Новости

МЧС России

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Северо-Западный федеральный округ Архангельская область

25 января 2016 года Пройдет и пешеход, и ледокол. Как делают ледовые переправы в Архангельской области

Архангельская область – один из самых крупных российских регионов, и, как и в остальных субъектах-«гигантах», значительную часть дорог здесь составляют автозимники и ледовые переправы. По количеству последних Поморье является лидером в России, обойдя полноводные сибирские и дальневосточные регионы. Так, этой зимой в Архангельской области планируется оборудовать 136 ледовых переправ, из них 104 транспортных и 32 пешеходных, на 24 января действует 111.

Около 40 000 км2 (почти 10% территории области) составляют водные объекты. На протяжении 1 000 км побережье области омывают воды Белого моря. В регионе насчитывается около 70 тысяч больших и малых рек, более 6,5 тысяч озёр суммарной протяженностью 275 тыс. км. Вся эта акватория поднадзорна Государственной инспекции по маломерным судам Архангельской области.

Город Архангельск расположен в самой дельте Северной Двины. Ее четыре основных рукава – Никольский, Мурманский, Корабельный и Маймаксанский - соединены между собою множеством проток, что образует целый архипелаг островов разной площади. На них стоят поселки и деревни. Есть небольшие деревушки населением по 10-15 человек, а есть и полноценные населенные пункты - до трех тысяч жителей. Жители островных деревень постоянно перемещаются на «большую землю» и обратно: на работу, в больницу, в магазин, дети – в школу. Все это налагает на местные власти в лице мэрии города Архангельска и администрации Приморского района особую ответственность по организации путей сообщения между островами и материком. Летом для этих целей используются паромы, речные суда или маломерные суда (каждый островитянин имеет в хозяйстве лодку, моторку или катер), в межсезонье – суда на воздушной подушке и аэросани-амфибия, а зимой – ледовые переправы.

Кто думает, что ледовая переправа – это просто дорожка по льду от одного берега реки к другому, тот глубоко ошибается. Ледовая переправа – это сложное инженерное сооружение, на возведение, содержание и обслуживание которого требуются большие средства. Например, для оборудования пешеходной ледовой переправы, которая проходит через русло реки с действующим зимой судовым ходом, уходит до 2 млн. руб.

Именно в том, что Архангельск - порт круглогодичного действия, и заключается уникальность архангельских ледовых переправ. Семь из восьми городских переправ проложены через русло с судовым ходом. Через судовой ход прокладываются мостковые переходы, которые убирают для прохождения ледокола или буксира и потом укладывают вновь. Такого больше не делают нигде в России!

О правовых и организационных особенностях строительства ледовых переправ рассказывает старший государственный инспектор отдела ГИМС ГУ МЧС России по Архангельской области Олег Некрасов: «Муниципальные образования закладывают большие средства на возведение транспортных и пешеходных ледовых переправ. Регулирует их деятельность в этом направлении Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Муниципалитеты объявляют конкурс на возведение переправы, в котором участвуют как коммерческие структуры, так и местные коммунальные службы. Выигравшее предприятие готовится к возведению дороги: получает право на водопользование и землепользование в месте обустройства ледовой переправы, закупает доски, столбы, провода, лампы и многое другое, подбирает обслуживающий персонал. Когда лед достигнет необходимой толщины, начинается строительство транспортного переезда или пешеходного перехода: готовятся съезды или укладываются деревянные настилы в местах сопряжения ледовой поверхности и берега, устанавливаются столбы с электроосвещением, чтобы пешеходы в пургу или метель не заблудились и не сбились с курса. Вдоль трассы с обеих сторон ставят вешки со светоотражающими полосками. Когда переправа готова, главой муниципального образования или округа города создается комиссия, в которую входят представители ГИБДД и ГИМС. Окончательное слово по приему переправы в эксплуатацию принадлежит государственному инспектору ГИМС МЧС России».

Транспортные переправы крайне важны для обеспечения жизнедеятельности отдаленных и труднодоступных населенных пунктов. Без ледовой дороги будет невозможно оперативное обеспечение сотен сел и деревень продуктами питания, предметами первой необходимости, возможности оказания медицинской помощи, проезда к месту пожара или иного происшествия.

