Новости

МЧС России

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Центральный федеральный округ Смоленская область

18 февраля 2016 года Ольга Васина - человек, который оказывается рядом во время беды

Психологическая служба ведомства работает ежедневно и, более того, круглосуточно. Здесь нет выходных и праздников, их труд непрерывен. Однако мало кто представляет специфику этой работы и, как я поняла, еще меньше мы знаем о том, как лучше помочь близким, переживающим горе. Эта ст. позволит вам узнать не только о работе психологов МЧС России, но и о состоянии человека в тяжелых ситуациях и после них.

Для справки: Основные направления работы психологической службы МЧС России - психологическое обеспечение личного состава; сопровождение аварийно-спасательных и других неотложных работ; непосредственное участие в них; работа с пострадавшими; родственниками пострадавших и родственниками погибших.

На вопросы Реадовки.ру отвечает старший психолог-инспектор отдела кадров, воспитательной работы, профессиональной подготовки и психологического обеспечения ГУ МЧС России по Смоленской области старший лейтенант внутренней службы Ольга Васина.

Помощь пострадавшим. Экстренная

- Каждый из нас может столкнуться с этим однажды: пожар, наводнение, автокатастрофа… Я знаю, что при необходимости вы выезжаете на место проведения аварийно-спасательных работ.

- Да, мы анализируем поступающую информацию и по определенным критериям понимаем, что на месте необходима работа психолога. И сразу же выезжаем. На месте происшествия работаем с пострадавшими, их близкими, родственниками, а также с близкими и родственниками погибших. Если человека доставляют в лечебное учреждение, то и там можем продолжить работу. Но основное направление «здесь и сейчас»: экстренная психологическая помощь. Она отличается от кабинетной.

- Можете вспомнить какие-то примеры?

- Например, загорелся цех на швейной фабрике «Шарм». Была необходима эвакуация. И женщинам пришлось с большой высоты спускаться по автолестнице. Инстинкт самосохранения срабатывает, человек спускается, но после ему надо справиться с тем, что произошло. Представьте, там был огонь, пожар. Потом еще спуск с высоты. Конечно, бывает острая стрессовая реакция: ступор, страх, испуг, нервная дрожь, апатия – в зависимости от индивидуальных особенностей. В такой момент важна психологическая помощь направленная нормализацию актуального психического состояния. Проводится индивидуальная и групповая работа с пострадавшими.

- Думаю, это важно не только сиюминутно, но влияет и на будущее человека. Если бы не было помощи, могло бы отразиться на будущем?

- Да, таким образом снижаются негативные последствия, вероятность посттравматического стрессового расстройства значительно уменьшается.

Выезжали психологи регионального ГУ МЧС России и в Велиж, когда там произошло ЧП с мостом. Их задачей было проинформировать население о происходящем, рассказать о том, каким образом будет решена проблема отсутствия дороги через реку. Таким образом снималась напряженность, тревога населения.

Постоянно оказывалась помощь и беженцам из Украины: как психологическая, так и информационная.

Потеря близких

- Самое страшное – это утрата близкого человека, - продолжает рассказывать Ольга Васина. - Сложность в том, что на твоих глазах погибает близкий человек и ты находишься один. В этот момент важно почувствовать, что кто-то рядом здесь и сейчас. Часто возникает опустошенность, неизвестность. Ты жил с определенным мироощущением, и здесь – ничего. Кажется, что в таком состоянии появляется бесчувственность. Чтобы человек смог пережить тяжелую ситуацию, природа вызывает и такие реакции. У всех они, конечно, разные. В зависимости от них мы строим свое поведение, свое взаимодействие.

Здесь хочется сказать, что очень важно, кто и как из родственников и близких поддерживает человека. Есть процесс горевания: определенные рамки, стадии. Стадия шока, отрицания, агрессии, депрессии, принятия произошедшего и шестая стадия - завершения. Все процессы характерны для каждого человека, если нет каких-то патологических отклонений, которые связаны или с взаимоотношениями с тем человеком, который ушел, или с индивидуальными психологическими особенностями.

