Новости

МЧС России

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Уральский федеральный округ Ямало-Ненецкий АО

15 февраля 2016 года 15 февраля отмечается День вывода советских войск из Афганистана

В этот день в 1989 году последний солдат СССР перешел мост пограничной реки Амударья под Термезом и так завершился вывод советских войск из Афганистана.

Сама война в Афганистане длилась 9 лет 1 месяц и 18 дней. Свыше 14 тысяч советских воинов погибли на чужой земле, 6 тысяч скончались впоследствии от ран и болезней, 311 человек пропали без вести. Это были самые большие потери Советской Армии со времен Великой Отечественной войны. В честь тех, кто не вернулся, сегодня во многих городах России и Ямала пройдут памятные митинги. Сейчас в ямальских городах и селах живут более тысячи ветеранов афганской войны.

В этом году исполняется 27 лет со дня окончания вывода советских войск из Афганистана. Это не праздник. Это День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества, установленный в 2011 году. Афганская война оставила неизгладимый след в памяти тех, кто в ней участвовал. Разный след. Одни никогда не забудут взрывы и выстрелы, огонь и копоть горящей техники, кровь боевых товарищей. Для других это была работа, тяжелая и опасная работа.

За время вооруженного конфликта в Афганистане побывали 1276 ямальцев. 11 погибли. Среди них есть и наши коллеги, которые работают в территориальных подразделениях Главного управления МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу. Один из них ветеран боевых действий в Афганистане Андрей Добровольский, который работает по сегодняшний день водителем в 12 пожарной части.

Андрей Дмитриевич не сразу разговорился, сославшись на то, что прошло много времени и вспоминает он об этом редко. Но не жалеет о том, что там побывал – служили тогда все, а его в Афганистан просто забросила судьба. Служить на территории Союза, как он говорит, наверное, было бы труднее – он не любил армейскую муштру и строевую подготовку на плацу. Для него службой была работа водителя за рулем КамАЗа в составе автоколонны роты материально-технического обеспечения 157 отдельного полка 103 гвардейской парашютно-десантной дивизии ("Витебской"), дислоцировавшегося на окраине Кабула. Колонна перевозила самые разнообразные грузы, от боеприпасов до продовольствия и вещевого обеспечения, по одному из двух основных автомобильных маршрутов – от Хайратона через Пули-Хумри и перевал Саланг до Кабула и в другие точки.

Он призывался весной 1987 года из киргизского города Кара-Балта. До этого учился в училище по профессии газоэлектросварщика, а за год до призыва по направлению от военкомата окончил автошколу ДОСААФ и получил удостоверение водителя. Предполагалось, что ребят из этой призывной команды направят служить в Германию, но с пересыльного пункта офицер-"покупатель" забрал их в учебную часть в Фергану. Оттуда Андрей и попал в расположение своего полка. Колонна состояла примерно из сорока грузовых машин, боевое охранение – два БТР, три КамАЗа с зенитными установками на кузовах. Полгода он водил грузовую машину, потом пересел на автомобиль связи в составе технического замыкания колонны. Главной боевой задачей был выход из-под обстрела. Если какая-нибудь машина была повреждена, отбивались и эвакуировали отставших бойцы из техзамыкания. Но не столько стычки с душманами запомнились Андрею, сколько тяжелая дорога с крутыми перевалами и переправами через реки. Хотя приходилось отстреливаться. Особенно страшно было, вспоминает Андрей Дмитриевич, во время ночных обстрелов, когда в сторону колонны летят очереди трассирующих пуль и не знаешь, то ли притормозить, то ли проскочить быстрее...

А в повседневной работе случалось всякое. Его товарищи погибали не только под обстрелом, а в авариях по неопытности или по неосторожности – тяжело груженые грузовики срывались в пропасти с серпантинов, тонули в разливавшихся бурных горных реках, если водитель чуть промахивался мимо брода. И постоянная круговерть ездок по маршруту. – Наша рота в полку не жила, – говорит Андрей Дмитриевич, – короткие промежутки между рейсами в конечных пунктах – отремонтировать и обслужить машину, привести себя в порядок – и снова в рейс... Все-таки ему нашлось что вспомнить, и наша беседа затянулась намного дольше, чем ожидалось. Особенно ветерану запомнилось то, что о выходе с территории сопредельного государства он... практически почти не помнит, таково было напряжение. Это был труднейший поход афганской зимой с ее коварной погодой, в котором были потеряны из-за схода лавины несколько машин автоколонны. И опомнился только через несколько дней в расположении постоянного базирования полка под Витебском, когда увидел знакомые лица товарищей и понял, что все уже позади.

Андрей демобилизовался весной 1989 года в звании рядового, хотя служил в сержантской должности старшего водителя. В своем училище в Кара-Балте сдал выпускные экзамены и получил наконец удостоверение газоэлектросварщика, остался там же работать мастером производственного обучения, одновременно поступил на заочное отделение Томского политехнического института по той же профессии. Но через год разочаровался в преподавательской работе и перешел в военизированную пожарную охрану. Через два с небольшим года началась перестройка, вынудившая заниматься "челночным" бизнесом, чтобы кормить семью. Побывал и в Когалыме, куда перешли переводом на работу в пожарную охрану его сослуживцы по военизированной части. И в 2004 году его семья перебралась в Губкинский, где прапорщик Добровольский по сей день работает водителем в 12 пожарной части. А итогом службы в Афганистане стала медаль "За боевые заслуги", которую сегодня он очень редко прикалывает к пиджаку вместе с юбилейными медалями – не привык красоваться.

По материалам газеты «Губкинская неделя»

Автор: Игорь РУЖИЦКИЙ

Фото автора и из архива Добровольского А.Д.

Новость на сайте МЧС Ямало-Ненецкого АО

Версия для печати Новость была получена автоматически с источника в 2016:02:15 15:35 (МСК)

Регионы России: УФО, Ямало-Ненецкий АО

Другие тэги

Все новости по тэгу ""

Календарь новостей

Интернет-приемная
Ямало-Ненецкий АО

Последние новости

Все новости