Сегодня на Центральной спасательной станции прошла тренировка операторов беспилотных летательных аппаратов Главного управления МЧС России по Архангельской области. Официально, кстати, они тоже пилоты, только «внешние». Дроны, или «беспилотники» - новое перспективное направление в спасательной практике.
Министром Владимиром Пучковым еще в 2015 году была четко сформулирована задача по развитию беспилотной авиации в МЧС России. По федеральной программе Архангельской области было выделено 6 беспилотных летательных аппаратов различного назначения и возможностей, были созданы и обучены две группы специалистов по их эксплуатации.
- Всю беспилотную авиацию обслуживают сотрудники, которые прошли обучение в С-Петербурге и Ижевске, - говорит заместитель начальника Главного управления (по антикризисному управлению) Олег Кошевой. – У всех этих сотрудников есть права пилота БЛА. Сегодня мы проводим испытания аппаратов и оцениваем степень подготовленности сотрудников к паводковому периоду.
Чем могут быть полезны беспилотники на практике? Прежде всего это мониторинг обстановки при ледоходе. Далеко не везде к реке есть подъезд, очень сложно бывает оценить риск с берега. А вот подняв беспилотный аппарат вверх и наблюдая изображение с видеокамеры, можно оценивать развитие обстановки достаточно точно. Это позволит, в свою очередь, точечно реагировать с применением, например, группы взрывотехников. В этом плане квадрокоптер позволит избежать излишних трат государственных средств на авиаразведку.
- Картинка, снятая сверху, дает очень ценную информацию для руководителей аварийно-спасательных работ, - считает Олег Кошевой. - Квадрокоптер можно без риска для сотрудников отправить на разведку, например, при обрушении, при техногенном завале, при крупном пожаре. Поэтому для спасателей важно, чтобы пилоты БЛА могли управлять летательными аппаратами в самых сложных условиях, в условиях помех, в ветреную погоду или при недостаточной видимости. Такие тренировки сейчас будут регулярными.
Если оборудовать летательный аппарат тепловизором, то можно использовать его для поиска потерявшихся в лесу людей. Этот опыт уже очень хорошо зарекомендовал себя в Якутии, где при помощи беспилотников ищут пропавших, и результаты очень впечатляющие. Когда земля ближе к ночи остывает, то теплое тело отражается на мониторе слежения хорошо различимой точкой, на которую могут ориентироваться при поисках спасатели. Беспилотные аппараты на Соловках, кстати, оборудованы такими тепловизорами.
- К нам на вооружение поступили летательные аппараты среднего класса, - рассказывает Андрей Шаранков, пилот квадрокоптера. – Наши модели будут использоваться при оценке паводковой и лесопожарной обстановки, а также при поиске потерявшихся в лесу людей. Они могут подниматься на высоту до 2 км, уходить на расстояние до 2 км. Этого вполне достаточно, хотя есть модели, которые уходят на десятки километров. У аппаратов есть очень интересные программы, например, задаешь «точку интереса» и радиус – и аппарат будет кружить вокруг точки, давая очень хороший обзор с интересующих ракурсов. Или найти объект, привязаться к нему и вести его на заданную точку. Это, к примеру, применимо при поиске заблудившегося человека. Возможностей много, все это мы сейчас изучаем и пробуем на практике.
Страшно ли управлять такой дорогой моделью? – Да, конечно, потеря беспилотника это прежде всего срыв задачи. Но для этого и нужно тренироваться, чтобы «квадрик» был как родной!
Возможности дронов в спасательном деле, конечно, не безграничны, но если даже мы спасем одну человеческую жизнь, найдем хотя бы одного человека в лесу, не допустим наводнения в той или иной деревне – то согласимся, это уже немало.