Новости

МЧС России

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Южный федеральный округ Краснодарский край

21 апреля 2021 года Мaскировка городов в годы Великой Отечественной войны

Одной из важных задач, поставленных перед штабами МПВО городов и районов в годы Великой Отечественной войны, стала маскировка стратегически важных объектов. Маскировкой в годы войны занимались преимущественно профессиональные художники.

Так, маскировкой Москвы занималась группа художников и строителей под руководством художника-архитектора Бориса Иофана. Маскировка столицы очень затрудняла для фашистов нахождение тех или иных объектов. На крышах действующих предприятий – фабрик и заводов – были возведены фанерные города – обманки. С большой высоты они, действительно, напоминали жилые районы. Вражеские летчики тратили драгоценные минуты, пытаясь понять настоящий объект или нет. И часто во время таких замешательств они встречали огонь советских зениток.

Большинство бомб пилоты сбрасывали практически наугад, а не по конкретным целям, либо по муляжам. Более того, некоторые муляжи горожане во время налетов специально подсвечивали, чтобы самолеты направлялись именно к ним. Все это очень помогало советским истребителям и зениткам.

Ярким примером успешной маскировки кораблей являются проекты художника-архитектора Бориса Смирнова. При его участии были замаскированы линкор «Октябрьская революция», крейсер «Максим Горький», лидер эскадренных миноносцев «Минск», эсминцы «Грозящий» и «Опытный», канонерская лодка «Красное Знамя», многочисленные катера, тральщики, подводные лодки.

Специалисты знали, что немецкие самолёты-разведчики распознают маскировочную сеть по наличию в ней ненастоящих или увядших растений. Учёные-ботаники разработали технологию консервирования срезанных ветвей и даже срубленных деревьев, позволявшую растениям долго сохранять естественный цвет.

Для маскировки требовалась недешифруемая краска. Её производство наладили на ленинградском химическом заводе. Разработка колеров камуфляжных красок осуществлялась под руководством Смирнова.

Сохранились имена кубанских художников, организовывавших маскировку городов. Так, в Новороссийске работы по маскировке важных объектов были поручены художнику Григорию Копецкому. С первого же дня войны Копецкий становится бойцом ПВО. В те дни городским комитетом партии поручено произвести работы особой важности. Надо было сделать так, чтобы такие объекты, как элеватор, Новорэс, «Красный двигатель» стали невидимыми для авиации противника. Согласно проекту маскировки города, на новороссийский элеватор была «наложена» улица с жилыми домами. «Скрытый» элеватор не был виден уже с третьего этажа. Следующим объектом работ для команды Копецкого стала Новороссийская районная электростанция. С Новорэсом дело пошло быстрее, сказался уже приобретенный опыт. А вот «Красный двигатель» маскировать не пришлось. Завод эвакуировали в Самарканд1.

19 августа 1942 года Григорий Копецкий стал бойцом партизанского отряда «За Родину!». Этот партизанский отряд состоял из рабочих и служащих вагоноремонтного завода, работников горкома партии и горисполкома.

Период оккупации города художник принимал участие в партизанском движении. Этот период получил отражение в его портретах и лирических жанровых картинах: «Партизаны», «Партизанки за шитьем», «Печь для выпечки хлеба», «Сапожная мастерская куста партизанских отрядов», «Приготовление пищи», «Партизанская прачечная».

В сентябре 1943 года в освобожденный от немецких оккупантов Новороссийск вступили наши войска. Вместе с партизанским отрядом входил в родной город и художник Григорий Копецкий.

До победы было еще далеко, нужна была наглядная агитация, зовущая в бой на разгром фашистских захватчиков. Поэтому Копецкого назначают художником-агитатором при горкоме партии. Он пишет лозунги и создает плакаты. Трудно было начинать, когда не имелось никаких материалов. Рисовать приходилось на старых фанерных листах, на заборах, на фасадах зданий.

После окончания войны Григорий Копецкий станет ярким представителем социалистического реализма. Его работы отличал добротный рисунок, выверенная композиция и, особенно, живописные качества. Его прирожденный живописный дар во многом способствовал профессиональному росту его более молодых товарищей.

Фото из архивов Краснодарской краевой пожарно-технической выставки

Новость на сайте МЧС Краснодарского края

Версия для печати Новость была получена автоматически с источника в 2021:04:21 10:23 (МСК)

Регионы России: ЮФО, Краснодарский край

Другие тэги

Все новости по тэгу ""

Календарь новостей

Интернет-приемная
Краснодарский край

Последние новости

Все новости