Первый заместитель начальника ГУ МЧС России по Нижегородской области полковник Валерий Игоревич Данилов принял участие в сборах с руководящим составом ТП РСЧС Нижегородской области.
Совещание с руксоставом территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ТП РСЧС) Нижегородской области по подведению итогов деятельности ТП РСЧС, выполнения мероприятий гражданской обороны в 2016 году и задачах на 2017 год прошло под председательством Губернатора Нижегородской области Шанцева Валерия Павлиновича в Большом зале областной администрации.
В совещании приняли участие руководители территориальной подсистемы РСЧС Нижегородской области, главы районных администраций, председатели КЧС и ОПБ, руководители органов ГОЧС городских округов и муниципальных районов области, руководящий состав ГУ МЧС России по Нижегородской области и Управления по делам ГО, ЧС и ПБ Нижегородской области. Были подведены итоги работы за 2016 год в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, по повышению готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС, подготовке населения к действиям при ЧС, а также поставлены задачи на 2017 год.
Первый зам. начальника ГУ МЧС России по Нижегородской области полковник В.И. Данилов выступил с докладом «Об итогах деятельности территориальной подсистемы РСЧС Нижегородской области, выполнения мероприятий гражданской обороны в 2016 году и задачах на 2017 год».
Тезисы доклада:
В отчетном 2016 году основные запланированные мероприятия по развитию и совершенствованию единой государственной системы по предупреждению и ликвидации ЧС (РСЧС) выполнены. Создана и продолжает совершенствоваться законодательная, нормативно-правовая и методическая база. Проведены мероприятия по повышению готовности органов управления, сил и средств, организована подготовка населения к действиям при ЧС.
Всего за 2016 год на территории Нижегородской области произошло 6 чрезвычайных ситуаций (2015г.– 3), при этом пострадали 5 человек, (2015г. – 46 человек), из которых погибли 5 человек (2015г. – 8 человек). Материальный ущерб от ЧС составил свыше 20 млн. руб.
Июнь-август 2016 Зафиксированы 4 случая африканской чумы свиней в Дивеевском, Арзамасском, Вознесенском и Починковском районах. Своевременно организованный комплекс карантинных и противоэпидемических мероприятий позволил избежать дальнейшего распространения инфекции.
30.08.2016 ДТП в Лысковском районе, федеральная автодорога Москва – Казань, 515-й км, около д. Красновидово. Произошло столкновение легкового автомобиля Тойота и грузового автомобиля Вольво. В результате ДТП погибли 5 человек, в т.ч. 3-е детей.
30.08.2016 утечка на канализационном коллекторе в г.о.г.Н.Новгород, Ленинский район, ул. Шекспира, около д. 10 «б». Для ликвидации аварии от холодного водоснабжения был отключен Автозаводский район.
Всего в 2016 году на территории Нижегородской области на пожарах, дорожно-транспортных происшествиях, при происшествиях на водных объектах погибли 837 человек, что на 61 человека меньше, чем в 2015 году. Пожарно-спасательными формированиями на пожарах, дорожно-транспортных происшествиях, при происшествиях на водных объектах спасены 919 человек.
В 2016 году пожарно-спасательными подразделениями и аварийно-спасательными формированиями Нижегородской области произведено 2943 выездов на ликвидацию последствий ДТП (2015г. – 3969), при этом оказана помощь 765 пострадавшим, из них деблокировано 205 человек (2015г. – 233).
Территория Нижегородской области подвержена и циклическим рискам – весеннему половодью и пожарам в лесах в весенне-летний период. В целях предупреждения ЧС, связанных с весенним половодьем в 2016 году были выполнены практические превентивные мероприятия на общую сумму свыше 360-ти млн. рублей. Основные усилия были направлены на ремонт гидротехнических сооружений, очистку водопропускных коммуникаций и другие мероприятия. Благодаря проведенному комплексу мероприятий при пропуске весеннего половодья чрезвычайных ситуаций не допущено.
