Новости МЧС России

Главная » Дальневосточный федеральный округ » Камчатский край

Рекомендуемые меры безопасности при организации туристических туров на территории Камчатского края в зимний период

02 декабря 2015 года


Туристическим фирмам, самостоятельным группам туристов при организации туристического тура на территории Камчатского края необходимо осуществлять комплекс предупредительных мер, направленных на обеспечение безопасности туристов, а именно:

- не позднее 1-х суток до выхода на маршрут сообщать информацию о туре в поисково-спасательный отряд КГКУ «ЦОД» в форме заявления (Телефоны для приема сообщений о чрезвычайных происшествиях в КГКУ «ЦОД»: тел. (факс) 41-03-95, 27-65-60; старший оперативный дежурный ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Камчатскому краю»: тел. 200-112, 200-116, факс 42-10-84; служба «01» МЧС России: тел. 01. Телефоны и адрес для приема сообщений о выходе группы на маршрут: 41-03-95, 27-65-60, 683011, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Халактырское шоссе, 5. E-mail: kampso@yandex.ru.);

- формировать инструкторский состав (руководителей групп, гидов, инструкторов-проводников) с учетом соответствия уровня их профессиональной подготовки выбранным маршрутам;

- проверять и контролировать техническую и специальную подготовку туристов, совершающих путешествия, связанные с прохождением маршрутов, представляющих повышенную опасность для их жизни и здоровья;

- обеспечивать туристов необходимым туристским снаряжением и аптечкой первой медицинской помощи расширенной комплектации;

- предоставлять туристам исчерпывающие сведения об особенностях тура и опасностях при совершении путешествий;

- непосредственно перед выходом на маршрут организовать ознакомление руководителя туристического маршрута с прогнозом возможного возникновения и развития чрезвычайных ситуаций в районах проведения тура на территории Камчатского края;

- отслеживать прохождение контрольных точек маршрута и незамедлительно информирует ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Камчатскому краю» (через оперативную дежурную смену) о чрезвычайных происшествиях, возникших с туристами во время путешествия, а также о невозвратившихся из путешествия туристах;

- после завершения туристического маршрута передавать в КГКУ «ЦОД» сведения о его окончании, не позднее установленного контрольного срока, указанного в зарегистрированном сообщении о путешествии;

- проводить мероприятия, направленные на осуществление страхования туристов.

При организации туров в период летнего сезона на территории Камчатского края необходимости в прививании (вакцинации) от клещевого энцефалита нет!

Меры безопасности при организации зимних походов

Безопасность группы на сложных зимних маршрутах зависит от многих факторов как при подготовке, так и при непосредственном проведении похода. Коротко их можно разбить по группам:

1. Внимательное комплектование группы и хорошая физическая и техническая подготовка участников похода. Организация проверочного похода с ночлегом в полевых условиях.

2. Умелая разработка маршрута, сложность которого должна соответствовать опыту и силам группы. Тщательное изучение района похода и линии маршрута.

3. Хорошее и продуманное снаряжение группы. Предварительное испытание его в проверочном походе.

4. Достаточное количество продуктов и топлива как на дни передвижения, так и на резерв в случае непогоды, заболевания участника, осложнения маршрута, потери ориентировки и т. д. Правильный и экономный расход продуктов и топлива.

5. Строгое выполнение намеченного графика движения.

6. Высокая сознательная дисциплина в группе, коллективизм и взаимовыручка.

7. Соблюдение мер безопасности при переходе через морские заливы, плохо замерзшие речки, горные перевалы и лавиноопасные участки. Личный и взаимный контроль во время низких температур и плохой погоды. Использование чехлов на ботинки и масок на лицо. Умение своевременно организовать первую помощь пострадавшему.

8. Умение быстро и прочно организовать бивак при любой погоде.

9. Соблюдение намеченных контрольных сроков. Поддержание связи с поисково-спасательным отрядом Главного управления МЧС России по Камчатскому краю любыми способами и средствами связи.

