Новости

МЧС России

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Центральный федеральный округ Ярославская область

10 апреля 2020 года 75 лет Победы: женщины-пожарные в годы войны

Великая Отечественная война стала настоящим испытанием для русского народа. Равнодушных не было. Женская часть нашего народа вместе с мужчинами, детьми и стариками вынесла на своих плечах все тяготы Великой войны.

Женщины были на линии фронта: медиками, связистками, в частях ПВО, разведчицами, шоферами, топографами, репортерами, служили в пехоте. Они взяли на себя множество «чисто мужских» специальностей в тылу, так как мужчины ушли на войну, и кто-то должен был встать за станок, сесть за руль трактора, стать обходчиком железных дорог, принимать участие в тушении пожаров и т. д.

В преддверии празднования 75-летия Победы мы рассказываем вам о работе частей пожарной охраны УНКВД Ярославской области в дни Великой Отечественной войны Советского Союза с немецко-фашистскими захватчиками, о подвигах наших земляков, о тех, кто с оружием в руках защищал свободу и независимость нашей Родины, а в мирное время стал огнеборцем.

Сегодня мы расскажем вам о Ковригиной Вере Ивановне, которая в годы Великой Отечественной войны поступила на службу в пожарную охрану Ярославля и наравне с мужчинами принимала участие в тушении пожаров.

Вера Ивановна Ковригина родилась 22 июня 1925 года в дер. Конопляново Гаврилов-Ямского района. В 1937 году их семья переехала жить в Ярославль.

В тот день, когда Вере Ивановне исполнилось 16 лет, началась война. В этот же день должна была состояться и свадьба у её старшего брата, да и сама она должна была устроиться работать в ресторан на Московском вокзале. Устроилась 15 июля 1941 официантом. Оттуда в 1941 году на 5 месяцев её отправили в Карелию на трудовой фронт. 357 км до Вытегры они шли пешком колоннами с лопатами, одеялами. Был октябрь, но на ней были брезентовые туфли. По пути останавливались в бараке, где до них жили осужденные, пробыли там неделю, кормили одной ржавой соленой селедкой. Через неделю стали рыть окопы, но подверглись сильному обстрелу, поэтому поступила команда — пешком возвращаться домой. Шли 25 км до Свири. Парни где-то достали мешок муки, пробовали накопать картошки, но на них налетели местные жители с камнями. Так шли они пешком до г. Вытегры, до реки с одноименным названием. Там стояла баржа, на неё всех и посадили - кого вверху на палубе, кого в трюмы внизу. Вера так ослабла, что просила подруг, чтобы, если она умрет, её не бросали в воду, а отвезли домой к маме. Потом пересадили их на баржу, которая плыла по реке Шексна, затем на пароход «Шевченко», сидели скученно все в трюме. Этот пароход и доставил их в Ярославль. Приехав, она пошла в буфет на Московском вокзале, где работала. Вера отсутствовала 2 месяца, думали, что её уже нет в живых. Работники буфета её накормили, дали домой манной каши. Пешком шла до своего дома на ул. Щорса.

Через 10 дней девушку направили в Ростовский район копать окопы. За 3 месяца, пока она работала, все ее валенки развалились. Села в машину и поехала домой, чтобы отец их отремонтировал. Когда вернулась в Ростов, её вызвали и сообщили, что за это будут судить военным трибуналом.

В 1942 году она вернулась домой. Как-то идя по Ярославлю, девушка встретила свою знакомую по трудовому фронту Полину, та предложила ей пойти работать в пожарную охрану. Они пошли к соседу Полины Николаю Сорокину, от него узнали, что за работу обещали 800 г хлеба на карточку и обмундирование. Отец одобрил её выбор. Когда она пришла устраиваться, начальником управления был Солнцев Василий Спиридонович, который не хотел её принимать. Послал в отдел кадров, там с 17 июля 1942 г. её приняли на службу в 5-ю пожарную часть, которая находилась на Московском проспекте. Начальником того караула, в котором она начала служить, был поляк Артёмовский. Её поставили сначала вязать веревки морским узлом, затем на пожарах шестым номером, связной, бегать для связи. Через неделю — первым номером со стволом. В феврале умер отец девушки, в июле — мать, она осталась одна с братом Алексеем и сестрой Надеждой. Не успевала, так как сотрудников пожарных частей перевели на казарменное положение. Чтобы сестра с братом не замерзли, она набивала печь опилками, и этого хватало на 2 дня. Старший брат Иосиф погиб под Сталинградом в 1941 г., в самом начале войны, он там проходил службу. Извещение о его смерти пришло жене, которая жила в Ярославле. А другой брат Николай в то время, когда началась война, также служил и попал на фронт, даже не побывав дома. Он остался жив, после войны вернулся с другом, ставшим будущим мужем Веры Ивановны.