Для ликвидации возможной ЧС, связанной с прохождением весеннего половодья на территории Нижегородской области была спланирована группировка сил и средств РСЧС: личного состава 9223 человек и 2367 единиц различной техники, 80 ед. плавсредств.
В прошедшем году в области проведена значительная работа по обеспечению пожарной безопасности в весенне-летний пожароопасный период.
Всего с начала пожароопасного периода на территории Нижегородской области возникло 73 (2015г. – 88) природных пожара (в том числе лесных – 67, торфяных – 6). Площадь, пройденная огнем, составила свыше 123-х га. По сравнению с аналогичным периодом 2015 года количество пожаров и их площадь уменьшились.
В целом, с положительной стороны необходимо отметить работу руководителей органов местного самоуправления в части своевременной подготовки населенных пунктов к пожароопасному периоду и 100%-ой их паспортизации в установленные сроки.
Вместе с тем, в качестве проблемных муниципальных образований отмечаются городской округ г.Дзержинск и Володарский район, где до настоящего момента не завершены работы по обеспечению требуемых противопожарных разрывов от границ населенных пунктов, подверженных угрозе распространения лесных пожаров до лесных массивов и обеспечению достаточного количества источников наружного пожаротушения.
С 15 апреля по 26 сентября 2016 года в соответствии с постановлением регионального Правительства на территории области был введен особый противопожарный режим, предусматривающий полный запрет на разведение костров, сжигание твердых бытовых отходов, мусора на землях населенных пунктов и на посещение гражданами лесов при наступлении 4 – 5 классов пожароопасности.
Для осуществления контроля за реализацией вышеуказанных мероприятий в области осуществляли свою деятельность более 400 оперативных мобильных групп, в состав которых входили сотрудники Государственной противопожарной службы, полиции, представители районных, городских и сельских администраций, работники Департамента лесного хозяйства. Благодаря этим мероприятиям был внесен значительный вклад в профилактику природных пожаров, характерных для этого сезонного периода.
Главным управлением МЧС России по Нижегородской области был разработан и утвержден План предупреждения и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в период возникновения природных пожаров на территории Нижегородской области. Данным планом была предусмотрена группировка сил и средств РСЧС Нижегородской области для участия в обеспечении пожарной безопасности и тушении пожаров численностью: 21928 человек личного состава и 3523 единицы техники.
В целях организации сбора и обмена информацией на региональном уровне между Главным управлением МЧС России по Нижегородской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти Нижегородской области заключено 75 соглашений об информационном обмене. Своевременное реагирование и слаженное взаимодействие при ликвидации последствий ЧС позволило минимизировать количество пострадавших и величину материального ущерба. В лучшую сторону по организации информационного обмена среди служб функциональных и территориальной подсистем РСЧС Нижегородской области выделяются Главное управление МВД России по Нижегородской области и Нижегородский территориальный центр медицины катастроф.
В течение 2016 года Центром управления в кризисных ситуациях Главного управления с целью совершенствования навыков и правильности выбора управленческих решений ежедневно проводились тренировки с едиными дежурно-диспетчерскими службами (ЕДДС) муниципальных образований. Оценивая работу ЕДДС муниципальных образований по итогам деятельности за 2016 год в лучшую сторону отмечаются ЕДДС: г.о.г. Бор, г.о.г. Арзамас и Арзамасского района.
В настоящее время в оперативные дежурные смены ЦУКС задействуют около 40 автоматизированных информационных и управляющих систем (информационно-справочные, геоинформационные, аналитические системы, расчетные модели развития сценариев ЧС, системы поддержки принятия решений), в том числе 17 информационных систем МЧС России и 24 информационных систем функциональных и территориальной подсистем РСЧС. В соответствии с имеющимися рисками для прогнозирования развития чрезвычайных и аварийных ситуаций используется 17 видов программного обеспечения. Особое внимание уделяется работе с информационными ресурсами, использующими данные космического мониторинга.
