таких условиях, то они должны заблаговременно подыскать место у берега для безопасного отстоя судна до времени окончания этих условий.
Напоминаем: соблюдение правил плавания на маломерных судах позволит вам избежать неприятностей.
Отдел безопасности людей на водных объектах
ГУ МЧС России по РС(Я)