Во время бомбежек в 1943 году сутками тушили пожары, помнит, что на одном из них в сажевом цехе Ярославского шинного завода провалилась и чуть сама не сгорела. Помнит, что, когда бомбили медсанчасть Шинного завода, погибло много девчонок-работников этой медсанчасти, она выжила чудом. В качестве пайка на сутки давали кусочек хлеба и стакан кефира. Когда тушили пожары на Шинном заводе, Ковригина В. И. работала командиром отделения 5-й пожарной части. Это произошло потому, что работать было некому, присылали условно-осужденных женщин или мужчин, не пригодных к службе. Бомбили постоянно. Когда загорелся Константиновский завод и их вызвали на пожар, ехали целую ночь, машины были открытыми, держались за поручни, когда замерзали, слезали с машин и бежали следом, чтобы согреться. Когда приехали, уже все горело, хотели тушить пенообразователем, но он намок, и работать с ним было невозможно, так как он весь слежался. Слежавшиеся куски пенообразователя они пытались размельчить руками, это делать было тяжело, но необходимо.

Когда в 1944 году тушили пожар на заводе «Победа рабочих», там взорвалась установка. Стала падать стена, помощник командира отделения 1-й пожарной части Кирилловский Александр Корнилиевич не успел отойти и погиб, а помощнику начальник караула 3-й пожарной части ст. лейтенанту внутренней службы Борисову Михаилу Николаевичу стена упала на ноги, спустя 12 часов он умер.

Телефонистом на пункт связи части Вера Ковригина перешла работать в конце войны. Как-то, находясь на службе, увидела женщину, которая шла со стороны Московского вокзала и громко пела песни. Вера Ивановна её спросила: «Что ты так кричишь?» Она сказала, что кончилась война. Тогда Ковригина включила тревогу, когда пожарные прибежали, она сообщила им об этом, и все стали кричать, обниматься.

В 1946 году с войны вернулся брат Веры Николай со своим другом Николаем, за которого Вера Ивановна вышла замуж. В апреле 1947 года у них родился сын Валерий, и выезжать на тушение пожаров она уже не могла.

В середине 50-х годов Чуприна Даниил Григорьевич взял её на центральный пункт связи, сама она этого не хотела, поэтому через некоторое время вернулась в 3-ю пожарную часть. Через некоторое время её вызвали к начальнику и заставили написать согласие на должность младшего инспектора. Хотели на 6 месяцев послать на учебу в Ивановское училище, но из-за детей Вера Ивановна не поехала, поэтому на офицерскую должность её не поставили, она продолжала работать младшим инспектором в звании ст. сержанта внутренней службы до я февраля 1974 г.

С 6 февраля по 1 сентября 1974 года работала инструктором по оргмассовой работе в Ярославском областном Совете ВДПО, однако уволилась по семейным обстоятельствам. С 6 марта 1975 по 31 марта 1984 работала старшим инструктором профилактики на оптовой базе «Росбакалея».

Вера Ивановна Ковригина награждена медалями: «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «Ветеран труда», «За доблестный труд».

Вера Ивановна ушла из жизни 17 июля 2015 года в возрасте 90 лет. Память о ней как о человеке, преданном своей профессии, образце стойкости и настоящего «мужества» будет жить в памяти благодарных потомков.

Новость на сайте МЧС Ярославской области

Версия для печати Новость была получена автоматически с источника в 2020:04:10 13:49 (МСК)

Регионы России: ЦФО, Ярославская область

Другие тэги

Все новости по тэгу ""

Календарь новостей

Интернет-приемная
Ярославская область

Последние новости

Все новости