Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС) напоминает об особенностях управления маломерным судном в сложных гидрометеоусловиях.
Перед входом в район ограниченной видимости судоводителю следует:
снизить скорость до безопасной, лучше - застопорить ход;
определить место наиболее точным способом;
включить ходовые огни;
открыть радиовахту на УКВ и вахту на РЛС с целью обнаружения судов, находящихся в районе;
поставить задачи наблюдателям; установить режим тишины на судне, произвести прослушивание подаваемых другими судами сигналов.
При движении в условиях ограниченной видимости необходимо:
следовать с безопасной скоростью;
вести постоянное радиолокационное и визуальное наблюдение за судами в районе, прослушивание сигналов по секторам;
быть в постоянной готовности к немедленной остановке судна и даче заднего хода.
Рекомендуемые действия судоводителей при резком усилении ветра и при плавании в шторм.
Поскольку шторм с его силой ветра и волнением всегда представляет очень серьезную угрозу для членов команды и пассажиров любого судна, первейшей обязанностью судоводителя является изыскание возможности его избежать (отложить выход до улучшения прогноза) или своевременно укрыться в ближайшей бухте, обеспечивающей безопасность стоянки (при получении штормового предупреждения в период плавания). Если по каким - либо причинам этого сделать не представилось возможным (удаленность от мест укрытия, чрезвычайная необходимость выхода и т.п.), судоводитель должен подготовить маломерное судно для плавания в штормовых условиях:
предупредить экипаж и пассажиров, провести инструктаж пассажиров по правилам поведения и правилам пользования спасательными средствами;
одеть всем индивидуальные спасательные средства;
задраить водонепроницаемые двери, люки и горловины,
привести в готовность средства борьбы за живучесть и водоотливные средства,
проверить крепление грузов и предметов, а при наличии груза на палубе - раскрепить его с возможной степенью надежности;
подготовить необходимое оборудование для подачи сигналов бедствия;
при наличии радиостанции - установить и поддерживать уверенную связь с берегом (в этом случае - организовать получение прогноза погоды и следить за ним на 2 -3 суток вперед).
Организация безопасной посадки (высадки) пассажиров, погрузки (выгрузки) грузов является обязанностью капитана маломерного судна (судоводителя).
Пассажиры не знают правил поведения на судне, правил пользования спасательными средствами и т.д., поэтому не лишним будет короткий, остроумный, но достаточно полный инструктаж по указанным вопросам. Посадка, как и высадка, пассажиров с пирса, стенки, берега должна производится, как правило, по оборудованным соответствующим образом (см. требования ГИМС) сходням, на водоеме - с подветренного борта. Порядок посадки пассажиров (погрузки грузов) должен быть обратным планируемой высадке (выгрузке). При содержании судна на базе (стоянке), посадка пассажиров (погрузка грузов) осуществляется в соответствии с правилами, утвержденными руководством базы (стоянки). Подход к берегу для высадки (выгрузки) должен осуществляться под прямым углом с разумной скоростью, обеспечивающей безопасность судна с учетом метеоусло- вий, грунта, опасностей и т.д. При наличии сильного прибоя при навальном ветре, с кормы следует отдать якорь, который будет препятствовать развороту судна, позволит держать корму постоянно против волны и облегчит, в ряде случаев, маневр отхода. На шлюпках при сильном волнении груз и пассажиров рекомендуется размещать под банками. Подход к берегу для высадки пассажиров (выгрузки) на гребном судне можно осуществлять как носом, так и кормой. При сильной прибойной волне удерживая шлюпку руками, необходимо помнить о возможности получения травм, если шлюпку бросит волной.
Государственный инспектор по маломерным судам
ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по ЯНАО»
Сергей Емельянов