Новости

МЧС России

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Северо-Западный федеральный округ Псковская область

26 июня 2016 года Островское вольное пожарное Общество

В уездном городе Острове вопрос о создании пожарного общества обсуждался в заседаниях городской Думы в середине 70-х годов XIX века, но более активная работа по его открытию началась только в начале 80-х годов. В книге дел Псковского гражданского губернатора сохранилась следующая запись: «26 февраля 1883 г. Об утверждении Устава Вольного Пожарного Общества в городе Острове».

Также известно, что городская Управа на заседании городской Думы 1 декабря 1882 года напомнила в своём докладе по смете на 1883 год «о предложенном устройстве в г. Острове вольного пожарного Общества и относительно передачи, согласно постановлению Думы от 17 августа 1876 года, всего городского пожарного обоза в ведение сего Общества». Далее Устав был направлен в МВД, где утвердили его лишь 3 сентября 1886 года. По выполнении всех бумажных работ, столь необходимых для открытия Общества, в октябре 1886 года провели первое общее собрание членов Островского ВПО, а 1 февраля 1887 года – его торжественное открытие.

В тот год Остров посетил Великий князь Владимир Александрович, с большим интересом ознакомился с пожарным делом в городе и вбил серебряный гвоздь в древко знамени Общества (второй гвоздь с вензелем Его Высочества был вбит Великим князем 17 июня 1894 года). В тот же год, летом в Острове случились два крупных пожара, как будто было послано испытание начинающему свою деятельность Обществу.

Чтобы иметь представление о структуре Островского вольного пожарного Общества, его оборудовании и финансировании, обратимся к отчётам за разные годы. Общество состояло из действительных членов (их называли охотниками) – в отчёте за 1892 год их было 147 человек, в 1902 г. – 96, т.е. количественный состав не был фиксированным). Они непосредственно участвовали в тушении пожаров и делились на три отряда: лазильщиков – 30 человек (они первыми шли в огонь, задымлённые помещения, спасали людей и их имущество); два отряда охранителей во главе с начальником – 35 человек (они обеспечивали оцепление места пожара и охрану спасённого имущества) и отряд качальщиков – 67 человек. Отряд качальщиков делился на пять колонн при машинах (пожарных трубах), в число 67 человек входили 5 начальников труб, 5 их помощников, 5 трубников. Во главе действительных членов Общества стоял начальник охотников, при нём находился адъютант. Также числились два брандмейстера: старший и младший, знаменщик и сигналист, который передавал охотникам приказы, отдаваемые начальником во время пожара. В отличие от других членов Общества, которые работали бесплатно, сигналист получал жалование в размере 12 рублей. За исправностью и готовностью пожарных труб следил цейхмейстер. Был при Обществе врач. На дома, в которых проживали пожарные, прибивали жестяные звёздочки. Во главе Общества стояло Правление, председателем которого долгие годы избирали Беклешова Николая Алексеевича. После него в эту должность вступил Семендяев Фёдор Васильевич. Председатель и члены Правления решали финансовые и организационные вопросы. Числились при Обществе почётные члены, в разные годы – от одного до пяти человек.

Пожарное депо Общества, согласно отчёту за 1892 год, состояло из: пожарных труб – одна на 4-колёсном ходу, 7 – на 2-колёсном ходу и одна переносная труба; 5 бочек на 4-колёсном ходу, 5 саней, одного щитового хода с пятью щитами (они использовались во время пожаров для защиты от горящих домов соседних), 1 багрового хода. Пожарный обоз состоял из пожарных инструментов: багров, топоров (американского образца и плотницких), якорей с цепями и канатами, лестниц раздвижных, складных (проволочных, железных и деревянных), был молоток французского образца и прочие пожарные инструменты. Для охранителей приобретали фонари ручные и большие на палках. У начальников труб были свистки. Кроме того, числились сигналы медные с клапанами, сигналы медные для горнистов и сигналы жестяные для трубников, говорная труба медная и очки с губкой от дыма (по всей вероятности, для ведения разведки в задымлённых помещениях). В красном углу пожарного депо находились образ в киоте Успения Пресвятой Богородицы, фонарь медный с лампадкой и кружка жестяная (возможно, для пожертвований). Общество имело своё знамя, печать и штемпель для бланков (гуттаперчевые). Пожарное депо было построено в 90-е годы на улице Великой, затем она именовалась Полоцкой, в настоящее время – улица 25 Октября.

Отряды лазильщиков имели при себе более лёгкие зачехлённые топорики, которыми они ловко орудовали, разбирая горящие строения. Поэтому лазильщиков ещё называли топорниками. Им выдавали металлические каски для защиты головы от травм. Качальщикам – кожаные фуражки со значками. Охранителям – суконные белые со значками и нагрудные знаки. Всем полагались нарукавники. Трубникам – фартуки. Для практических занятий и обучений при машинах добровольцы построили городок на углу Горней и Воскресенской улиц, вырыли колодец. Городок украшался национальными флагами. По неизвестной причине в 1902 году пожарный городок продали. В 1894 году для скорейшего оповещения о случившемся пожаре установили звонок на Покровской церкви.

