Новости

МЧС России

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Северо-Западный федеральный округ Республика Карелия

19 ноября 2017 года Необычный обычный пожарный

В книге Владимира Санина «Большой пожар» есть такие слова о работе пожарных: «...Знаешь, почему нас не очень жалуют, почему о нас редко вспоминают поэты и не пишут книг прозаики? Я много думал об этом и пришел к выводу: потому что наша работа не приносит людям радости, она в лучшем случае уменьшает горе. Она не эстетична, наша работа, мы ничего не созидаем, не ставим рекордов, хотя рискуем жизнью, бывает, по нескольку раз на день». Может быть, именно для того, чтобы вне чрезвычайных ситуаций приносить людям радость, некоторые пожарные стараются наполнять дополнительным содержанием свою работу? Таким, которое напрямую не связано с их прямыми профессиональными обязанностями, например, педагогическим содержанием? Может ли пожарный быть педагогом? Может, если это интересная личность с необходимым потенциалом и внутренней потребностью передавать свои знания подрастающему поколению. Прав был Максим Горький, говоря о том, что «детей должны воспитывать люди, которые по природе своей тяготеют к этому делу». Необходимость привлечения специалистов непедагогических профессий в систему образования в сельской местности объясняется тем, что населенные пункты с малым числом жителей имеют ограниченные педагогические ресурсы. Анатолий Маркович Цирульников, призывая искать «образовательную возможность», сказал: «От культурного центра далековато. Но ведь и не пустыня… Время от времени, а народ встречается». Действительно, не пустыня. Действительно, народ встречается. Интересный народ! Речь пойдет о руководителе Муезерской пожарной части Игоре Ивановиче Солдаткине, с которым у нашего Дома творчества сложилась многолетняя система сотрудничества. Он - наш единомышленник. Более десяти лет Игорь Иванович обучает детей и подростков навыкам пожарной безопасности:

- Я хочу, чтобы ребята знали об особенностях работы пожарного: строгом распорядке дня, плановых теоретических и тактических занятиях, обязательной физической и моральной подготовке, профессионально важных качествах, о возникающих трудностях и опасных ситуациях во время чрезвычайных происшествий, об огромной ответственности за жизнь людей.

Вряд ли найдется ребенок, который без интереса отнесется к реву пожарной машины и к форме спасателей. С восхищением дети смотрят на несущихся куда-то на помощь борцов с огнем. А рассмотреть специальное оборудование и снаряжение, технику и защитные костюмы особенно интересно ребятам любого возраста. Именно поэтому экскурсия в пожарную часть – событие для детей, ведь Игорь Иванович Солдаткин раскрывает секреты ежедневной службы, разрешает ребятам примерить боевую одежду, забраться в пожарную машину, все потрогать, задать вопросы. Посещение караульного помещения, дежурной диспетчерской службы, настоящего гаража - такое удивительное путешествие не оставляет равнодушным никого.

Практические занятия очень приближены к возможным реальным обстоятельствам, в которых оказываются профессиональные спасатели. Чтобы научить детей правильно действовать в чрезвычайной ситуации, Игорь Иванович вместе с коллегами проводит занятия по эвакуации из горящего здания: имитируется очаг возгорания и задымления, приезжает пожарный расчет, применяются противогазы, дети и взрослые выводятся из помещений, разворачивается пожарный рукав, осуществляется поиск и спасение пострадавшего.

Зрелищно проходят соревнования по пожарной подготовке во время военно-спортивных игр «Зарница» и «Победа», в процессе которых И.И. Солдаткин оценивает качество выполнения различных заданий: норматива по надеванию боевой одежды пожарного и противогаза, использование огнетушителя, развертывание и подсоединение рукава, поражение мишени струей воды.

Информационные беседы и конкурсные викторины Игорь Иванович проводит так, чтобы теоретическая подготовка тоже была интересна учащимся. Интерактивность проявляется в воспроизведении в игровой форме возможных опасных ситуаций с отработкой правил поведения.

Связь теории и практики, занимательность занятий и мероприятий, погружение в смоделированные ситуации влияют на профессиональную ориентацию учащихся, знакомят их с тяжелой, но увлекательной службой пожарного, повышают уровень знаний правил безопасности.

