Новости

МЧС России

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Северо-Западный федеральный округ Архангельская область

09 февраля 2015 года Ствольщик из Архангельска

В год празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне мы вспоминаем тех, кто приближал этот день. Тех, кто ковал победу в кровопролитных боях на фронте и в не менее тяжелых и опасных условиях в тылу. Героями военных лет наравне с фронтовиками, безусловно, являются и пожарные, которые под бомбежками и обстрелами спасали населенные пункты и предприятия нашей страны, ежедневно находясь на передовой в борьбе с огненной стихией. Архангельск как важный стратегический объект, куда приходили союзные конвои, поставлявшие грузы по ленд-лизу, в годы войны подвергался нещадным бомбардировкам, а по уровню смертности от голода стоял на втором месте после блокадного Ленинграда. Своими воспоминаниями о работе огнеборцев города в тех непростых условиях с нами поделился ветеран пожарной охраны Василий Иванович Шварев.

"Не думал, что стану пожарным"

Интересно, что Василий Иванович, отдавший службе в пожарной охране более 30 лет, поначалу и представить не мог, что свяжет жизнь с этой профессией. Но судьба распорядилась по-своему…

До войны семья Шваревых жила в небольшом рабочем поселке под Ленинградом, куда они в 30-х годах переехали из д. Заподюжье Устьянского района Архангельской области. Василий Иванович вспоминает, что путь в школу пролегал мимо пожарного депо. Часто после уроков мальчишки подолгу задерживались у здания части, наблюдая за тренировками огнеборцев. На фасад здания выгонялись пожарные автомобили, караулы отрабатывали боевое развертывание, устанавливали пожарные колонки на гидранты, выполняли комбинированный подъем по трехколенной и штурмовой лестницам. Следить за тренировками пожарных было интересно. Василий прикидывал в уме, а хватит ли у него сил, чтобы в полной боевой выкладке, вот так, ловко управляться с пожарным вооружением. И честно отвечал, что вряд ли.

Наступил июнь 1941-го. Василий получил аттестат об окончании десятилетки, а через день началась война. Молодого человека направили на мобилизационный пункт. Здесь он успел проработать год, уходил в должности заведующего военно-учетным столом. Но противник подходил к Ленинграду, началась эвакуация, и Василию с родными пришлось вернуться на малую родину в Архангельскую область.

Альма-матер

В ряды Красной Армии Василий Иванович был призван Вельским райвоенкоматом 13 июля 1942 года. 15 июля вместе с другими призывниками оказался в Архангельске. В тот же день был записан курсантом Школы младшего командного состава военизированной пожарной охраны НКВД г. Архангельска.

Здание Школы располагалось в районе города, который назывался Кузнечихой. Сейчас в этом месте на пр. Ломоносова стоит жилой многоквартирный дом. А тогда находилась деревянная двухэтажка, в которой под одной крышей размещались 4-я пожарная часть и школа командиров. Руководил обоими подразделениями один человек. Учебное заведение готовило начальников караулов для всех регионов Северо-Запада. Здесь Василий Иванович впервые по-настоящему познакомился с пожарным оборудованием, освоил технику, обучился необходимым в работе навыкам. Например, узнал, в чем разница между центробежным насосом и коловратным, как забирать воду из пожарного водоема и гидранта, как работают автонасосы на базе ГАЗ и ЗиЗ.

В комплект оборудования пожарного автомобиля тогда, как и сейчас, входили колонки для гидрантов (стендеры), только раньше на пожары приходилось возить по две штуки – «московский» и «ленинградский». Дело в том, что водопроводная система Архангельска тех лет была оборудована гидрантами московского и ленинградского производства, к которым подходил только аналогичный стендер. Вес «московского» достигал 30 килограммов, «ленинградский» был чуть легче.

Василий Иванович вспоминает, что с первых дней обучения курсанты занимались «нарезкой» пожарных рукавов, которые потом распределялись по пожарным частям города. Успели подготовить несколько километров. Недоумевали - куда столько?! Ответ пришел через три недели: в августе 1942, с началом ударов вражеской авиации, в Архангельске заполыхали крупные пожары. Так для Василия Шварева начались бесконечные боевые будни.

Первый крупный пожар

Постановка в боевой расчет совпала для молодого курсанта с первыми объявлениями воздушной тревоги. Когда в небе над Архангельском появлялись немецкие самолеты, все пожарные подразделения выезжали из своих депо и сосредотачивались у наиболее важных объектов. 24 августа, в один из таких налетов, подразделение Шварева дежурило у областной больницы. От диспетчера поступил сигнал о крупном пожаре: на другом конце города горели склады, под угрозой находились горэлектростанция и хлебозавод. Расчет выдвинулся к месту. Это был один из немногих случаев, когда пожар тушили несколько пожарных подразделений, были задействованы даже пожарные пароходы. Позже, из-за интенсивных бомбардировок и большого числа возгораний в разных частях города в ликвидации пожара, как правило, участвовал один расчет.

