Новости

МЧС России

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Северо-Западный федеральный округ Санкт-Петербург

17 апреля 2015 года "70 свидетельств"

Павел Владимирович и

Лидия Георгиевна Артамоновы

Начало Великой Отечественной войны застало нас с П.В. Артамоновым в Школе младшего начсостава при 20-й пожарной части, где начальником школы в тот период был Л.М. Ювонен — старый кадровый офицер пожарной охраны в ГПО и ВПО — работал с 1922 года.

20-я пожарная часть славилась и была кузницей подготовки старшего командного состава пожарной охраны, так как там находился Ленинградский пожарный техникум, откуда вышли крупные руководящие кадры пожарной охраны, такие, как Б.И. Кончаев, Г.М. Кулаков, Т.Г. Тарвид, В.Я. Мялло, С.Д. Черкасов, Ф.Б. Зильбертштейн и много-много других прекрасных старослужащих патриотов пожарной охраны, которые проработали в пожарной охране очень длительный период времени и навсегда связали с ней свою жизнь. Из женщин помню Мартенс, которая также являлась студенткой ЛПТУ (Ленинградское пожарно-техническое училище).

20-ю пожарную часть я знала с пеленок. Как только научилась ходить, стала носить с мамой обеды отцу, который работал там с 1922 года стендерным, тогда трубником.

Помню и знаю многих, очень многих старых работников пожарной охраны. Помню похороны Лысак, бесстрашного и отважного командира, о котором ходили легенды. Застала в живых Требезову, муж которой работал еще в дореволюционное время. Знала преподавателей В.И. Склауни, бывшего руководящего работника пожарной охраны, Браун и других.

Служба в пожарной охране в тот период времени была очень почетной. По старым пожарным обычаям в 1924 году в 20-й части крестили мою сестру, которой дали имя немецкой революционерки Клары Цеткин. Сестра с 1942 года по настоящее время работает диспетчером 10-й части.

20-я пожарная часть была для всей нашей семьи вторым домом, так как гардеробщицей в техникуме работала наша мама, и мы помогали ей во всем, убирать классы и прочее. Все дети, то есть все мои сестры, участвовали в самодеятельности, руководил которой и организовывал все Т.И. Чаевский. В самодеятельности участвовали его супруга О.Н. Баринова, работница фин. отдела УПО, и его старенькая мама, был хор, были и постановки. Судьба в детстве нанесла сокрушительный удар нашей семье. В 1925 году умерла наша мама.

И 7 марта 1937 года меня отец со школьной скамьи через Союз пожарной охраны устроил делопроизводителем в 20-ю пожарную часть. В 1940 году я вышла замуж за пожарного работника П.В. Артамонова.

Начало Отечественной войны сказалось на внутренней жизни школы и курсов политсостава и части. Многие курсанты ушли тогда на фронт. Меня перевели телефонисткой в объектовую часть завода № 212 «Электроприбор». П.В. Артамонов остался в 20-й пожарной части, где остались кадровые старослужащие, такие, как Е.М. Шиманович (в пожарной охране работал с 1916 г.), Матвеев Л.М. (в пожарной охране работал с 1910 г.), два брата Бацкевич, два брата Бигатовы, командир отделения Феоктистов, Гасперович, (Шорфа), тт. Аустер, Арро, Мысливец, Дубинин, Папичкин, Чаевский. Все — старослужащие, в пожарной охране работали с 1917-1918 годов.

Начальниками караула были очень опытные тт. П.Е. Тарлецкий, Гриневич, А.Ф. Бобов. Заместитель генерального директора — главный инженер В.П.Фомин. По профилактике был очень старый опытный работник Вилов Михаил Алексеевич. Ему были подчинены работники Госпожнадзора. Врач при 20-й части был Иван Антонович Акуленков, позже переведен в санитарный отдел УПО. Народ не менялся, все очень дорожили службой, понятия о некомплекте не было, да и проживали в большинстве своем рядом с 20-й частью. Пожарский дом, так его и именовали, и знали все. Семьи были все очень крепкие, старинные.

Зарплата была, по сравнению с тем, как сейчас платят, очень скромная. Делопроизводитель получала 126 рублей, в его обязанности входило оформление на работу через отдел кадров УПО, составление ведомостей на зарплату, оформление отпусков и прочее. Курсовой командир Артамонов П.В. получал 540 рублей. Но независимо от этого, службу все любили и дорожили местом. Народ был очень уважительный друг к другу. Очень любили и уважали начальников, людей, старше себя по возрасту. Дисциплина, скромность были в тот период особенно высокими. Жили одной большой дружной семьей.

Начальниками УПО были в то время С.С. Каляев, потом полковник Никитин, Сериков, зам. начальника УПО были Б.И. Кончаев и уже позже Г.М. Кулаков.