Ледовые переправы открываются в зависимости от устойчивости морозной погоды и толщины льда. В 2015 году, например, благодаря раннему ледоставу уже 9-10 ноября открылись первые переправы на реке Мезень и ее притоках - речках Пеза, Ежуга, Ираса. Технологические переправы для вывоза леса в Архангельской области открываются в марте- апреле, перед самым ледоходом, чтобы выполнить свою функцию и затем закрыться через считанные недели или даже дни.

До официального открытия пользоваться переправами категорически запрещено, а иногда – и очень накладно. Так, в Мезенском районе предприниматель 9 декабря 2013 года разбил еще неготовую переправу, когда заехал на нее на «ГАЗели», груженой стройматериалами. В результате с открытием переправы возникла недельная задержка, а предприниматель заплатил штрафы около шести тысяч рублей и будет возмещать дорожникам расходы на ремонт переправы. И такие случаи, когда водители грузовиков, стремясь выгрузить товар, выезжают не неготовую переправу либо в разы превышают нагрузку на нее, увы, нередки.

Рыбаки – эта категория граждан хорошо знакома нашим спасателям и гимсарям. По весне, только солнце пригреет, любители наваги потянулись на лед, без преувеличения, тысячами. И хорошо еще, когда пешком – а ведь многие выезжают на лед не только на снегоходах и мотособаках, но и автомобилях. Что происходит, когда на небольшом участке льда собирается большая группа рыбаков, которые сверлят по 5-10 лунок на «брата»? Не лед – решето! Лунки значительно ослабляют прочность ледового покрова. Да и толщина его разная на всем протяжении водоема. Поэтому инспекторы ГИМС не рекомендуют выходить на лед, если его толщина менее 20 см.

Безопасным для легкового автомобиля считается лед толщиной от 30 сантиметров. Такой лед в Архангельской области устанавливается в конце декабря - начале января, при длительных морозах без оттепелей. Но это норматив для пресной воды. А в районе так называемого Сухого моря, островов Мудьюг и Кумбыш, на Унской губе – вода уже морская, а соленый лед менее прочен. Кроме того, он ослаблен приливно-отливными явлениями. Об этом не стоит забывать и уверенным в себе, бывалым рыбакам. 23 января 2014 года в районе о. Кумбыш под лед провалился «УАЗ Патриот». Из четырех человек, возвращавшихся с рыбалки, двое погибли.

Снегоходы на Севере являются популярным средством передвижения по льду, а в северных районах области этот проходимый транспорт и вовсе есть в каждой семье. Однако на реках много мест, где течением лед подмывается, образуются полыньи. Это очень опасный фактор. Тем более, что в Архангельской области световой день короткий, а под снегом опасные места не просматриваются. Вот недавняя трагедия: 2 января в Холмогорском районе по реке двигалась группа из восьми снегоходов. Один из них, на котором находились мужчина и женщина, отклонился от общего курса и провалился в промоину, образовавшуюся из-за сильного течения. Водитель снегохода вытолкал свою жену на лед, а сам выбраться не смог – его утянуло под лед течением.

Чтобы заставить людей задуматься о безопасности, были внесены дополнения в областной закон «Об административных правонарушениях»: за выход на лед в местах, где установлены запрещающие знаки, предусмотрен штраф от 500 до 1000 рублей, за выезд на лед в местах, не оборудованных для этого, - штраф от 500 до 2000 рублей. Стоит отметить, что в Архангельской области не только штрафуют, но и ведут большую разъяснительную работу среди населения. Инспекторы ГИМС МЧС России по Архангельской области регулярно проводят лекции и беседы о безопасности на воде в образовательных учреждениях, в различных организациях, выступают на радио и телевидении, публикуют заметки в региональных и местных печатных изданиях, на сайте Главного управления МЧС России по Архангельской области в сети интернет. Правительство области выделяет средства на изготовление наглядной полиграфической продукции. В этом сезоне по районам области распространено более 2 тысяч плакатов и 30 тысяч памяток по безопасности на льду.

Новость на сайте МЧС Архангельской области

Версия для печати Новость была получена автоматически с источника в 2016:01:25 08:00 (МСК)

Тема: ГИБДД, ДПС, ДТП

Регионы России: СЗФО, Архангельская область

Другие тэги

Все новости по тэгу ""

Календарь новостей

Интернет-приемная
Архангельская область

Последние новости

Все новости