Уже в первые месяцы после Октябрьской революции стало ясно, что защиту народного достояния от огня необходимо поднять на уровень государственных задач. Сложнейшая обстановка требовала эффективного проведения мер по борьбе с пожарами. Назрела необходимость создать самостоятельный орган, который занимался бы только вопросами пожарной охраны. Учитывая это, 12 июля 1920 года было принято постановление “О сосредоточении пожарного дела в НКВД” согласно ему в составе Главного управления НКВД был образован Центральный пожарный отдел с междуведомственным Пожарным Советом при нем, а на местах, в управлениях коммунального хозяйства НКВД, организованы пожарные подотделы. НКВД координировал работу всех видов пожарной охраны страны и осуществлял функции Государственного пожарного надзора.
В годы восстановления народного хозяйства большое внимание уделялось расширению функций Государственного пожарного надзора. При НКВД была создана специальная комиссия по борьбе с пожарами, которая через органы пожарной охраны проводила обследование противопожарного состояния промышленных предприятий и других объектов.
На местах при пожарных отделах были созданы аналогичные комиссии, получившие название “пожарные тройки”. Решения этих комиссий были обязательными для всех учреждений и предприятий. Комиссии рассматривали протоколы обследований, обязывая руководителей предприятий и ведомств устранять выявленные недочеты, выполнять предписания органов пожарного надзора и создавать пожарную охрану на предприятиях. Вскоре вышло Положение об обязанностях сельских пожарных инспекторов и пожарных уполномоченных на предприятиях и в учреждениях. Инспекторы и уполномоченные имели право привлекать к административной ответственности должностных лиц, уклоняющихся от выполнения противопожарных правил, а в более серьезных случаях ставить вопрос о предании виновных суду революционного трибунала.
В 1924 году на Главное управление государственного страхования было возложено ведение (при участии пожарных органов) статистического учета пожаров, происходящих на территории страны, учет убытков от пожаров и установление причин их возникновения. Статистические данные давали возможность вырабатывать и осуществлять обоснованные организационные и технические мероприятия по предупреждению пожаров и борьбе с ними.
Ускоренное развитие промышленности и строительства требовало от пожарной охраны обеспечения надлежащей пожарной безопасности, в связи с этим в тех краевых, областных, губернских и окружных центрах, где отсутствовали управления пожарной охраны, они были созданы, а 18 июля 1927 г. ВЦИК и СНК РСФСР было утверждено Положение об органах Государственного пожарного надзора в РСФСР, которое определило функции, права и обязанности работников Государственного пожарного надзора. Эта дата и считается датой основания Государственного пожарного надзора России.