Не могли не запомниться братья-двойняшки, как капли воды похожие друг на друга, тт. Рик. Совсем молодыми были тогда еще В.В. Дехтерев, М.Н. Демьяненко, А.Я. Егоров, Г.Г. Тарвид, Зеликовский, Зуев, а тт. Баркан У.А. и Мегорского Б.В. я знала еще юношами, когда они оба учились в ФИПО и были студентами. Знала начальника тогда 5-й части т. Юскина. Замечательный старый пожарный работник.

Итак, придя на 212-й завод, в объектовую часть, телефонисткой, я проработала там очень мало, так как Т.М. Кулаков, назначенный в тот период начальником Петроградского РУПО, взял меня к себе на должность старшего инспектора по кадрам. Но, проработав сравнительно небольшой период времени на 212-м заводе, я имела счастье познакомиться с одним из старейших работников пожарной охраны того времени В.И. Одинцовым, который проработал в пожарной охране свыше сорока лет, и имел уже довольно преклонный возраст. Это была очень культурная старинная семья. И сам В.И. Одинцов был лучшим старшим товарищем Максима Васильевича Кулакова, то есть папы Георгия Максимовича, одного из старейших пожарных работников ВПК завода «Красный треугольник». Он знал Г.М. Кулакова еще маленьким ребенком и ласково называл его Гошенька. Так как я выросла в пожарной семье и знала очень многих старых работников, видимо, поэтому он просил меня заходить к нему, когда он был уже болен и почти не мог выходить на работу. Жил он в квартире при заводе. Очень тепло и душевно он любил беседовать. Всех вспомнит. И сам много рассказывал. Ко мне относился, как родной отец. Очень жаль, что умер он от дистрофии и голода, и похоронен, по-видимому, в общих братских могилах.

Наше Петроградское РУПО было очень сильное по составу. Возглавлял РУПО любимый всем личным составом Г.М. Кулаков, молодой, с белокурыми вьющимися волосами, с доброй обаятельной улыбкой и таким же добрым сердцем ко всем нам, сотрудникам.

Заместителем начальника РУПО был Ф.Б. Зильберштейн. Какая умница, какая светлая голова. Начнет говорить, заслушаешься. Так красиво умел говорить и дело свое знал отлично. На работе и в районе наше начальство пользовалось большим авторитетом. Дисциплина личного состава в подразделениях была высокая.

Начальником отдела службы был П.П. Завьялов (уже позже он был начальником УПО в одной из областей Союза и имел воинское звание полковника). Это была отчаянная голова, озорной до предела. Все шутки, все легко и просто у него было. При самых серьезных ситуациях, падая вниз на пожаре, где обвалились перекрытия (пожар был очень серьезный), он слушал, падая, целы ли его часы.

В самом начале Отечественной войны к нам пришли с района А.И. Метлицкий, А.А. Баландин, Н.М. Быховец. Все они стали работать в Отделе Госпожнадзора Петроградского района. В Отделе Госпожнадзора работал В. Тункун, который трагически погиб при артобстреле района, убит осколками артснаряда. Инспектором службы был А.А. Мясин.

В эти тяжелые годы мы все уже находились на казарменном положении. Начальник части был И.А. Барановский. Там же работал тогда Г.Ф. Бодров.

И первые тяжелые сложные пожары черным густым дымом застилали небосвод Ленинграда. Это пожар на Бадаевских складах, где хранился для Ленинграда большой запас сахара. Черной грязной лентой он расстилался вокруг по земле, которую позже копали и ели, собирая, как патоку. Пожар на 1-й ГЭС, крупный очень тяжелый пожар в порту. Очень тяжелый пожар на «Красном треугольнике». Так происходили тяжелые «боевые крещения» под бомбежкой, артиллерийскими снарядами, наших пожарных частей города Ленинграда, где работали очень мужественно, не жалея жизни, смотря прямо смерти в глаза, подчас голодные и обессиленные люди, наши родные пожарные. Так закалялись в огне и крепли, как сталь. Это была суровая школа. Много полегло в боевой схватке с огнем. А выжившие вышли из огня войны очень закаленными, с огромным опытом тушения пожаров в самых сложных боевых условиях.

Нашу комнату, которую нам дал, как самый дорогой подарок, при 20-й части Б.И. Кончаев, заняли под огневые амбразуры. П.В. Артамонов тоже был на казарменном положении.

Продолжнение воспоминаний...

Новость на сайте МЧС города Санкт-Петербурга

Версия для печати Новость была получена автоматически с источника в 2015:04:17 15:00 (МСК)

Регионы России: СЗФО, Санкт-Петербург

Другие тэги

Все новости по тэгу ""

Календарь новостей

Интернет-приемная
Санкт-Петербург

Последние новости

Все новости