Новости

МЧС России

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Северо-Кавказский федеральный округ Республика Дагестан

14 февраля 2013 года Система 112

В соответствии с указом Президента РФ от 28 декабря 2010 года № 1632, постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2011 года №958 в России должна быть в полной мере создана так называемая "система 112" - система обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории РФ.

Идея создания в нашей стране единой системы вызова экстренных оперативных служб через телефонный номер 112 (единый для стационарных и мобильных телефонов) возникла как минимум семь лет тому назад. Предполагалось и предполагается до сих пор, что через эту систему будут вызываться пожарная охрана, милиция, спасатели, скорая медицинская помощь, аварийная служба газовой сети, антитеррористические службы и, возможно, некоторые другие. В рамках этой единой системы вызов служб, подчиняющихся федеральным и региональным органам власти и органам местного самоуправления, теоретически должен производиться через единую дежурно-диспетчерскую службу.

Система 112 — это система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на территории РФ. Предназначена для обеспечения оказания экстренной помощи населению при угрозах для жизни и здоровья, для уменьшения материального ущерба при несчастных случаях, авариях, пожарах, нарушениях общественного порядка и при других происшествиях и чрезвычайных ситуациях, а также для информационного обеспечения единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) муниципальных образований.

«Система 112» является территориально-распределенной информационной системой и объединяет на основе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований дежурно-диспетчерские службы (ДДС) следующих экстренных оперативных служб:

-служба пожарной охраны;

-служба реагирования в чрезвычайных ситуациях;

-служба милиции;

-служба скорой медицинской помощи;

-аварийная служба газовой сети;

-служба «Антитеррор» и др. оперативные службы.

Целью создания ЕДДС является повышение оперативности реагирования администрации и служб района на угрозу или возникновение ЧС, эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств постоянной готовности, слаженности их совместных действий, уровня информированности администрации и служб о подобных фактах и принятых по ним мерах.

ЕДДС предназначена для приема от населения, организаций сообщений о пожарах, угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций, анализа и оценки достоверности поступившей информации, доведение ее до служб: ОВД, пожарная часть, скорая медицинская помощь, коммунальной службы, служб электро- и газоснабжения, в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение.

Единая дежурно-диспетчерская служба является элементом органа повседневного управления местного звена единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и является центральным звеном в объединенной системе оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях, в состав которой наряду с ЕДДС входят дежурно-диспетчерские службы (ДДС) экстренного реагирования («01», «02», «03», «04»), ЖКХ, наблюдения и контроля за окружающей средой.

В настоящее время в республике на штатной основе созданы 36 ЕДДС, из них 6 в городских округах (Махачкала, Каспийск, Дербент, Хасавюрт, Дагестанские Огни, Кизилюрт); и 30 в муниципальных районах (Агульский, Акушинский, Ахтынский, Бабаюртовский, Буйнакский, Дахадаевский, Дербентский, Кайтагский, Кулинский, Курахский, Казбековский, Карабудахкентский, Кумторкалинский, Левашинский, Сергокалинский, Сулейман-Стальский, Гергебильский, Гумбетовский, Гунибский, Докузпаринский, Лакский, Магарамкентский, Рутульский, Унцукульский, Хасавюртовский, Хивский, Цумадинский, Цунтинский, Чародинский, Шамильский).

Внедрение единой системы 112 имеет ряд несомненных преимуществ, как для населения, так и для органов административной власти.

Номер всего из трех цифр легко запомнить, а главное вспомнить в момент возникновения чрезвычайной ситуации. Пострадавшему совершенно не надо задумываться в какую экстренную службу и по какому номеру стоит звонить. С внедрением единого номера доступ для населения к экстренным службам значительно упрощается, так как выбор и оповещение ответственных за реагирование служб ложится на операторов 112, которые способны грамотно классифицировать вызов и передать задачу профильным службам.

Любое обращение фиксируется в системе и не дает возможности оставить его без внимания. Граждане могут быть уверены, что ни одна заявка не останется без реакции со стороны ответственных служб и все действия по разрешению ситуации будут обязательно записаны. Это осознание повышает уверенность людей в собственной безопасности и снижает уровень стресса в нештатной ситуации.

Предусматривается возможность подключения к разговору оператора с абонентом соответствующих специалистов, что позволяет снизить психологическое давление на человека в критической ситуации, добиться более детальной и четкой картины происшествия и разумных действий со стороны позвонившего.

Использование системы 112 подразумевает максимальную автоматизацию работы операторов. При звонке на систему 112 у оператора, принимающего вызов, происходит автоматическое формирование и частичное заполнение специальной ситуационной карточки. Например, по данным АОН в карточке уже появляется номер телефона, с которого осуществляется вызов и информация по этому номеру (владелец номера, его паспортные и иные данные). Чем меньше работы оператору, тем быстрее пострадавшему придут на помощь и предотвратят или снизят последствия ЧС.

Согласно статистике, до 70 % вызовов, поступающих в экстренные службы, являются ложными или просто справочными. Операторы системы 112 принимают эту нагрузку на себя, что позволяет снизить количество диспетчеров экстренных служб и минимизирует «бесполезный» трафик на профильные ДДС.

Внедрение системы 112 предусматривает полное документирование всех этапов обработки вызовов от поступления запроса в систему до внесения в базу данных результатов реагирования. Все этапы обработки сообщений фиксируются в специальных карточках происшествий (ситуационные карточки), ни одно действие в отношении вызова не останется незамеченным. Фиксирование и регламентация действий операторов позволяют строго контролировать ход выполнения реагирования на запрос, что увеличивает количество данных в системе, но дает полную и достоверную картину происшествия и отображает всю последовательность работы с ним. Наличие подобной информации и доступ к ней дает возможность администрации муниципального образования, в случае необходимости, оперативно реагировать на возникшие инциденты и принимать эффективные управленческие решения.

