Новости

МЧС России

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Приволжский федеральный округ Оренбургская область

20 июля 2016 года Противопожарный щит Оренбуржья

В рамках празднования Года пожарной охраны МЧС России мы продолжаем публикацию исторических материалов о становлении пожарной охраны Оренбуржья.

Общество в то время возглавлял Михаил Михайлович Вакуленко. Это был чекист-большевик, активный участник гражданской войны, боевой, энергичный работник на ниве социалистического переустройства жизни.

"На моей памяти, - вспоминал ветеран, - выезды на пожары в 20-е годы. Выезжали на лошадях. Четверка лошадей мчала линейку с пожарными, лестницами, баграми и другим инвентарем. За нею следовала тройка или пара лошадей, которые везли ручной пожарный насос. Потом на парных упряжках везли бочки с водой емкостью 200-250 литров каждая. На упряжках с бочками восседали кучер и топорник. Специальности пожарных тогда звучали так: топорник, трубник, подтрубник, - для нынешнего времени это звучит непривычно, а тогда было нормой. На весь Оренбург было три пожарных автомобиля - все иностранного производства, на грузолентах (литой резине, надетой на колёса). Скорость автомобилей была невысокой, хорошие лошади их обгоняли. Автомобили имелись поначалу в первой, а позднее и в третьей пожарных командах.

В 1929 году поступил первый советский пожарный автомобиль АМО - Ф.15 с цистерной на тысячу литров. Если оценивать экономически, то этот автомобиль заменял четыре лошадиные упряжки, которые в общей сложности тоже вывозили тысячу литров воды. Автомобиль выручал крепко - у него и скорость была повыше, и терять времени на подготовку к подаче воды требовалось меньше: можно было сразу по приезду к месту пожара браться за дело. Этот автомобиль передали в первую пожарную команду, она ведь считалась центральной. За второй машиной ветеран ездил сам, было то уже в 1931 году. Потом, когда Московский и Горьковский автомобильные заводы стали набирать мощности, пожарные автомобили поступали уже каждый год. Это были пожарные автомобили на базе автомобилей ГАЗ-АА, ЗИС-5, ЗИС-11 как автоцистерны, так и автонасосы. Для нашего города предпочтение отдавалось автоцистернам. Перевооружение было закончено примерно в 1935-1936 годах. Конный пожарный обоз в городе окончательно был заменен автомобилями.

"С ростом технической вооруженности, - рассказывал С.Н. Захарченко, - большие знания требовались от работников пожарной охраны. В Оренбурге были организованы вторые средневолжские краевые пожарно-технические курсы (первые работали в Самаре с конца двадцатых годов)".

В 1930-1931 годах пятьдесят человек из Оренбурга, Орска, Бузулука, Кваркено и других мест учились пожарному делу. Обучение проводилось по программе Ленинградского пожарно-технического техникума. По окончании курсов выпускников распределили по пожарным командам и городам. С.Н. Захарченко был назначен помощником начальника 3-й команды, а уже в 1933 году в возрасте 22 лет стал ее начальником. Сергей Николаевич с теплотой вспоминал ветеранов пожарного дела Ф.М. Дементьева, П.Ф. Кочетова и других, которые свой богатый профессиональный опыт передавали молодым работникам. Грамотность у них была невелика, но пожарным делом они владели в высокой степени. В 1937 году С.Н. Захарченко был призван на службу в Красную Армию, где прослужил до 1960 года. И в армии он занимался вопросами противопожарной защиты. За годы службы удостоен орденов Красного Знамени и Красной Звезды, многих медалей. После выхода в отставку вернулся в Оренбург и до 1972 года работал в отряде профессиональной пожарной охраны.

Развитие пожарной охраны неотделимо от преобразований всей жизни в крае. В Бузулуке, центре обширного сельскохозяйственного района, первый пожарный автомобиль появился в 1935 году, потом они стали поступать ежегодно. Так были положены основы современного пожарного хозяйства. Бузулукский пожарный гарнизон по техническому оснащению один из лучших в области.

Много сил и энергии в становление пожарной охраны города и района вложил Фрол Федорович Никулин, работавший в пожарной охране с 1923 года, участник гражданской, а затем и Отечественной войн. Он прошел путь от ствольщика до начальника пожарной команды.

В начале 1930-х годов происходят важные изменения в структуре пожарной охраны. Постановлением ВЦИК и СНК СССР от 15 декабря 1930 года упраздняется Народный комиссариат внутренних дел РСФСР. Пожарная охрана передается в систему Народного комиссариата коммунального хозяйства, что намного снижает ее значимость.

Новость на сайте МЧС Оренбургской области

Версия для печати Новость была получена автоматически с источника в 2016:07:20 06:00 (МСК)

Регионы России: ПФО, Оренбургская область

Другие тэги

Все новости по тэгу ""

Календарь новостей

Интернет-приемная
Оренбургская область

Последние новости

Все новости