Новости МЧС России

Главная » Приволжский федеральный округ » Нижегородская область

И время остановилось: 35 лет со дня трагедии на станции Арзамас-1

04 июня 2023 года


4 июня 1988 года в результате взрыва железнодорожного состава со взрывчаткой на станции Арзамас - 1 погиб 91 человек, ещё около 800 - пострадало. Трагедия произошла в 9 часов 32 минуты по московскому времени, именно на этой отметке «остановлены» стрелки на циферблате часов мемориального комплекса жертвам этой трагедии.

В тот день грузовой состав из 54 вагонов на скорости 22 километра в час подъезжал к 232-му километру перегона Соловейка-Арзамас-1 Горьковской железной дороги. Внезапно в 324 км от станции вокзала Арзамас-1 прогремел взрыв. На перегоне образовались 2 соединённые между собой воронки глубиной 3,5 и 4,5 метра, диаметром 26 и 76 метров. Полностью разрушенными – радиус 150 м – оказались 44 дома. Сильно разрушены – радиус 300 м – были 107 домов; средние разрушения – радиус 650 метров – получили 120 домов; слабые разрушения – радиус 900 метров – 130 домов.

Возникло сразу несколько пожаров. В первые часы после взрыва в тушении участвовало около 500 человек. Пожарные расчёты отсекли огненную стену от нефтебазы, а затем ликвидировали очаги возгорания. Всё это позволило избежать ещё более катастрофических последствий трагедии.

Для эффективного руководства ведением спасательных и других неотложных работ практически сразу был создан штаб ГО области. В этот же день была создана и Правительственная комиссия.

Быстрыми и решительными действиями в течение двух суток были мобилизованы необходи¬мые силы (люди, техника, ресурсы), что позволило в самые короткие сроки вос¬становить все разрушенное хозяйство: энергетику — за сутки, водоснабжение и канализацию — за трое суток, газификацию — в недельный срок.

Благодаря максимальной совмещенности операций удалось сократить сроки строительства. Первые дома со всем ин¬женерным оборудованием и коммуникациями были построены за четыре месяца, остальные — менее чем за пять.

Для оперативного проведения разгрузочных работ поступавших грузов в осо¬бо крупных объемах и вывозки их непосредственно на объекты силами авто-транспортных предприятий потребовалось создать единый разгрузочно-транспортный комплекс, деятельность которого координировал специально соз-данный штаб.

Постоянные чрезвычайные комиссии Горьковской области и Арзамаса показали достаточную мобильность, организованность и согласован¬ность в работе. Областную комиссию на время работ возглавлял лично председатель Горьковского облисполкома.

При ликвидации последствий взрыва появилась необходимость уточнения функций штабов и порядка их взаимодействия с оперативными группами штабов ГО СССР и РСФСР, а также военного округа. Актуально также повышение роли штабов ГО, расширение их полномочий, повышение самостоятельности и ответственности. Требует совершенствования подготовка личного состава штабов, особенно в части навыков действий по сигналам и в сложной непредвиденной обстановке.

В подготовке ст. использованы материалы пресс-службы УФСБ по Нижегородской области и книги «Взрыв. Техногенная катастрофа в Арзамасе 4 июня 1988г.: факты, документы, комментарии» - Колобов О.А., Рыбаков Н.И.



Ссылка на текст новости: http://mchsrf.ru/news/847398-i-vremya-ostanovilos-35.html

Ссылка на первоисточник: http://52.mchs.gov.ru/deyatelnost/press-centr/novosti/5029760