Система 112 должна стать ещё и важным инструментом контроля над действиями спецслужб, когда каждый этап приема и реагирования на вызовы всегда можно отследить, а соответственно, оценить правильность действий участников и их эффективность.

Система 112 должна аккумулировать в себе все потоки информации, идущие от населения к спецслужбам, между операторами 112 и ДДС, а также между различными ДДС. Все вызовы по всем происшествиям ко всем спецслужбам попадают в единое пространство хранения, что существенно упрощает и ускоряет обработку информации по инцидентам. Формирование отчетов по происшествиям сводится к выбору критериев фильтрации или просто к использованию необходимых шаблонов, а не многочисленным и долгим межведомственным запросам.

Немаловажным преимуществом внедрения системы 112 становится возможность оценки общей ситуации по безопасности в регионе. На основании различных отчетов по работе системы 112 и их грамотного анализа можно выявить «слабые» места в региональной системе безопасности и в работе спецслужб, а, соответственно, принять меры по их устранению.

Благодаря наличию единого коммуникационного и координационного центра, которым становится система 112, улучшается взаимодействие различных спецслужб и налаживается конструктивный обмен информацией с целью организации максимально эффективного реагирования.

Полноценный коммуникационный процесс невозможно наладить без обратной связи. Поэтому система 112 способна не только принимать информацию о происшествиях, но и при необходимости информировать население о ЧС в определенном районе, например, с помощью телефонного обзвона или рассылки SMS-оповещений.

Создание полноценного аналога европейской системе вызова экстренных служб по единому номеру 112 позволит России сделать ещё один большой шаг в сторону интеграции с Европой и поднимет имидж страны в лице её европейских партнеров.

Повышение эффективности реагирования на происшествия и контроль обстановки в регионах будет способствовать улучшению общей ситуации с безопасностью в стране в целом, что позволит России повысить свой статус на международной политической и экономических аренах.

Создание комплексного технического решения для построения полноценной системы 112 потребовало от разработчиков и поставщиков оборудования разработки новых технических решений, соответствующих требованиям, прописанным в нормативных документах. Сам процесс создания проекта системы 112 уже вносит свой вклад в инновационное развитие России.

Универсальность системы и доступность её для приема сообщений из любых сетей требует теснейшей совместной работы местных операторов связи и поставщиков оборудования. Внедрение современных телекоммуникационных решений на морально устаревшие сети связи в ряде случаев затруднительно и нецелесообразно. Поэтому развертывание системы 112 в регионах становится мощным стимулом для модернизации сетей общего пользования и способствует повышению общего технологического уровня развития субъекта РФ.

Система была опробована в ряде модельных регионов, начиная с Курской области, где она была запущена в тестовом режиме совместными усилиями МЧС РФ и ФГУП НИИ "Восход" в 2008 году. В результате, к середине 2012 года единственным регионом России, где система-112 построена, обслуживает реальный поток вызовов к экстренным службам, прошла государственные испытания и экспертизу ФГБУ «Всероссийского НИИ по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций» — это Курская область.

Ключевой проблемой, стоящей на пути массового развертывания, полноценных сегментов системы 112 в России стала проблема разделения полномочий между ведомствами, отвечающими за построение системы. Только в декабре 2010 года президент России Дмитрий Медведев подписал указ, где были четко прописаны зоны ответственности различных ведомств. В соответствии с этим документом МЧС России должно координировать действия по созданию, развитию и эксплуатации системы 112, а Минкомсвязи отвечает за организацию взаимодействия с сетью связи общего пользования.

Следующим препятствием на пути к быстрому развертыванию системы стала недостаточность финансирования проекта в различных регионах. Предполагалось, что финансирование будет идти из бюджетов всех уровней: местных, субъекта РФ и федерального. Однако, например, в Калужской области работы начались на средства из местного бюджета, но без финансовой поддержки центра были приостановлены.

Отдельно стоит выделить проблему отсутствия типовых проектов на создание системы 112 в России, в силу значительной разнородности экономических и географических особенностей регионов, проект для Санкт-Петербурга не подходит, например, для республики Коми. Отсутствие единых технических стандартов порождает массу вариантов решений по построению системы в каждом конкретном регионе, что затрудняет выбор и не всегда в полной мере удовлетворяет требованиям координирующих органов и финансовым возможностям региона. В декабре 2011 в региональные центры и Главные управления МЧС России были направлены методические материалы по созданию системы 112 в субъекте РФ, разработанные ФГБУ ВНИИ ГОЧС в кооперации с членами ФЦНВТ, которые позволят преодолеть часть технических проблем.

С целью ускорения работ по внедрению системы 112 на территории России в июле 2012 Правительство РФ внесло в Государственную думу законопроект о едином телефонном номере «112» для вызова экстренных служб, первый этап которого должен стартовать 1 января 2013 г. Планируется, что система-112 должна заработать в течение трех лет на всей территории страны во всех муниципальных образованиях.

Создание единой системы вызова оперативных службы 112 крайне необходимо, так как в случае, если человек попадает в кризисную ситуацию, он должен знать один номер вызова дежурных служб - "112",на него можно будет позвонить с любого мобильного телефона.

Новость на сайте МЧС Республики Дагестан

Версия для печати Новость была получена автоматически с источника в 2013:02:14 12:56 (МСК)

Регионы России: СКФО, Республика Дагестан

Другие тэги

Все новости по тэгу ""

Календарь новостей

Интернет-приемная
Республика Дагестан

Последние новости

Все новости