Новости

МЧС России

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Приволжский федеральный округ Республика Башкортостан

27 мая 2016 года Волховский фронт глазами спасателя

Туман, оседающий на моховые болота. Одетые в дождевики школьники с лопатами в руках. Визг металла в динамике «глубинника» на каждом шагу. Щуп в руках. Открыто лежащие на брустверах окопов мины и снаряды... Волховский фронт, одно из самых страшных мест в истории Великой Отечественной войны.

А начиналось это так. Зимой на похоронах старого друга нашей семьи я познакомился с руководителем поискового отряда «Тропа» г. Уфы Еленой Вязовцевой. Позже зашел в клуб, ознакомился с результатами полевых экспедиций и работой в архивах. Историей Второй Мировой войны я интересовался давно. В разговоре выяснилось, что при полевых работах постоянно возникает проблема с медицинским обеспечением — в основном поисковые отряды состоят из школьников во главе с преподавателями, медиков нет, а условия работы тяжелые - простуды и травмы встречаются. Увидев мой интерес, предложили принять участие в очередной «Вахте памяти». Начальник Уфимского поисково-спасательного отряда МЧС России спасатель МК Зуев Юрий Иванович пошел навстречу и вскоре я ехал в поезде Уфа-С.Петербург.

Здесь, пожалуй, уместно рассказать о поисковом движении. Сразу после войны на полях сражений остались бесчисленные останки погибших бойцов. Где-то их хоронили местные жители, но в безлюдных районах или в местах, где война выбила все население, хоронить было некому. Так и лежали кости на земле между воронок, высовывались из истлевшего обмундирования, повисшего на колючей проволоке. Да и во время войны захоронения проводились часто в наспех засыпанной воронке, у погибших даже документы не забирались, учет в штабах был приблизительный. Через десятки лет после войны неравнодушные люди стали объединятся в поисковые отряды, выезжать на место боев, собирать останки и хоронить их на ближайших кладбищах. Нельзя не упомянуть о так называемых «черных поисковиках» - мародерах, которые первыми ринулись на места боев, собирая оружие и награды. Временами между поисковыми отрядами, мешающими мародерам, и «черными» шла настоящая война, доходило до минирования лагерей поисковиков. В 1988 году прошел первый сбор представителей поисковых отрядов СССР, а в 1989 году — первая «Вахта памяти» в Мясном Бору на месте гибели в окружении 2-й Ударной армии. В 1999 году принят Закон РФ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», установивший порядок поисковых работ и давший законодательную базу. В 2006 году Министерство обороны РФ открыло в интернете архивную базу «Мемориал», где каждый может узнать судьбу своих воевавших близких, и эта база постоянно пополняется, в том числе благодаря работе поисковиков в архивах и на полях сражений. В 2013 году поисковые отряды создали общественную организацию «Поисковое движение России», цель которой — сохранение и увековечивание памяти погибших, поисковая работа, архивные исследования для выявления неизвестных фактов войны и противодействия фальсификации нашей истории, патриотическое воспитание молодежи.

Мне довелось работать в Кировском районе Ленинградской области. Это район Волховского фронта, образованного в декабре 1941 года под командованием К.А. Мерецкова для защиты Волхова и Тихвина. Но главной задачей фронта было пробить блокаду Ленинграда. В течение 3-х лет наши бойцы шли в атаку на немецкие укрепления, потери были чудовищные - только у станции Погостье (в паре десятков километров от нашего лагеря) по оценке ветеранов 54 армии, погибло более 300 тысяч бойцов Красной армии.

Лагерь сводного Башкирского поискового отряда стоял на поляне между р. Назия, болотом Малукский Мох и урочищем Вороново, которое до войны было крупной деревней, а сейчас представляло собой изрытую воронками поляну. В километре от нас стоял всероссийский поисковый лагерь, организованный Российским военно-историческим обществом при поддержке Министерства обороны (более 270 поисковиков из Тюменской, Вологодской, Тульской, Ленинградской, Челябинской, Кировской, Нижегородской, Московской областей, Республик Башкирии (38 чел.), Чувашии, Татарстана, Краснодарского края, г. Москвы и многие другие). В нашем лагере было 72 человека, в большинстве своем школьники 8-10 классов со всех районов Башкирии. Неподалеку были лагеря Екатеринбурга, Оренбурга, Вологды и другие. Как выяснилось, я оказался единственным медиком на все лагеря, поэтому обменялся номерами телефонов и частотами раций с командирами других отрядов. Договорились, что с легкими недомоганиями будут обращаться в наш лагерь, на тяжелые состояния вызывать меня к себе.