В 2016 году Нижегородской области активно проводились мероприятия по созданию и совершенствованию различных автоматизированных информационно-управляющих систем, которые лягут в основу комплексной системы безопасности жизнедеятельности населения Нижегородской области.
Так, в рамках создания на территории Нижегородской области Системы-112, в дополнение к созданному в 2015 году сегменту региональной Системы-112 городского округа города Нижнего Новгорода, развернуты автоматизированные рабочие места оператора системы-112 во всех ЕДДС и дежурно-диспетчерских службах экстренных оперативных служб муниципальных образований Нижегородской области, за исключением ДДС-04. Проведена работа по их техническому оснащению комплексами средств автоматизации, установке на оборудовании унифицированного специального программного обеспечения системы-112 и интеграции в систему-112 Нижегородской области.
Таким образом, с учетом выполненных мероприятий, работа по созданию системы-112 Нижегородской области выходит на финишную прямую, а 2017 год должен стать заключительным годом создания Системы-112 на территории Нижегородской области.
Практика ликвидации последствий ЧС указывает на необходимость иметь заложенные в резерв материальные ресурсы, которые можно оперативно доставить к местам ликвидации ЧС. С учетом большого износа коммунально-энергетических сетей остро встает вопрос наличия резервных источников снабжения электрической энергией различных мощностей и в частности на социально-значимых объектах, а с учетом низких температур, которые мы ощутили в начале этого года необходимо иметь в резерве транспортабельные (передвижные) котельные и тепловые пушки, что позволит в кратчайшие сроки обеспечить устойчивую жизнедеятельность населения хотя бы по временным схемам.
Необходимые знания и навыки действий, как руководящего состава, так и жителей нашей области в условиях ЧС, приобретаются в ходе обучения. В 2016 году планы подготовки и повышения квалификации руководящего состава и специалистов ГО и РСЧС в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций выполнены.
С 2015 года начал кардинально меняться подход к решению задач гражданской обороны. При этом значительно снизилась нагрузка на бюджеты субъектов РФ и бюджеты ОМСУ в рамках обеспечения выполнения функций гражданской обороны. В 2017 году работа по внедрению новых подходов к ведению гражданской обороны на территории Нижегородской области должна будет завершена.
В целях качественной реализации вышеуказанных изменений МЧС России объявило 2017 год – годом гражданской обороны. Главным управлением МЧС России по Нижегородской области разработан план проведения года гражданской обороны на территории Нижегородской области.
Несколько слов о прогнозе возникновения чрезвычайных ситуаций на 2017 год. На территории Нижегородской области, в среднем, происходит 5 чрезвычайных ситуаций в год. Наиболее вероятны природные чрезвычайные ситуации, связанные с лесными пожарами, опасными метеорологическими явлениями (сильный ветер, гололедно-изморозевые отложения), опасными геологическими явлениями (оползни, карсты). В структуре техногенных чрезвычайных ситуаций преобладают чрезвычайные ситуации, связанные с транспортными авариями.
Главной задачей по подготовке органов управления, сил ГО и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2017 год необходимо считать совершенствование знаний, навыков и умений, направленных на реализацию единой государственной политики в области гражданской обороны, снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для обеспечения безопасности населения, укрепления оборонного потенциала, стабильного социально-экономического развития, а также совершенствования системы защиты населения в мирное и военное время. В раздаточных материалах вы все получили задачи на 2017 год. Всем должностным лицам необходимо их внимательно изучить и обеспечить реализацию.
Для справки: В соответствии с федеральным законодательством решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах возложено на органы исполнительной власти субъектов, органы местного самоуправления, а также на руководителей организаций и предприятий. Примеры ЧС, происшествий и пожаров, которые произошли в минувшем году, наглядно показали, что необходима четкая координация действий всех заинтересованных ведомств и служб, то есть всех звеньев областной подсистемы РСЧС. Только при этом условии можно в кратчайшие сроки ликвидировать ЧС и минимизировать ущерб.