Сегодня Государственный пожарный надзор отмечает очередную 89 годовщину образования. Точкой отсчета стало утверждение органами власти РСФСР в 1927 году «Положения о государственном пожарном надзоре», основными задачами которого являются снижение риска возникновения пожаров и их количества, минимизация ущерба, а также снижение гибели людей на пожарах.
Все эти годы система не стоит на месте, совершенствуются методы и подходы в организации надзорной деятельности. О результатах такой работы красноречиво говорят цифры статистики. С каждым годом снижается количество пожаров, а также погибших и пострадавших на них людей.
Одной из важных перспектив дальнейшего развития надзорных органов является создание единого надзора, обеспечивающего комплексную безопасность объектов, населения и территорий. На законодательном уровне проведено разграничение между МЧС России и органами исполнительной власти субъектов РФ по осуществлению надзора в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В рамках этого подготовлен и внесен в Правительство РФ на рассмотрение проект постановления «О государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций».
МЧС России проведена большая работа по введению нового подхода в организации контрольно-надзорной деятельности МЧС России: снятию излишних административных барьеров и оптимизации нормативно-правовых актов с целью исключения избыточных требований при сохранении необходимой защищенности объектов и граждан от чрезвычайных ситуаций и пожаров.
Так, в 2015 году совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на законодательном уровне закреплена оптимизация надзорных функций, которая позволила ввести с 2016 года «надзорные каникулы» для субъектов малого предпринимательства - запрет в течение трех лет на проведение плановых проверок в отношении малого бизнеса.
Кроме того, с 1 января 2018 года будет введен риск-ориентированный подход при осуществлении госнадзора, в рамках которого определено количество поднадзорных объектов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.
В связи с введением риск-ориентированного подхода уже в 2016 году проверки осуществляются в зависимости от категории, характеризующей степень риска объектов защиты.
Кроме того, планируется сократить внеплановые проверки при осуществлении федерального госнадзора в два последующих года по 15 %.
Параллельно с этим в МЧС России создается новая система отчетности и оценки эффективности деятельности контрольных надзорных органов. Деятельность инспекторов оценивается в первую очередь, не по количеству, а по качеству проведенных ими мероприятий, где в основу критериев входит профилактика правонарушений в сфере безопасности. Главным результатом проверок сегодня является устранение выявляемых нарушений сразу же во время надзорного мероприятия и проведение профилактических мер обучающего и консультативного характера.
Вместе с тем, учитывая превалирующее количество пожаров в жилом секторе и гибели при них людей, актуальной остается профилактическая работа с управляющими организациями, осуществляющими обслуживание общего имущества и систем противопожарной защиты многоквартирных домов, а также собственниками индивидуальных домовладений.
Возможность активнее заниматься профилактической работой у сотрудников госпожнадзора появилась за счет сокращения мероприятий по надзору. Кроме того, согласно законодательству в области пожарной безопасности к функциям пожарно-спасательных подразделений федеральной противопожарной службы вместе с тушением пожаров и проведением аварийно-спасательных работ относится, и организация профилактики пожаров.
В этой связи с 1 января 2017 года территориальные подразделения управлений надзорной деятельности, работающие в сельской местности, войдут в состав отрядов федеральной противопожарной службы (ФПС), где кроме того будут созданы подразделения профилактики пожаров, благодаря которым, в том числе, удастся повысить в целом культуру безопасности жизнедеятельности.
В 2015 году для координации деятельности надзорных органов и упорядочивания их работы внесены изменения в федеральный закон «О пожарной безопасности» и «Положение о федеральном государственном пожарном надзоре», касающиеся наделения начальников главных управлений МЧС России по субъектам РФ правами главного государственного инспектора по субъекту РФ.
Государственный пожарный надзор осуществляет свою работу в течение всего года – в осенне-зимний пожароопасный период, когда увеличивается число пожаров в жилом секторе, плавно переходящий в весенне-летний – с частыми пожарами на полях, в лесах, а затем опять – в осень и зиму. Инспекторский состав проверяет соблюдение требований пожарной безопасности на производственных объектах, объектах социального назначения, в том числе в образовательных учреждениях и в детских оздоровительных лагерях.