Жили в палатках. В 7 часов утра подъем и народ тянется к самодельным умывальникам. Дежурные из числа подростков суетятся на кухне. Тянется ручеек с болячками к моей палатке под Красным Крестом — осмотр, назначение лекарств и перевязки, некоторых оставляю в лагере. Скромный завтрак. В 8.30 построение под флагами поискового движения и Красной армии. Внештатный сапер Аркадий из казачьего войска, подволакивая перебитую под Донбассом ногу, проводит перекличку и докладывает руководителю лагеря Владимиру Волкову (г. Межгорье, Республика Башкортостан). Ставятся задачи на день, распределяются участки работ, все участники лагеря проходят инструктаж по взрывоопасным предметам и расписываются в журнале, что ознакомлены со ст. УК о незаконном хранении оружия и взрывчатки. Отряды, нагруженные лопатами, щупами и металлоискателями уходят на места работ. Те, кто работает далеко, берут с собой сухпай вместо обеда. Мы с Аркадием уходим следом. Пройдя меньше километра, выходим на старую траншею. Видно, что ее уже копали, но не целиком, а кусками. Аркадий смеется: - Новичкам везет, бери глубинник! Шаг и сразу нарастающий визг, определяю место, откладываю металлоискатель, беру лопату. Через полметра дерна и песка появляется катушка полевого кабеля.

- Пробуй еще! Три шага вправо, визг нарастает, но слабее.

- Осколок или граната, будешь копать?

- Буду. Взрезаю дерн, появляется «настрел» - густая россыпь позеленевших немецких гильз. Еще «на штык» и стук лопаты о металл — граната РГ-42. Еще «на штык» и звук другой, в отвале желтеет кость. Опускаюсь на колени, рукой расчищаю — левая бедренная. Подзываем работающий недалеко от нас один из наших отрядов — преподаватель и 5 подростков. Начинаем снимать слоями землю — на склоне траншеи лежат три скелета. Двое копают, остальные перебирают землю в отвале, ища мелкие предметы, один ведет фотосъемку. Осматриваем найденное — пуговицы и крючки от советских шинелей, пряжки от наших галифе, сержантский треугольник с петлиц, монетка 10 копеек 1934 года, пачка немецких винтовочных патронов, три пачки от ТТ, истлевший обрывок галеты «...рть окупант...». Касок, оружия и ремней нет — видно забрали во время боя. Под бойцами обрывки «сидора», бритва и помазок, 4 гранаты РГ-42, еще ниже на дне траншеи - гильзы и обрывки немецких пулеметных лент, разбитый немецкий противогаз, шарики с запалов немецких гранат. Окопы по десятку раз за месяц переходили из рук в руки. Кости ног и ребра перебиты, у двоих пробиты черепа крупными осколками, в косте голени третьего застрял осколок мины. Рядом найден хвостовик немецкой 81 мм минометки. Ребята разминают комки земли и песка руками, мечтая найти смертный медальон, хотя и понимают что это большая редкость — мало кто их носил, а после 1942 года отменили, сменив красноармейскими книжками. Что осталось от пары скрепленных листков бумаги после 70 лет в болотах? Расстилаем рядом банер с нарисованным с натуральную величину скелетом, поднимаем и выкладываем на нем первого, рядом все найденные на нем предметы (подписанных нет), фотографируем с компасом и линейкой судмедэксперта. Заполняем протокол эскгумации, описывая прижизненные повреждения. Убираем кости в мешок с номером. Следующий...

В обед из одного из лагерей привозят девочку 14 лет с высокой температурой. Осмотр в присутствии женщины-преподавателя — осложнение ангины, воспаление пошло на лимфоузлы тела. Выдаю мощные антибиотики, противовоспалительные, витамины, антигистаминное и препараты, восстанавливающие микрофлору желудка (тк антибиотики лупят и по нему). Объясняю, как полоскать горло, уточняю где их лагерь. Теперь навещать больную ежедневно, при ухудшении состояния сообщать в любое время.

Вечером после ужина совет командиров. Обмениваемся информацией. Волков записывает - кого и где нашли. У многих «добор» - отдельные фрагменты тел (части конечностей, куски таза, челюсть...). В течение 3 лет бои шли в полосе 2-3 км, даже трупы многократно рвались артиллерийскими снарядами. Потом постарались мародеры.