Меры безопасности при сходе снежной лавины

Лавина – это масса снега, падающая или соскальзывающая с крутых склонов гор. Сходы лавин происходят в основном в горных районах, где скапливается огромное количество снега, которое при малейшем сотрясении воздуха грозит вот-вот обвалиться. Сотрясение воздуха вызвать очень легко. Достаточно что-то громко произнести или крикнуть. Образовавшееся эхо, которое представляет собой акустическую электромагнитную волну, распространяется на огромные территории и отталкивается от встречающихся на пути препятствий. Эта волна и вызывает небольшое сотрясение снежных лавин, которого бывает вполне достаточно, чтобы снег начал сходить с них.

Снежные лавины чаще всего начинают сходить, когда воздух становится очень холодный, а значит, образовавшиеся волны приобретают еще большую силу. Нередко снег сходит по другой причине, полностью противоположной этой. Частые смены температур не позволяют ему, как следует утрамбовываться, и поэтому при очередной оттепели происходят их обвалы.

Если вдруг вы оказываетесь на пути снежной лавины, то бегство тут вряд ли поможет, так как скорость спускающегося с горы снега превышает порой скорость автомобиля. К тому же лавина обычно сопровождается воздушной предлавинной волной, которая производит перед собой наибольшие разрушения и считается наиболее опасной, чем сам снеговой обвал.

Если лавина не слишком большая, то можно попытаться отойти в сторону от траектории ее спуска. Если же сделать этого не удается, следует найти какое-либо укрытие, где можно было бы переждать снежный обвал. Для этой цели самым подходящим местом является крутой выступ скалы, под который необходимо встать. Если выступ очень резкий и крутой, есть вероятность, что лавина просто пролетит над головой и не заденет вас.

Если же выступ пологий, то снег, скорее всего, немного завалит вас. К этому необходимо быть готовыми и ни в коем случае не паниковать. Если снег начинает сыпаться на вас сверху, следует прикрыть лицо и немного пошевелиться, чтобы вокруг образовалась небольшая снежная пещерка, которая не только защитит от лавины, но и на некоторое время обеспечит вас воздухом.

После того как сход прекратится, необходимо как можно быстрее выбраться из этого укрытия, так как запасы воздуха быстро истощаются, а выбраться может оказаться не так просто, ведь количество снега, упавшего сверху, вам неизвестно.

Если такого укрытия обнаружить не удалось, следует найти самое толстое и широкое дерево, которое не сможет свалить лавина, и встать за ним, тесно прижавшись и ухватившись за ствол. Ни в коем случае не стоит вставать за тонкие и молодые деревья, так как сила лавины способна не только согнуть их едва ли не до земли, но и полностью вырвать из нее и снести вниз.

Так как сила снеговой лавины очень большая и удержаться за дерево не так-то просто, необходимо привязать себя к нему поясом или ремнем. Узел этого пояса должен непременно находиться рядом с вами, а не по другую сторону дерева, так как в случае завала отыскать его будет просто не возможно, а значит, выбраться из-под снега не окажется никакой возможности.

Сделать это необходимо как можно быстрее, так как перед тем как лавина достигнет вас, придется выдержать предлавинную волну, которая ничем не уступает самой лавине, а порой в несколько раз ее превосходит по своей силе.

В том случае, если поблизости не оказалось ни единого выступа и тем более дерева, единственный случай спастись – это вкопаться как можно глубже в снег, на самом углубленном месте. Это позволит не быть снесенным снеговой лавиной и ее волной и избежать ранений, которые могут нанести летящие обломки деревьев и куски скал. Находясь под снегом, следует образовать вокруг себя небольшую воздушную пещерку, которая позволит некоторое время не нуждаться в доступе кислорода. После того как гул стихнет, следует как можно быстрее выбраться из-под снега.

