Новости

МЧС России

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Центральный федеральный округ Ивановская область

24 марта 2016 года Год пожарной охраны: по страницам русской литературы

Сейчас мы ведем отсчет образования пожарной охраны России от «Наказа о Градском благочинии», подписанного царём Алексеем Михайловичем 30 апреля 1649 года. В текущем году отметим 367 лет, но реально пожарная охрана, как выстроенная система гражданской защиты населения, сформировалась лишь в первой половине XIX века.

В начале XIX столетия в крупных городах России образуются пожарные части со своей выездной техникой на конной тяге, оборудованием, системой подготовки кадров, четко выстроенной схемой организации пожаротушения.

В русской литературе этого времени не много мы найдем авторов, которые бы затрагивали тему пожарной охраны и ее служителей. К числу последних можно отнести яркого представителя российской публицистики, писателя, журналиста, бытописателя дореволюционной Москвы - Владимира Алексеевича Гиляровского (1855 – 1935 г.г.), который сам в молодости некоторое время служил пожарным. Наиболее известным произведением В.А. Гиляровского, стала книга «Москва и москвичи». Это сборник очерков и рассказов, описывающих традиции, быт и нравы Москвы второй половины XIX — начала XX столетия. Книгу, ставшую визитной карточкой автора, Гиляровский писал с 1912 года и практически до конца жизни. Книга увидела свет только в 1926 году.

С этой заметки мы начинаем публикации отрывков из рассказов В.А. Гиляровского о пожарных.

Пожарный и пожарник

Из рассказа «Пожарный» книги В.А. Гиляровского «Москва и москвичи»:

- Пожарники едут! Пожарники едут! - кричит кучка ребятишек.В первый раз в жизни я услыхал это слово в конце первого годаимпериалистической войны, когда население нашего дома, особенно надворных флигелей, увеличилось беженцами из Польши. Меня, старого москвича и, главное, старого пожарного, резануло это слово. Москва, любовавшаяся своим знаменитым пожарным обозом - сперва на красавцах лошадях, подобранных по мастям, а потом бесшумными автомобилями, сверкающими медными шлемами,- с гордостью говорила:

- Пожарные! И вдруг: Пожарники!

Что-то мелкое, убогое, обидное. Передо мной встает какой-нибудь уездный городишко, где на весь город три дырявые пожарные бочки, полтора багра, ржавая машина с фонтанирующим рукавом на колесах, вязнущих по ступицу в невылазной грязи немощеных переулков, а сзади тащится за ним с десяток убогих инвалидов-пожарников.

В Москве с давних пор это слово было ходовым, но имело совсем другое значение: так назывались особого рода нищие, являвшиеся в Москву на зимний сезон вместе со своими господами, владельцами богатых поместий. Помещики приезжали в столицу проживать свои доходы с имений, а их крепостные - добывать деньги, часть которых шла на оброк, в господские карманы. Делалось это под видом сбора на "погорелые" места. Погорельцы, настоящие и фальшивые, приходили и приезжали в Москву семьями. Бабы с ребятишками ездили в санях собирать подаяние деньгами и барахлом, предъявляя удостоверения с гербовой печатью о том, что предъявители сего едут по сбору пожертвований в пользу сгоревшей деревни или села. Некоторые из них покупали особые сани, с обожженными концами оглоблей, уверяя, что они только сани и успели вырвать из огня.

"Горелые оглобли", - острили москвичи, но все-таки подавали. Когда уворот какого-нибудь дома в глухом переулке останавливались сани, ребятишки вбегали в дом и докладывали: - Мама, пожарники приехали!Две местности поставляли "пожарников" на всю Москву. Это Богородский иВерейский уезды. Первые назывались "гусляки", вторые - "шувалики". Особенно славились богородские гусляки.

- Едешь по деревне, видишь, окна в домах заколочены, - это значит,что пожарники на промысел пошли целой семьей, а в деревне и следов пожара нет!Граф Шувалов, у которого в крепостные времена были огромные имения в Верейском уезде, первый стал отпускать крестьян в Москву по сбору на"погорелые" места, потому что они платили повышенный оброк. Это было очень выгодно помещику. Когда таких "пожарников" задерживали и спрашивали:- Откуда? - Мы шувалики! - отвечали задержанные.

Бывали, конечно, и настоящие пострадавшие от пожара люди, с подлинными свидетельствами от волости, а иногда и от уездной полиции, но таких в полицейских протоколах называли "погорелыциками", а фальшивых - "пожарниками". Вот откуда взялось это, обидное для старых пожарных, слово: "пожарники!"

Новость на сайте МЧС Ивановской области

Версия для печати Новость была получена автоматически с источника в 2016:03:24 10:23 (МСК)

Регионы России: ЦФО, Ивановская область

Другие тэги

Все новости по тэгу ""

Календарь новостей

Интернет-приемная
Ивановская область

Последние новости

Все новости