Вот, например, стадия отрицания – когда мы не можем осознать и поверить, что человека нет.

- Ну да. «Я не верю, что это случилось. Не верю, что о н умер».

- Да. А стадия агрессии - это стадия обвинения. Иногда человек обвиняет себя, окружающих или внешний мир. Ему нужно найти, кто виноват. Эта стадия может проявляться через крики, агрессивные реакции.

На всех стадиях важно проговаривание своего состояния. Некоторые, например, боятся говорить о том человеке, который умер. Стараются перевести тему, когда кто-то начинает рассказывать об умершем – скажем, если мать начинает вспоминать о погибшей дочери. Но не надо блокировать воспоминания. Наоборот, следует спокойно обговаривать это. Человек таким образом прорабатывает состояние, смиряется с потерей. Это идет процесс горевания, принятие потери близкого человека.

Как переживают смерть близких дети

Еще я хочу сделать акцент на детях. Они более беспомощны, но при этом настолько стойко, мудро и мужественно справляются со сложностями. С ними тоже важно проговаривать то, что они ощущают, узнавать, как они относятся к этой ситуации. Дети нуждаются в объяснении произошедших событий и в ответах на свои вопросы. Ответы должны быть простыми, честными и на понятном ребёнку языке, но без излишних драматичных подробностей.  

Взрослые обычно позволяют себе проявления каких-то реакций, а детям нередко запрещается выражать свое состояние. И они часто уходят в себя.

При этом их стараются «отодвинуть» от происходящего, перевести в другое помещение. Таким образом словно исключая из процесса горевания всей семьи. А ребенку на благо, наоборот, чтобы он понимал, что происходит. Он вместе с родителями проходит все состояния утраты близкого человека. Разница только во времени и яркости реакций. Дети справляются с горем быстрее, но тоже его переживают, это важно понимать. А получается, мы своим поведением не позволяем им проживать все эти стадии.

Конечно, все должно быть в каких-то рамках - на кладбище, может, и не стоит везти. Но не надо ребенка полностью «исключать». Пусть он увидит слезы - это нормально, потому что произошла такая ситуация. Просто следует ему объяснить, почему тот или иной взрослый человек так ведет себя сейчас. Причем проговаривать все открыто, формировать доверительное пространство, проявлять любовь и близость к ребенку.

- Возраст надо учитывать? Дети ведь еще не совсем понимают, что такое «смерть».

- Да, до двух лет у них вообще нет представления о ней. С двух до шести – представление, что смерть это что-то такое, откуда человек все равно может вернуться. А уже с девяти лет у них те же представления о смерти, как и у взрослого. Так что в этом возрасте они в полной мере осознают, что этот человек больше не вернется.

Как удается спасателям сохранить свой внутренний мир?

- Выслушав рассказы, хочется спросить: как спасателям удается сохранить свой внутренний мир? Ведь они так часто сталкиваются с опасностью, чужой бедой. Наверное, не каждый способен на такую службу...

- Безусловно, происходит профессиональный психологический отбор. Изучаются индивидуальные психологические свойства соискателя и их соответствие той профессиональной деятельности, которую будет выполнять кандидат. В первую очередь, чтобы уберечь самого человека от экстремальных условий. На каждую должность есть определенные стандартные методики. Кроме того, происходит диагностика аттестации на вышестоящую должность.

- После трудоустройства тоже контролируется состояние?

-  Да, раз в два года мы проводим мониторинговые психодиагностические мероприятия. На них оценивается, насколько профессиональные условия влияют на самочувствие человека: имеется ли профессиональное выгорание, последствия стрессов. Мы сравниваем результаты, которые были получены ранее. В некоторых случаях можем дать рекомендации руководителям структурного подразделения: на кого стоит обратить внимание – направить в психологическую службу для проведения коррекционных мероприятий. Однако такое бывает достаточно редко, так как имеются достаточно обширные меры профилактики, и мы стараемся мотивировать самого сотрудника или работника бережно относиться к своему психическому и физическому здоровью.