Снежная лавина обладает достаточно большой скоростью, поэтому действовать необходимо очень быстро, не мешкая. Всевозможные обдумывания не только ничем не помогут, но и лишат дорогого для вас времени. Чем быстрее решение будет принято, тем больше вероятности, что снежную лавину вы переживете с наименьшими потерями.

Меры безопасности на лыжных маршрутах

О чем, прежде всего, следует думать зимой, как о главном источнике опасности? Конечно, о морозе и холоде. И поэтому, чтобы избежать обморожения кожи и конечностей, заранее продумайте свой внешний вид и экипировку. Выбирайте одежду, согласно погодным условиям, температуре и длительности маршрута. Одежда должна быть из легких дышащих материалов, которые впускают воздух, нагревают его до температуры тела и не выпускают обратно, тем самым не давая телу замерзнуть. Снег отражает около 90% падающего света, не забывайте о защите глаз солнечными очками, чтобы не ослепнуть. Помните, что даже зимой ваше лицо может обгореть, поэтому советуем использовать защитный лосьон с SPF согласно индивидуальным особенностям вашей кожи.

В лыжных походах всегда следует помнить о дистанции, чтобы избежать наезда на впередиидущего товарища, и, как следствие, поломки лыж. Кроме того, дистанция нужна и для того, чтобы при размахе лыжной палки не задеть и не повредить следом идущего участника. Дистанция определяется видом лыжного хода (классика, конек), прямолинейностью маршрута и обычно составляет от трех до пяти метров.

Если по ходу маршрута вам приходится перемещаться по водоему, то обязательно следует в самом начале проверить толщину льда у берега. Это делает не участник похода, а инструктор или руководитель группы. Только после одобрительного жеста следует продолжать маршрут, при этом значительно ослабив лыжные крепления и темляки (лямки) палок. Двигаться по водоему следует осторожно, только классическим ходом, соблюдая, дистанцию в пять метров.

Дистанция лыжного маршрута может быть довольно протяженной, поэтому нередко участники решают заночевать прямо в лесу. Принцип и требования к разбивке лагеря и установке палатки те же, что и летом. Добавляется лишь использование примусовой горелки и безопасность ее использования. Прежде всего, обратим ваше внимание на то, что горелку нужно держать поближе к выходу из палатки, чтобы она не соприкасалась с легковоспламеняющимися материалами и вашими личными вещами. Иначе пожара не избежать. Любое горение поглощает кислород, поэтому, чтобы не угореть ночью, оставляйте приоткрытым вход в палатку и будьте осторожны при выходе.

Еще одной проблемой на лыжном маршруте является наличие воды. Естественно, абсолютно бесполезно возить с собой воду в бутылках, которая моментально замерзает и требует очень долгих и зачастую тщетных усилий, чтобы ее разморозить. Конечно, всю жидкость следует перевозить исключительно в термосах. Но бывали и случаи, когда прямо посередине маршрута, вся вода заканчивается и организм, усталый и измученный, начинает отчаянно требовать жидкости. Ни в коем случае не ешьте снег. Последствия могут быть самыми печальными (расстройство желудка, диарея, кишечное отравление). Опытные лыжники советуют остановиться, разжечь костер, растопить снег, вскипятить воду, добавив в нее пару таблеток "Активированного угля" и только после этого использовать в пищу.

Напоследок, если вы решили заночевать в лесу, и неожиданно начался сильный снегопад, не поленитесь поставить себе будильник, чтобы каждый час просыпаться и сметать снег с крыши, избежав тем самым засыпания и заваливания палатки.

Правила безопасности при езде на снегоходе

Безусловно, снегоход приносит море радости и адреналина, но надо помнить и правилах безопасности:

1. Общие правила.