На другой день выезжаем в урочище Хандрово вместе с Владимиром Волковым . Это опять поляна вместо довоенной деревни. В 2011 году Володя с отрядом «Высота» нашел здесь обломки и пушку советского самолета, предположительно И-16 и мечтает установить номер, а по нему имя пилота. Целый день прочесываем поле мелаллоискателем, собираем фрагменты двигателя, обшивки и бронеспинки. К сожалению, несмотря на найденные части установить номер самолета не удалось. Разброс осколков самолета не менее 9 кв. км., что говорит о сильнейшей детонации во время столкновения с землей. Скорее всего самолет с полным боекомплектом взорвался в момент удара о каменистую почву, косвенно это подтверждают остатки авиационных реактивных снарядов в предполагаемом эпицентре взрыва.

Один из отрядов «поднял» немца-егеря из 5 горнострелковой дивизии. Судя по ломаному жетону и полной амуниции, тело было оставлено при быстром отступлении. Его тоже собрали в мешок для захоронения на немецком кладбище под Питером.

Недалеко в рамках всероссийского лагеря были проведены работы по подъему одноместного штурмовика Ил-2 и установлено имя летчика - Усова Леонида Павловича. Его останки переданы руководителю ООД "Поисковое движение России" по Тамбовской области, для захоронения и увековечения памяти о нем на Родине.

Поисковики башкирского лагеря «Вороново» смогли обнаружить останки 36 погибших. 20 останков полных и 16 фрагментированных. У погибших было найдено 4 медальона: 2 пустых, один не читаемый и 1 удалось прочитать. Медальон принадлежал Грибанову Исааку Степановичу уроженцу Новосибирской области.

Во всероссийском лагере «Волховский фронт» работало 38 башкирских поисковика, среди них три поисковика с инвалидностью. Наши поисковики обнаружили останки 22 погибших – 12 полных и 10 фрагментированных останка, к сожалению, все погибшие остались безымянными.

На мемориале Синявинские высоты руководителю регионального отделения «Поискового движения России» Владимиру Волкову были переданы останки Митягина Николая Ефимовича, для захоронения на родине в г. Белебей., а 8 мая поисковиками питерского отряда «Святой Георгий» были переданы личные вещи красноармейца 1-й горнострелковой бригады Нуриева Миргаяза Нуриевича.

Ко мне обратилось около 50 больных из разных лагерей (2/3 подростки). В основном ангина и мелкие травмы, но были и более серьезные — осложненная ангина, пневмония, острый холецистит и флегмона голени, которую пришлось вскрывать в полевых условиях. К счастью, на момент отъезда все серьезные либо выздровили, либо их состояние пошло на улучшение. Мой медицинский рюкзак явно стал значительно легче.

В этом году ежегодная майская «Вахта памяти» проводилась на территории 23 регионов, участвовало более 8000 поисковиков, найдено и похоронено с воинскими почестями 4749 солдат и офицеров Красной армии, установлены имена 159 человек. 7 мая на Синявинских высотах похоронили более 1200 солдат.

На военном мемориале пос. Малукса похоронили более 860 солдат, найденных отрядами, работавшими в нашем районе, из которых установили имена около 40. В тот день было очень жарко, солнышко светило как на юге. У множества маленьких красных гробов застыли в почетном карауле поисковики и солдаты отдельного 90 поискового батальона Министерства обороны РФ. Митинг с участием руководства района, молитва священника, тройной залп в воздух, горсть земли на громадную могилу. Половину всего я не видел — из-за жары обморок у нескольких солдат батальона и детей, которым пришлось оказывать помощь. Помянули бойцов вместе с полковником МЧС — медали, Красная Звезда, нашивка «ЦУКС», приехал к могиле деда. «Сегодня все на «ты», без чинов!»

Итог. Получил от поисковиков предложение работать в дальнейшем. Если получится, я не против. За три недели для меня ребята с журавлем на полевой форме стали своими. 14-16-летние подростки с гордостью носят на груди георгиевскую ленточку и общественные медали за поиск. А работы им еще очень много — около 1,5 млн пропавших без вести в Великую Отечественную войну.

Фельдшер Уфимского поисково-спасательного отряда МЧС России,

спасатель 1 класса Герман Шершнев

Новость на сайте МЧС Республики Башкортостан

Версия для печати Новость была получена автоматически с источника в 2016:05:27 09:57 (МСК)

Регионы России: ПФО, Республика Башкортостан

Другие тэги

Все новости по тэгу ""

ФССП

23 июня 2023 года Телефон доверия
22 июня 2023 года Вечная память
21 июня 2023 года Счет на минуты

Календарь новостей

Интернет-приемная
Республика Башкортостан

Последние новости

Все новости