- В чем заключается профилактика?

- Есть курс лекций, в которых прописаны основные темы, которые помогают понимать, что такое стресс, как мы можем бороться с ним, как отслеживать у себя проявления стрессовых реакций. Также рассказываем о саморегуляции. В первую очередь, кто должен побеспокоиться о нас самих? Это мы сами. Если мы ставим себе задачу, то должны бережно относиться к себе, а отсюда уже бережное отношение к близким, товарищу, сослуживцу.Об общении тоже говорим, чтобы снизить возможность возникновения межличностных конфликтов. Курс лекций, кроме того, направлен и на формирование здорового образа жизни: это и правильное питание, и физические упражнения. Все в комплексе. Разбираем достаточно много тем.

- Как часто сотрудник попадает на такую лекцию?

 – Раз в месяц приблизительно.

- Помимо лекций проводятся консультирования?

- Да. Индивидуальные и групповые. Также регулярно проводятся тренинги. Еще на базе службы функционирует комната психологической разгрузки.

- Интересно. Что в ней?

- В комнате находится уникальное оборудование, которое можно применить, чтобы ослабить негативные реакции: тревожные, депрессивные состояния, бессонницу или какие-то другие явления. Есть массажное кресло, комплекс «цветодин» (проектор, который с помощью световых лучей воздействует, как на повышение рабочего импульса, так и на успокоение и снятие напряжения – прим. автора), система сенсориум. Она мне очень нравится. В систему входят кресло нулевой гравитации, музыкальный центр и очки. Таким образом, происходит визуальное, аудиальное и кинестетическое воздействие на весь организм, в том числе и на кору больших полушарий головного мозга, улучшается эмоциональное состояние человека. В зависимости от запросов, устройство может быть направлено для снятия напряжения или же для активизации на трудовую и профессиональную деятельность.

- Сотрудник сам может обратиться к вам или это все «по рецепту»?

- У нас есть график проведения мероприятий, но и сам сотрудник или работник может обратиться к нам. Также члены семьи приходят к нашим психологам за советом, консультацией.

- Все рассказанное впечатляет. Это объясняет отсутствие налета «бывалого в передрягах человека» среди сотрудников МЧС России.

Однажды спасателем может стать каждый

- Самое ценное, по убеждению Ольги, - это жизнь человека. И нередко в наших руках ее спасение,  утверждает она.

- Я вспомнила, например, один случай. Однажды ночью выезжала. У мальчика на глазах погибла мама, они вместе тонули в водоеме. Мужчина шел мимо, услышал крики. И он моментально среагировал, смог спасти ребенка. При этом после сильно переживал за то, что не смог вытащить мать –пока спасал мальчика, она уже утонула. Я потом работала и с тем мужчиной, и с ребенком, и с отцом, который вскоре подъехал.

И меня просто восхитили сила и мужество этого неравнодушного человека. Благодаря его усилиям, тому, что он не растерялся, был спасен ребенок.

Переходя от этой истории, хочу сделать акцент на том, что мы все можем получить навыки и знания для того, чтобы спасти человека. Сейчас запускается проект «Научись спасать жизнь». Там собрана вся информация, обучающие видео о том, как нужно оказывать первую помощь. Конечно, желательно эти знания попробовать на практике в искусственной ситуации, чтобы понимать, как это делается. Но это на самом деле легко.

Да, необходимо потратить какое-то количество времени, чтобы ознакомиться с информацией. Но стоимость этих умений высока – человеческая жизнь. А что может быть ценнее?

Ссылка на сайт проекта «Научись спасать жизнь».

Автор: Марина Рассолова

Источник: http://readovka.ru/

Новость на сайте МЧС Смоленской области

Версия для печати Новость была получена автоматически с источника в 2016:02:18 11:58 (МСК)

Регионы России: ЦФО, Смоленская область

Другие тэги

Все новости по тэгу ""

Календарь новостей

Интернет-приемная
Смоленская область

Последние новости

Все новости