Проверьте весь свой комплект экипировки для экстремальной езды: шлем, штаны, перчатки, куртку, шарф, ботинки и очки. Всегда катайтесь в шлеме. Это очень полезная штука. Если Вы противник этого девайса и аргументируете это тем, что снег мягкий и разбиться о него невозможно, то умелые спасатели привлекут Вас к ношению шлема еще по двум причинам. Во-первых, это прекрасная защита от ветра. Наверняка, у всех были случаи, когда было невыносимо холодно, а шапка не помогала. Еще бы, лицо она не защищает... Во-вторых, шлем - прекрасный веткоотбойник. Ведь когда Вы пробиваетесь через густой лес, часто ветки лезут в глаза и приходится ложится на руль, закрывая глаза. При этом не видно куда едешь.

С собой у Вас должно быть все необходимое в поездке. Одевайте теплую непродуваемую и непромокаемую одежду, чтобы впечатление от поездки не испортилось от насквозь сырых штанов и ботинок. Также стоит обзавестись наколенниками, налокотниками и защитным щитком для груди.

Катайтесь по возможности с друзьями. Друзья всегда выручат в трудную минуту. Если нет друзей на снегоходах, возьмите хотя бы пассажира.

Не садитесь за руль снегохода пьяными. Принятие же небольшой дозы алкоголя "для согреву" не возбраняется. Голова всегда должна быть при Вас и в активном трезвом состоянии.

2. Обязательно возьмите с собой маячок безопасности, лопату, лавинный зонд, радиопередатчик, компас, спички, фонарик и комплект для оказания первой помощи, особенно, если вы собираетесь ехать в удаленную от цивилизации местность. Обязательно зарегистрируйте свой тур в поисково-спасательном отряде Главного управления МЧС России по Камчатскому краю.

3. Желательно оставайтесь на помеченных трассах, или неподалеку от них. Внимательно изучайте дорогу, по которой едете, предвидьте возможные препятствия, скрытые под снегом.

4. Низковисящие Провода. Бойтесь их, могут снести голову в прямом смысле слова... Если Вы едете, например, по полю и видите опоры ЛЭП, немедленно снизьте скорость. Между двумя столбами очень часто встречаются обвисшие провода. Причем на первый взгляд может показаться, что проводов нет. Частенько это обманчивое впечатление. Пример из жизни. Ехал снегоходчик беспечно по полю, вдали были темные деревья. Подъезжал к опорам ЛЭП... Скорость была около 60 км/ч. За несколько метров до воображаемой линии между столбами засек провода. Еле-еле успел опрокинуться назад... Не заметил проводов потому, что они висели на фоне коричневой массы деревьев и сливались с ними по цвету. Как оказалось после, в том месте, где ехал снегоходчик, провода свисали как раз на уровне шеи. Неоднократно отдыхающие сталкиваются со схожими случаями. Еще пример. Ехал в темноте по полю, увидел старенькие покосившиеся столбы и снизил скорость. И, как оказалось, не зря. Провода были практически в снегу... Будьте очень внимательны с этим.

5. Езда по льду рекомендуется только во второй половине зимы, когда лед уже крепкий. Тут тоже есть основное правило. Не ехать след в след. Многие с этим не соглашаются, аргументируя это тем, что если товарищ впереди проехал, значит, лед крепкий. Так вот, если под этим самым товарищем лед начнет трескаться, у него будет шанс укатить незатронутым, а вот едущий сзади, скорее всего, окунется.

Лучше, конечно воздержится от путешествий по поверхности замерзших водоемов, даже если лед выглядит достаточно крепким. Если вы провалитесь под воду, активно работайте ногами, чтобы выбраться на поверхность, после чего откатитесь в сторону от дыры и не вставайте на ноги, пока не окажетесь на достаточном расстоянии от дыры.