К добровольцам Островского ВПО с годами приходили опыт, знание пожарного дела, чему способствовали не только практические занятия и тушение пожаров, но и участие в съездах, конгрессах, посещение пожарных выставок, поездки в подобные же общества. 1892 год стал знаменательным для российских пожарных тем, что впервые был созван съезд пожарных деятелей. От Островского ВПО делегировали на российский форум в Петербург начальника охотников Белянинова Николая Григорьевича и брандмейстера Селюгина Петра Петровича. И на последующие российские съезды пожарных деятелей Островское пожарное Общество направляло своих представителей. Большим событием для Псковской губернии было проведение V cъезда российских пожарных в городе Пскове. Съезд прошёл в новом построенном здании Пушкинского дома. От Островского ВПО приехал в Псков П.П. Селюгин. В 1912 году на VI Международный конгресс, который прошёл в Петербурге (впервые в России), делегатами стали: члены Правления Общества Александр Андреевич Рагозин и Яков Васильевич Семендяев, знаменщик и начальник паровой машины Фёдор Антонович Шталь, от городской Управы – Иван Ульянович Левкович.

Активно участвовали островские пожарные добровольцы в общественной жизни как местного, так и российского масштаба. Так, в 1895 г. выехали в губернский город Псков, чтобы поздравить коллег из Псковского ВПО с 25-летием их деятельности. Порой к ним приходилось обращаться за помощью. Например, 5 июля 1899 г. примерно в 3 часа дня загорелись надворные постройки Василия Платонова по Полоцкой улице. Вследствие засухи и сильного ветра огонь быстро перешёл на другие дома. Дома на другой стороне улицы сами загорались от жары. На помощь островичам приехала ближайшая к городу Бережанская пожарная дружина. Вызвали Псковское ВПО, но второй телеграммой остановили их, так как опасность стала уменьшаться. К 10 часам вечера силу огня удалось уменьшить. Сгорело 13 домов.

В 1899 г. в Остров прибыл специальный поезд – передвижная выставка Императорского Российского Пожарного Общества. Это было событием для всех обывателей уездного городка. Члены Островского ВПО строем со знамением и военным оркестром во главе направились на железнодорожную станцию, чтобы торжественно встретить и ознакомиться с выставкой. Большое внимание гасители уделили усовершенствованным ручным и паровым машинам, складным лестницам, огнеупорным постройкам, познакомились со способом их возведения и устройства. Комиссар выставки сделал ответный визит: осмотрел Островское пожарное депо, нашёл его в отличном порядке и сказал, что «при таких средствах Островское вольное пожарное Общество может успешно бороться с огнём».

Надо отметить, что увлечение пожарным искусством становилось семейным делом. За отцами шли сыновья, за старшими братьями – младшие. Отличившимся на службе пожарным государь Император по ходатайству Императорского Российского Пожарного Общества мог жаловать ордена, медали, звания.

Островское ВПО не прекращало своей деятельности и во время оккупации города немецкими войсками в 1918 г. Тушить пожары необходимо было при любой власти. Во время ухода немцев из Острова члены пожарного Общества пришли в пожарное депо охранять пожарное имущество и до вступления красных войск обеспечивали охрану города от пожаров и надзор за порядком.

После всех пережитых событий начались иного рода неприятности для пожарного Общества. В Острове создали профессиональную пожарную команду, всё пожарное оборудование передали ей, начальник Общества должен был подчиняться брандмейстеру профессиональной команды. Эти меры вызывали массу недовольств. Добровольцы отстаивали своё право на тушение пожаров и на имущество, которое когда-то приобретали на средства ВПО, тем более многие члены Общества имели опыт работы 20-30 лет.

Борьба продолжалась до конца 20-х годов то с явным перевесом профессиональной команды, то пожарного Общества. В 1927 году вновь была создана профессиональная пожарная команда, костяк которой составили бывшие добровольцы. С выходом в 1924 г. нового нормального Устава на добровольные пожарные общества всё более возлагались задачи распространения пожарно-технических знаний среди населения, организация производственной деятельности: открытие артелей трубочистов, водовозов, кузниц, мастерских и проч. То есть добровольные пожарные общества (ДПО) должны были выполнять пропагандистские и профилактические работы. Полученные доходы шли на улучшение пожарного дела.

По материалам ведущего методиста Центра противопожарной пропаганды и общественных связей

ФГКУ «1 отряд ФПС по Псковской области» Л.А. Фроловой

Новость на сайте МЧС Псковской области

Версия для печати Новость была получена автоматически с источника в 2016:06:26 14:33 (МСК)

Регионы России: СЗФО, Псковская область

Другие тэги

Все новости по тэгу ""

Календарь новостей

Интернет-приемная
Псковская область

Последние новости

Все новости