Новости

МЧС России

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Дальневосточный федеральный округ Еврейская АО

26 апреля 2019 года Лев Котликов. Воспоминания о Чернобыльской катастрофе

В канун 33 годовщины аварии на Чернобыльской атомной электростанции, мы публикуем рассказ человека, который в том же, 1986 году, побывал в зоне отчуждения в качестве ликвидатора последствий аварии.

Лев Вульфович Котликов около сорока лет своей жизни посвятил службе гражданской обороне России и ни дня о выбранном решении не пожалел. Но были в его судьбе те решения, которые, признается по прошествию лет, лучше бы он не принимал. Одно из таких судьбоносных – согласиться на командирование в г. Чернобыль в 1986 году. Но обо всем по порядку.

- После окончания школы я попал в ряды Советской Армии, - рассказывает Лев Котликов молодым коллегам из Главного управления МЧС России по Еврейской автономной области. – Служба была интересной и насыщенной, ведь проходила она на космодроме Байконур. Я видел подготовку космических аппаратов и их запуски, познакомился с интересными людьми различных профессий. Именно тогда я понял, что хотел бы связать свою жизнь с химией. В Костромское высшее военное командное училище химической защиты поступить удалось с первого раза. Четыре года в казарме пролетели как один день. Получил диплом, познакомился с будущей женой и поехал по распределению на службу в Западную Украину.

Труд молодого профессионала в области химии, дозиметрии был отмечен на уровне Советского Союза. В 1985 году его знания и умения потребовались на Дальнем Востоке.

- Мы с женой переехали, обосновались. Служба шла хорошо, отношения в коллективе складывались. В апреле 1986 года каждого жителя нашей Родины поразила страшная новость – авария на Чернобыльской атомной электростанции. Невидимая радиация стала реальным врагом, как с ней бороться предстояло выяснить практическим путем. Вскоре мне предложили командировку к месту аварии. Отказываться было не принято.

У Льва Вульфовича несколько лет назад диагностировали онкологию. Ветеран несколько раз в год проходит необходимое лечение, его воля к жизни способствуют тому, что болезнь не прогрессирует.

- Знаете, а ведь многие из тех, с кем я работал в то время в Чернобыле уже не ходят по земле нашей. Мне еще повезло. Помню, когда приехал в ту командировку, первое что меня поразило – это ароматные вишни, переспелые абрикосы, грибные леса и тишина. Авария произошла весной, а это такое время, когда природа наиболее уязвима, поэтому в окрестностях не осталось ни животных, ни птиц. Природа, чернозем, все создано для жизни человека. Но жизни там как раз и не было, все уничтожала радиация. Меня назначили старшим офицером в отдел радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля Штаба оперативной группы гражданской обороны СССР. Нам с коллегами предстояло проводить мониторинг радиационной обстановки в Припяти и за ее пределами, ежедневно готовить донесения, наносить данные на карты, осуществлять дозиметрический контроль техники, которая выезжала из зоны заражения. Несколько раз я работал непосредственно у энергоблока в «зоне особой важности», брал замеры уровней радиации. Все понимали опасность внутреннего и внешнего облучений. Максимальная допустимая доза для ликвидатора считалась 25 бэр (БЭР - биологический эквивалент рентгена), именно при этой дозе облучения возникает лучевая болезнь. В комплект одежды входил общевойсковой защитный комплект, бахилы, противогаз. Белье ежедневно нам выдавалось новое. Жутко было. Город пустой, заброшенный. В окнах ни души. Болтается на ветру, развешанное на веревках белье. Игрушки на качелях так и остались качаться, забытые при срочной эвакуации. Многих мучили противоречивые чувства: остаться до конца срока или немедленно покинуть зону отчуждения, но среди моих знакомых дезертирующих не было. Напротив, был некий общий дух у ликвидаторов – собранность, серьезность и исключительная ответственность за начатое дело. Каждый из нас говорил себе: «Если не я, то кто?».

Лев Котликов после двух месяцев службы в Чернобыле убыл к семье на Дальний Восток. Именно столько длилась стандартная командировка на ЧАЭС. Дружеские отношения по переписке поддерживал долгие годы с теми, кто входил в его группу в Чернобыле.

- Я горд тем, что был там, тем, что приложил свои усилия для ликвидации той чрезвычайной ситуации. Бесконечно восхищаюсь мужеством и самоотверженностью тех, кто тушил пламя пожара сразу после катастрофы, а ведь реактор горел 10 дней, тех, кто работал там в первые месяцы. Поверьте, если бы не они, масштабы аварии на ЧАЭС могли бы быть гораздо большими. Ценой своего здоровья, а иногда и жизни, ликвидаторы сделали все возможное, чтобы локализовать катастрофу и максимально устранить ее последствия – погасить пожар, снизить радиоактивные выбросы, захоронить разрушенный реактор.

В Биробиджане Лев Вульфович занял должность заместителя начальника курсов по гражданской обороне в Учебно-методическом центре. Плановая работа, связанная с обучением населения, частыми командировками в районы региона на несколько лет позволила отвлечься от увиденного в Припяти. На заслуженный отдых Лев Котликов ушел с должности оперативного дежурного Единой дежурно-диспетчерской службы Еврейской автономной области. За время службы был награжден множеством медалей и знаков отличия, в том числе медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

В этом году 14 августа Лев Вульфович Котликов отпразднует свой юбилей – 70 лет. Сотрудники Главного управления МЧС России по региону желают ему только одного – крепкого здоровья и долгих лет жизни.

Ольга Минчакова

Пресс-служба Главного управления

МЧС России по Еврейской автономной области

Новость на сайте МЧС Еврейской АО

Версия для печати Новость была получена автоматически с источника в 2019:04:26 09:07 (МСК)

Регионы России: ДФО, Еврейская АО

Другие тэги

Все новости по тэгу ""

Календарь новостей

Интернет-приемная
Еврейская АО

Последние новости

Все новости