6. Движение по холмистой местности. При заезде в гору "играйте" своим весом так, чтобы снегоход не смог опрокинуться назад, и гусеница не сильно капала. То есть, в зависимости от ситуации, переносите вес ближе к "носу" снегохода, либо смещайтесь назад. Если снегоходу не хватает сил взобраться на гору, надо "закопать" гусеницу для предотвращения откатывания снегохода назад. Если же у Вас достаточно мастерства и опыта, съезжайте задним ходом или, не снижая скорости, развернитесь на холме. При езде вдоль склона смещайте Ваш корпус ближе к вершине холма. Если снегоход начинает сползать вниз или переворачиваться, направьте его вниз по склону, если это по каким-либо причинам невозможно, "катапультируйтесь". Но обязательно в сторону вершины холма, чтобы катящийся кубарем вниз снегоход не прокатился по Вам. И еще: сейчас достаточно много снегоходов развелось, так что возможна такая ситуация: холм, с двух противоположных сторон едут на большой скорости снегоходы, хотят "взлететь". Но на вершине они "встречаются" и все мечты о полете улетучиваются. Очень внимательно относитесь к передвижению по холмистой местности. Совет спасателей: обычно все снегоходчики в округе знают друг друга, так что можно договориться о порядке прохождения каких-то особо опасных участков.

7. Перемещение по обочинам дорог. Иногда приходится ехать по обочине асфальтированной дороги. Будьте очень внимательны. Тут следует придерживаться одного из основных правил мотоциклистов: относитесь к остальным участникам движения так, как будто они хотят Вас убить. Серьезно, есть такое правило. Что еще. Многие любят "втопить" по обочине. Осторожно. Нередко можно наткнуться на оставленный снегоуборщиком ком снега. Налетев на такой вот, ком снегоход может запросто перевернуться, отправив наездника в полет в сторону асфальта. Еще надо снижать скорость на поворотах дороги. На поворотах толщина снежного покрова обочины маленькая, часто доходит до самого асфальта. А на асфальте, как известно, снегоход неуправляем. Есть риск очутиться на середине проезжей части. Переезжать же дороги надо строго под прямым углом, убедившись в отсутствии машин. При переезде вес переносить ближе к задней части снегохода для разгрузки лыж.

8. Не охотьтесь с едущего снегохода. Некоторые, читающие эти строки, увлекаются охотой. Призываем Вас, охотников, не стрелять с едущего снегохода. Одна маленькая кочка - и можно подстрелить не зверя, а кого-то из своих знакомых. Тем более, невозможно стрелять, когда на голове шлем, так что многие оставляют шлем дома, даже если он у них есть. В общем, пускай живут зверушки.

9. Езда по ночам. Главное - не гоните, даже если места Вам знакомы. Видимость гораздо хуже, чем днем. Да и внимание после бурно проведенного дня притупленное. Будьте осторожнее.

10. Опасности, притаившиеся под снегом. Камчатка - удивительный край. Вот даже и потому, что забывчивое деревенское население частенько оставляют следы своего пребывания на полях. Это может быть, как и борона (рядки от плуга трактора), так и ненужный трактор. Если второе можно заметить, то вот от бороны - беда. Также следует обращать внимание на природные подставы. Например, в белом-белом поле совершенно не видно ям и канав. Все сливается в единую пелену. Не гоните, не зная местности.

11. Всегда учитывайте уровень своих способностей. Не разгоняйтесь слишком быстро и не выполняйте трюки, в которых вы не уверены.

12. Прислушивайтесь к своим ощущениям. Старайтесь не переутомляться до такой степени, что у вас не останется сил на дорогу домой.

В случае возникновения нештатных ситуаций, звоните по телефонам:

- Оперативный дежурный ЦУКС ГУ МЧС России по Камчатскому краю – 8(4152) 200-112.

- «112» - единый номер вызова экстренных оперативных служб для набора со всех операторов мобильной связи и стационарных телефонов.



Ссылка на текст новости: http://mchsrf.ru/news/290658-rekomenduemyie-meryi-bezopasnosti-pri.html

Ссылка на первоисточник: http://41.mchs.gov.ru/pressroom/news/item/3282281/