«Мы хорошо тогда поработали, - вспоминает Василий Иванович. – большую часть складов удалось отстоять. Тушение продолжалось всю ночь».

На утро их сменил другой караул. Машина осталась на месте пожара, надо было как-то добираться до своего подразделения. А это – пара километров. Уставшие, голодные, в насквозь промокшей одежде пожарные отправились в часть пешком. Садиться в трамвай, со смехом вспоминает ветеран, тогда постеснялись.

Голодные годы

Впрочем, в годы войны часто было не до смеха. Мы попросили Василия Ивановича подробней рассказать, как работалось в тех условиях, с какими трудностями приходилось сталкиваться.

31 августа Архангельск вновь подвергся крупной бомбардировке, один из снарядов попал в главный корпус Архангельского лесотехнического института. Основные силы пожарных подразделений были брошены туда. Расчет Василия Ивановича также направили в центр города на улицу Чумбарова-Лучинского, где горели жилые дома. Это был район выезда первой ПЧ, которая была задействована на тушении АЛТИ, поэтому не сразу удалось найти ближайший к месту пожара водоисточник. Тушить приходилось под продолжающимся авианалетом. На разрывы бомб не обращали внимания – все заглушал треск пожара, который нужно было во что бы то ни стало ликвидировать. Дом значительно пострадал от огня, но пожарные выполнили главную задачу – отстояли соседние здания. Пожары в условиях плотной деревянной застройки представляли главную угрозу для города в годы войны. Кстати, сгоревший дом построенный еще XIX веке был восстановлен, он до сих пор стоит на углу Чумбаровки и Поморской и является одним из неотъемлемых элементов исторической части Архангельска.

Бомбежки, работа в режиме «сутки через сутки», а иногда и каждый день. Интересуемся у Василия Ивановича, как удавалось поддерживать силы при таком темпе в голодающем Архангельске, где суточная норма хлеба немногим превышала ленинградскую?

- Нам выдавали не хлеб, а шаньги – маленькие лепешки весом по 100 грамм каждая. На человека было положено шесть шанежек в сутки, то есть 600 грамм. Хочешь, ешь сразу, хочешь – растягивай на день, - вспоминает Шварев. Конечно, этого катастрофически не хватало…

В тот раз, когда всю ночь продолжалась работа по тушению складов возле хлебозавода, пожарные решили на утро зайти на предприятие, чтобы попросить немного хлеба. Удалось пробиться даже к руководству, но им отказали. Правда, в память пожарного врезался и другой случай.

Как-то раз пришлось тушить хозпостройку на территории 1-й городской больницы. Ближайший гидрант располагался на трамвайной ветке, колонку ставили непосредственно между рельсами. Естественно, все городское движение тогда встало. Василий Иванович в расчете всегда выполнял функции ствольщика. Тяжелая работа. Кто хоть раз подавал воду из пожарного ствола, знает, что это такое. Вырвавшийся из рук он становился неуправляемым, легко мог убить человека. На тушение ушла вся ночь. Обессиленные пожарные уже стали сворачивать рукава, когда на чердаке располагавшегося неподалеку родильного отделения произошло возгорание. Силы огнеборцев были практически на исходе, затащить рукавную линии на крышу помогли пациенты из соседних корпусов. К счастью, пожар не успел развиться. Когда его ликвидировали, к пожарным подошел главврач больницы. «Спасибо вам за работу!», - пожал он руки бойцам и без лишних слов отвел в больничную столовую. Тот завтрак навсегда врезался в память ветерана: вареная картошина и немного селедки каждому. И еще слова врача: «Ребята, простите, хлеба нет…». От воспоминаний на глазах Василия Ивановича наворачиваются слезы. Элементарные по нынешним временам забота и участие, тогда дорогого стоили.

Всю войну Василий Иванович прошел в пожарных должностях, охранял лесозавод №9 г.Архангельска, а в мае 1943 года он был направлен для обучения в пожарно-техническую школу военизированной пожарной охраны НКВД г. Свердлова, а с 1 декабря 1944 года назначен командиром Школы младшего командного состава ВПО НКВД г. Архангельска.

Свою службу в пожарной охране Василий Иванович закончил в 1976 году. Как признается он сам, не было в Архангельске лесозавода, где бы он ни побывал с проверкой. На его годы пришлись многочисленные стройки послевоенного периода, когда все они в обязательном порядке согласовывались с пожарным надзором. Все, кто знал и учился у него, отмечают, что Василий Иванович как никто другой знал все противопожарные нормы, отлично разбирался в проектах зданий. Даже к пенсионеру Швареву долгое время приходили за советом.

В марте Василию Ивановичу исполнится 92 года! Коллектив Главного управления желает ему крепкого здоровья, бодрости духа и еще долгих лет жизни!

Новость на сайте МЧС Архангельской области

Версия для печати Новость была получена автоматически с источника в 2015:02:09 14:16 (МСК)

Регионы России: СЗФО, Архангельская область

Другие тэги

Все новости по тэгу ""

Календарь новостей

Интернет-приемная
Архангельская область

Последние новости

Все новости