Как видим, Игорь Иванович и руководитель коллектива, и пожарный, и педагог, и наставник, и экскурсовод. Такая универсальность позволяет ему быть компетентным во многом:

- Не люблю, когда чего-то не знаю, и не люблю дилетантов.

Это мастерство не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый труд, который вполне можно назвать трудом педагога, отдающего сердце детям. С каждым ребенком Игорь Иванович находит общий язык, заботливо следит за усвоением знаний, воспитывает наблюдательность, учит самостоятельности, консультирует, корректирует действия, ищет способы включить в работу каждого.

- Я люблю детей, и они это чувствуют. О школьниках в поселке знаю все: характер, увлечения, особенности семьи, условия жизни и быта. Стараюсь к каждому из них найти нужный подход и заинтересовать.

В условиях поселка большое значение имеет общественное мнение. В этой связи можно с уверенностью утверждать, что И.И. Солдаткин имеет сложившийся за многие годы авторитет. Люди доверяют его опыту, знаниям, профессионализму, достижениям, уважают как личность – надежную, цельную и честную. Это доверие основывается на том, что Игорь Иванович ответственно подходит к собственным поступкам, уважает и поддерживает окружающих.

Вся деятельность Игоря Солдаткина является одновременно мерой профилактики опасных ситуаций, методом предупреждения несчастных случаев и социально-педагогической поддержкой общества. Дети в любом возрасте нуждаются во внимании опытного, серьезного мужчины, особенно это касается неполных и неблагополучных семей. Личным примером активности, бережным отношением к семейным ценностям, любовью к спорту и природе Игорь Иванович задает правильные ориентиры жизни. Получается, что в своей работе он затрагивает и социальную, и духовную сферы общества. В случае с И.И. Солдаткиным «пожарный» это не профессия, а образ жизни, в основе которого понимание огромной ответственности перед государством и обществом.

- Находясь в курсе происходящего, решая возникающие проблемы, я получаю удовлетворение от осознания своей нужности людям.

И.И. Солдаткин обладает набором лучших качеств личности, среди которых адекватное отношение к себе и своей роли в обществе, позитивное отношение к окружающим, требовательность и интеллигентность, добровольность и отсутствие формализма, обаяние и эрудиция, любовь к детям и к своей профессии. Эйно Кяхярь, коллега Игоря Ивановича Солдаткина, так отзывается о нем:

- Это человек слова и дела, в характере которого я бы выделил доброту, честность, справедливость, простоту и отзывчивость. В сложных ситуациях наш руководитель всегда протянет руку помощи, за что коллектив его ценит и уважает. Он профессионал с большой буквы, так как понимает: пожарный - это больше чем работа, это призвание защищать и спасать людей.

Кто-то скажет, что профилактика чрезвычайных ситуаций и пропаганда безопасного поведения входит в обязанности сотрудников пожарных частей. Это так, но существует разница между формальным выполнением обязанностей и работой, в которую человек вкладывает душу. Так как И.И. Солдаткин - особенный пожарный, он, следуя зову сердца, становится еще и педагогом. Педагогический потенциал необычного обычного пожарного Игоря Ивановича Солдаткина значителен. Способности понимать и заинтересовывать детей, доступно излагать материал, предвидеть результаты своей работы, самостоятельный и творческий склад мышления, организаторские способности, такт, наблюдательность, простота и убедительность речи позволяют наполнять дополнительным содержанием работу пожарного. Его живая педагогика, включающая живое открытое общение, интересные для всех участников дела, очень важна как для детей, так и для населения поселка в целом. К тому же обладающий истинным авторитетом хороший человек всегда положительно влияет на тех, кто его окружает.

Серебренникова Татьяна Анатольевна, педагог дополнительного образования МКУДО Муезерский Дом творчества

Бахарева Наталья Геннадьевна, методист МКУДО Муезерский Дом творчества.

Новость на сайте МЧС Республики Карелия

Версия для печати Новость была получена автоматически с источника в 2017:11:19 16:50 (МСК)

Регионы России: СЗФО, Республика Карелия

Другие тэги

Все новости по тэгу ""

Календарь новостей

Интернет-приемная
Республика Карелия

Последние новости

Все новости